Опубликован: 17.05.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 9:

Управление релизами и развертыванием в рамках Внедрения услуг

< Лекция 8 || Лекция 9: 12 || Лекция 10 >
Аннотация: В лекции рассматривается процесс Управления релизами и развертыванием в рамках этапа Внедрения услуг: цели, входы и выходы процесса, основные деятельности в его рамках.

Управление релизами и развертыванием отвечает за предоставление и тестирование возможностей для предоставления услуг, определенных на этапе Проектирования.

Основные цели Управления релизами и развертыванием:

  1. формирование и согласование планов релизов и развертывания с заказчиками и инвесторами;
  2. гарантия того, что каждый пакет для релиза состоит из набора связанных и совместимых компонентов;
  3. осуществление управления релизом и его компонентами в рамках процессов Внедрения;
  4. гарантия того, что все пакеты для релизов могут быть протестированы, отслежены, проверены, установлены или устранены (при необходимости);
  5. гарантия того, что все изменения управляются в рамках деятельностей по управлению релизами и развертыванием;
  6. ведение отчетов и управление рисками, проблемами, расхождениями, связанными с новой или измененной услугой. Осуществление корректирующих действий при необходимости;
  7. обеспечение доступа к информации для заказчиков и инвесторов, чтобы они могли эффективно использовать новую или измененную услугу;
  8. обеспечение доступа к информации для операционного персонала, чтобы он мог предоставлять, поддерживать и управлять услугой.

Управление релизами и развертыванием отвечает за выпуск релизов и их эффективное использование заказчиками.

Единица релиза (Release Unit) - компоненты услуги, которые обычно компонуются вместе и выпускаются в рамках одного релиза. Единица релиза обычно включает в себя компоненты, необходимые для выполнения какой-либо полезной функции. Например, Единицей релиза может быть настольный компьютер, включающий в себя программное, аппаратное обеспечение, лицензии, документацию и т.п. Другим примером Единицы релиза может служить целое приложение для расчета зарплаты, включая процедуры операционного управления IT и тренинги пользователей[1].

Важно определить подходящий уровень Единицы релиза для каждого актива и компонента. Необходимо учитывать следующие факторы:

  • простота и количество изменений, необходимых для релиза и развертывания;
  • количество ресурсов и времени, необходимое для сборки, тестирования и развертывания;
  • сложность взаимосвязей между единицей и остальными услугами и компонентами;
  • хранение, доступное в рамках сборки, тестирования, распространения и эксплуатации[16].

Подход преобразования новой или измененной услуги определяется в рамках этапа Проектирования. Существует две опции внедрения:

  1. "большой взрыв" - новая или измененная услуга развертывается сразу для всех пользователей в рамках одной операции;
  2. пофазовый подход - услуга развертывается поэтапно. Сначала одной части пользователей, затем остальным.

На рис. 9.1 представлено применение двух подходов.

Два подхода к развертыванию услуг

увеличить изображение
Рис. 9.1. Два подхода к развертыванию услуг
  1. Релиз 1 - начальная установка на три рабочие станции (1-3). Две другие станции добавляются в тот же период времени (4-5);
  2. Релиз 2 - использование подхода "большой взрыв" для развертывания. Релиз устанавливается сразу на пять рабочих станций (1-5). На другом шаге на две дополнительные станции (6-7);
  3. Релиз 3 - пофазовый подход для развертывания. Сначала обновляется только три рабочие станции (1-3), затем оставшиеся четыре (4-7). Еще одна станция добавляется на следующем этапе (8).

Пофазовый подход имеет следующие вариации:

  1. порции услуги предоставляются для использования по фазам, но все пользователи будут подключены к ней одновременно;
  2. каждый релиз развертывается постепенно в зависимости от количества конечных пользователей;
  3. разные элементы услуги развертываются в рамках разных фаз;
  4. комбинированный подход, применяющий все описанные выше.

Пофазовый подход возможен только в том случае, если старая и обновленная услуги совместимы и могут работать одновременно.

Рассмотрим последовательность действий в рамках Управления релизами и развертыванием.

Для развертывания релиза необходимо разработать различные планы, в частности, Планы релизов и развертывания. Они должны определять:

  • охват и контекст релиза;
  • оценку рисков для релиза;
  • организации и отдельные лица, которых затронет релиз;
  • инвесторов, которые утвердили запрос на изменение;
  • команду, ответственную за релиз;
  • подход к взаимодействию с инвесторами и группами развертывания, который определяет:
    • стратегию предоставления и развертывания;
    • ресурсы для релиза и развертывания;
    • количество изменений, которые могут быть осуществлены.

В рамках Внедрения должны быть определены критерии, которые позволят установить успешность выполнения каждой стадии релиза и развертывания. Результат выполнения либо принимается - pass, либо отклоняется - fail. Отсюда критерии называются прием/отклонение (pass/fail) критерии.

Пример, когда результат принимается:

  • Все тесты завершены успешно; отчет по оценке и RFC для сборки и тестирования подписаны.

Примеры, когда результаты отклоняются:

  • недостаток ресурсов для перехода на следующую стадию. Например, тестирование показало недостаточность финансовых средств для предоставления спроектированной услуги на стадии эксплуатации;
  • этап Эксплуатации услуг не может предоставить отдельные атрибуты услуг;
  • этап Проектирования услуг разработал проект, не соответствующий установленным стандартам, технологиям, требованиям регуляторов и т.п.:
  • услуга не может быть предоставлена в соответствии с ограничениями, наложенными на этапе Проектирования;
  • не выполняются критерии приемки услуги;
  • необходимые документы не подписаны;
  • SKMS и CSM не обновлены и содержат неактуальную информацию;
  • количество инцидентов, проблем и рисков выше, чем предполагалось изначально.

Перед передачей услуги в промышленную эксплуатацию, необходимо совершить ряд действий по сборке и тестированию различных сред. Деятельность в рамках планирования сборки и тестирования заключается в:

  • формирование планов сборки исходя из проектной документации, спецификаций, требований к конфигурации оборудования;
  • формирование команд сопровождения, логистики и сборки, необходимых для поддержки сред;
  • тестирование сборки;
  • составление расписаний для тестирования и сборки;
  • назначение ролей, распределение ресурсов и ответственности для ключевых деятельностей;
  • согласование критериев приемки сборки.

Среды, необходимые для релиза:

  • среда сборки - используется для сбора и комплектования пакета релиза;
  • единичная среда тестирования - используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности отдельных компонентов услуги;
  • комплект сред тестирования - используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности комплекта компонентов услуги;
  • среда интеграции - используется для сборки и интеграции компонентов услуги;
  • среда тестирования услуги - используется для тестирования всех аспектов объединенной архитектуры услуги;
  • среда тестирования релиза - используется для установки, сборки и тестирования пакета релиза в контролируемой среде; обычно совмещена со средой тестирования услуги.
  • среда тестирования готовности к эксплуатации - для тестирования возможностей услуги и ее компонентов перед передачей в промышленную эксплуатацию;
  • среда, симулирующая бизнес-среду;
  • среда, симулирующая Управление услугами;
  • среда для обучения;
  • среда для пилотирования;
  • среда для резервного копирования и восстановления.

Для тестирования услуги на маленькой части пользователей используются пилоты. Пилот (Pilot) - ограниченное развертывание услуги, релиза или процесса в среде промышленной эксплуатации. Пилот используется для сокращения рисков и получения обратной связи, а также приемки от пользователей[1]. При этом важно определить оптимальный охват пилота. Если он будет слишком маленьким, будет некорректно отображена функциональность услуги и не выявятся многие ошибки. Для пилотирования также должны формироваться планы.

Планирование сборки пакета релизов содержит следующие процедуры:

  • проверка критериев входа/выхода;
  • взаимодействие с инвесторами:
    • управление контрактами и их деталями;
    • доведение до инвесторов информации о предлагаемых изменениях, выгоде, которую они могут принести и сопутствующих затратах и рисках
  • обучение персонала и передача знаний;
  • установление услуг и активов в виде имеющихся контрактов;
  • согласование графиков;
  • разработка механизмов и инструментов для:
    • сборки, тиражирования, продвижения, распространения, контроля, инсталляции и активации релизов;
    • управления лицензиями и авторскими правами.
  • настройка систем и обучение пользователей для работы с новой или измененной услугой;
  • разработка возможностей и ресурсов для сервис-менеджмента;
  • оценка готовности целевой группы к использованию релиза;
  • определение и согласование критериев для выхода.

В рамках составления планов развертывания необходимо ответить на следующие вопросы:

  • для кого предназначено развертывание?
  • кто будет пользователями?
  • есть ли какие-то особенности месторасположения?(например, какие-то дополнительные выходные в зависимости от региона)
  • где пользователи? (например, есть ли удаленные пользователи или все пользователи будут работать в одном месте)
  • кто еще должен быть подготовлен к релизу? (например, нужно ли дополнительное обучение персонала сервис-деска)
  • когда необходимо завершить развертывание?
  • почему необходимо развертывание? (например, чтобы исправить какую-то проблему или увеличить функциональность)
  • какие факторы успеха и критерии выхода? (как узнать, что развертывание прошло успешно и может быть завершено)
  • каковы текущие возможности поставщика услуг?

Далее разрабатываются Планы снабжения и предоставления. Они определяют следующее:

  • как и когда релиз и его компоненты будут предоставляться?
  • какие имеются команды сопровождения, и что будет в случае задержки?
  • как отследить прогресс в предоставлении и необходимость его завершения?
  • есть ли возможность защищенного хранения, если потребуется?

Прежде чем добавлять какие-то действия в планы развертывания, необходимо осуществить финансовое планирование. Оно рассматривает вопросы выделения средств для обеспечения деятельностей, покупки необходимого оборудования и лицензий, имеющиеся контракты и обязательства.

После того, как детальные планы для каждой деятельности в рамках Управления релизами и развертыванием составлены, наступает этап подготовки к сборке, тестированию и развертыванию. На этом этапе происходит оценка рисков, возможных проблем и несоответствий в проектной документации. Оценка проверяет, принесет ли изменение желаемые результаты. Формируется отчет, в котором содержатся рекомендации об утверждении изменения или его отклонении.

Если изменение утверждено, наступает этап сборки и тестирования. Ключевые аспекты, которыми необходимо управлять в рамках этого этапа:

  • использование сред сборки и тестирования;
  • стандартизация и интеграция;
  • управление конфигурациями:
  • в ходе деятельностей по сборке и тестированию - контроль версий, управление базовым состоянием, контроль входов и выходов этапа сборки и тестирования;
  • ведение отчетности, которая позволит осуществить сборку снова при возникновении необходимости;
  • управление наглядностью тестирования - формирование отчетов по тестированию;
  • контроль доступа к физическим компонентам и технологиям;
  • проверка выполнения требований безопасности;
  • проверка деятельностей - все необходимые условия выполнены;
  • управление вопросами среды - кондиционирование, электропитание, физическое место, пожарная сигнализация и т.п.
  • проверка готовности релиза к передаче на следующую стадию;
  • передача релиза на следующую стадию.

В ITIL вводится понятие "базовое состояние". Базовое состояние (Baseline) - зафиксированное состояние, используемое как ориентир (контрольная точка)[1]. Трактовка зависит от контекста. В контексте Внедрения базовое состояние может быть использовано для возврата инфраструктуры к исходной конфигурации в случае, если внедрение релиза оказалось неудачным. Информация о базовых состояниях конфигураций хранится в CMS.

Для сборки релиза необходимо объединить множество компонентов, активов и продуктов от внешних и внутренних поставщиков. В этом большую роль играет документация - соглашения, контракты, лицензии и т.п. Деятельность по приобретению компонентов включает в себя:

  • взаимодействие с процессами снабжения для приобретения компонентов;
  • сбор:
    • информации о новых и обновленных активах и конфигурационных единицах от SACM;
    • квитанций и чеков;
    • документации предоставления, релиза и изменения от поставщика.
  • проверка, мониторинг и ведение отчетности о качестве поступающих конфигурационных единиц и компонентов услуг;
  • обеспечение того, что наличие лицензии можно будет доказать при возникновении необходимости;
  • ответные действия в случае, если качество, полученное на практике, отличается от ожидаемого, и оценка влияния снижения качества на внедрение в целом;
  • обновление статусов конфигурационных единиц в SACM.

После того, как все необходимое куплено, документация готова, можно приступить к сборке пакета релизов. При сборке релизов важно понимать, что продукт поступит скоро в промышленное производство, следовательно, использованные в рамках сборки процедуры должны быть повторимы в случае необходимости.

< Лекция 8 || Лекция 9: 12 || Лекция 10 >
Александр Колотов
Александр Колотов
Вопрос о версионности
Грета Березовская
Грета Березовская
Когда производится оплата и как отказаться от курса?
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Сергей Зубков
Сергей Зубков
Россия