Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 8872 / 2859 | Длительность: 14:36:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 11:

Методы, приемы и средства обучения и контроля результатов образовательного процесса

< Лекция 10 || Лекция 11: 123 || Лекция 12 >
Аннотация: Раскрывается сущность понятий "метод обучения", "прием обучения", "средство обучения", рассматриваются классификации методов и средств обучения; описаны подходы к контролю результатов обучения на основе тестирования, рейтинговой технологии и метода портфолио.

11.1. Понятия "метод обучения" и "прием обучения", их взаимосвязь

Метод (от греч. путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Методы обучения (англ. teaching methods) – это

  • способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся;
  • паттерны деятельности учителя, которые релевантны, воспроизводимы и применимы в обучении различным предметам / дисциплинам.

Прием обучения или методический прием (англ. teaching techniques) – структурный элемент метода обучения.

Применение конкретного метода обучения на практике заключается в его композиции из отдельных приемов обучения с учетом специфики целевой аудитории и контекста обучения.

11.2. Подходы к классификации методов обучения

В теории обучения предложены различные подходы к классификации методов обучения: перцептивный, логический, гностический, кибернетический ( рис. 11.1).

Подходы к классификации методов обучения

увеличить изображение
Рис. 11.1. Подходы к классификации методов обучения

В рамках перцептивного подхода Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г.Шаповаленко и другие по источнику передачи информации и характеру ее восприятия обучающимися выделили три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические, которые представлены на рис. 11.2.

Классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия

Рис. 11.2. Классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия

В классификации методов обучения М.И.Махмутова по видам деятельности субъектов образовательного процесса выделены методы преподавания (англ. methods of instruction) и методы учения (англ. learning methods), показанные на рис. 11.3.

Классификация методов обучения по видам деятельности субъектов образовательного процесса

Рис. 11.3. Классификация методов обучения по видам деятельности субъектов образовательного процесса

В классификации методов учебно-познавательной деятельности Ю.К. Бабанского выделено три группы методов, которые представлены на рис. 11.4.

Классификация методов учебно-познавательной деятельности Ю.К.Бабанского

Рис. 11.4. Классификация методов учебно-познавательной деятельности Ю.К.Бабанского

В классификации методов учения по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности обучающихся, предложенной В.А.Онищуком, выделены коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий и контрольный методы ( рис. 11.5 ).

Классификация методов обучения по дидактическим целям

Рис. 11.5. Классификация методов обучения по дидактическим целям

В классификации, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, методы обучения проранжированы по возрастанию уровня активности и степени самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности: от информационно-рецептивного к исследовательскому. На рис. 11.6 представлены основные этапы деятельности педагога и обучающихся в ходе использования данных методов обучения.

Классификация методов обучения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина

увеличить изображение
Рис. 11.6. Классификация методов обучения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина

А.В.Хуторским разработана классификация методов продуктивного обучения ( рис. 11.7), в которой выделены три группы методов: когнитивные (методы познания окружающей действительности), креативные (методы создания внешних и внутренних образовательных продуктов) и оргдеятельностные (методы организации образовательного процесса) [6].

Классификация методов продуктивного обучения

увеличить изображение
Рис. 11.7. Классификация методов продуктивного обучения

В обобщенной классификации методов обучения, предложенной Г.К.Селевко ( рис. 11.8), в качестве отдельной группы выделены информационно-коммуникационные методы как способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Классификация методов обучения по Г.К. Селевко

Рис. 11.8. Классификация методов обучения по Г.К. Селевко
< Лекция 10 || Лекция 11: 123 || Лекция 12 >
Анастасия Мастакова
Анастасия Мастакова
Дмитрий Арбузов
Дмитрий Арбузов

На сколько мне известно сейчас котируются только удостоверения. Сертификаты для атестации или повышения неподходят.

Фёдор Ризничук
Фёдор Ризничук
Россия, г. Тверь
Ольга Попукайло
Ольга Попукайло
Россия, г. Стерлитамак