Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 8290 / 1263 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 12:18:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 1:

Этапы развития менеджмента

Лекция 1
Аннотация: Дается представление об основных этапах становления науки и практики менеджмента от древнего периода до современного периода систематизации.

1.ppt

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Get Adobe Flash Player

Цель лекции: познакомить слушателей с основными этапами становления практики управления с позиции исторического анализа.

Всю историю развития теории и практики управления можно представить с позиции четырёх этапов:

Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.

Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции.

Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ.

Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления.

Древний период

В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления.

Такой опыт основывался на упорядочении и организации совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины.

Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.

Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели письменность и стали заниматься регистрацией фактов.

В древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период происходит:

  • необходимость планирования, организации и контроля;
  • необходимость "честной игры";
  • децентрализация в организации управления.

В это же время прорабатывались идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата.

В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.

Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:

  • Независимость и обязательность решений.
  • Исполнение обязанностей.
  • Регулирование вопросов иерархии власти.
  • Организация труда работников на поле.
  • Регулирование товарно–денежных отношений.
  • Установление минимальной заработной платы.

В качестве основных элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов.

В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.

В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.

Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производством и стимулированием работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.

400 год до н.э. был связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым.

В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации.

Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время, когда решались вопросы иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений.

С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.

В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.

В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.

Период индустриализации

Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.

То, что мы сегодня называем менеджментом, появилось ещё во времена промышленной революции в XIX в. Рост числа производств, и необходимость увеличения занятости больших групп людей привели к тому, что собственники предприятий уже были не в состоянии контролировать деятельность всех работников. Возникла необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы собственника на местах. Для этого обучали лучших работников, которые и стали первыми менеджерами.

Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.

В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.

В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.

В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.

Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.

Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.

Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.

Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.

Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.

Период систематизации

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.

Изменившиеся условия потребовали такого же коренного изменения управления производством, тем более что необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких научных сферах, как экономика, социология, психология.

Наука конца ХIХ в. была подготовлена к значительным теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в., что и создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

XX век связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.

В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.

Информационный период

Данный период представлен количественной школой управления.

Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.

Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.

Краткие итоги

В лекции были представлены четыре хронологических этапа развития теории и практики управления. Первый этап с древнего периода характеризовался накоплением опыта и был связан с практическими вопросами управления людьми, производством. Этап индустриализации уже характеризуется развитием научного подхода к менеджменту. В период систематизации начинают формироваться научные школы, которые прорабатывают технологии менеджмента на основе всего управленческого опыта, накопленного человечеством. В информационный период разрабатывается идея системного подхода.

Вопросы

  1. Охарактеризуйте и выделите отличительные особенности древнего периода развития менеджмента.
  2. Опишите основные отличия между этапом индустриализации и этапом систематизации.
  3. Выделите развитие функций управления по хронологическим периодам.
Лекция 1
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?

 

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Владимир Нестеренко
Владимир Нестеренко
Россия, Норильск, Норильский индустриальный институт, 1992