Опубликован: 13.03.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 16663 / 6754 | Длительность: 14:38:00
ISBN: 978-5-9556-0150-2
Специальности: Преподаватель, Психолог
Лекция 5:

Эмоциональные и волевые психические процессы

< Лекция 4 || Лекция 5: 12 || Лекция 6 >
Аннотация: Рассматриваются эмоциональные и волевые психические процессы, их специфика, физиологические основы, виды, свойства, функции, динамика протекания.

5.1. Эмоциональные процессы

Эмоциональный процесс – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Классификация эмоциональных процессов по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:

  • аффекты (англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма;
  • эмоции (англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными;
  • чувства (англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает;
  • настроения (англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

Страсть (англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.

Физиологическая основа эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.

Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.

В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.

Классификация эмоциональных психических процессов

Рис. 5.1. Классификация эмоциональных психических процессов

Аффекты

Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.

Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.

Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.

Формы проявления аффекта: гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.

Эмоции

Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.

Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.

Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, [10]).

Компоненты эмоций:

  • импрессивный – внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления);
  • экспрессивный – внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).

Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.

Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.

Составляющие эмоций:

  • когнитивная оценка событий и ситуаций.
  • физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
  • тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
  • экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
  • чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.

Психологические теории эмоций:

  1. Эволюционная теория происхождения эмоций, автор Чарльз Дарвин, "Выражение эмоций у человека и животных", 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма.
  2. Рудиментарная теория эмоций, авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных.
  3. Структурная теория эмоций, автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система.
  4. Соматическая теория эмоций Джеймса-Ланге, авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций.
  5. Теория эмоций Кеннона-Барда, авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма.
  6. Активационная теория Линдсея-Хебба, авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания.
  7. Двухфакторная теория эмоций, авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения).
  8. Биологическая теория эмоций, автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции.
  9. Потребностно-информационная теория эмоций, автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. "Формула эмоции", предложенная П.В. Симоновым: Э = П_(Ис – Ин), где Э – эмоция (сила, качество, знак), П – потребность, Ин – информация, необходимая для ее удовлетворения, Ис – информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
  10. Теория когнитивного диссонанса, автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено когнитивным диссонансом (расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций – когнитивным консонансом (совпадением ожидаемого и действительного).
  11. Единая концепция сознания и эмоций (Ю. И. Александров [12]). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.

Функции эмоций:

  • отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне;
  • сигнальная – психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде;
  • подкрепляющая – эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию;
  • коммуникативная – эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное "созвучие"), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта;
  • управляющая – эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения;
  • мобилизующая – физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида;
  • компенсаторная – эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.

Классификация видов эмоций

  1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
    • низшие – эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
    • высшие – социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку.
  2. По валентности (тону) эмоции могут быть положительными (радость, интерес) или отрицательными (страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.

    Амбивалентность – одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.

  3. По интенсивности (силе) выделяют сильные и слабые эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты.
  4. По влиянию на активность различают виды эмоций:
    • стенические (от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
    • астенические (от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.).

Нарушения эмоций

Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:

  • аффективная возбудимость – склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации;
  • аффективная слабость – чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости;
  • аффективная вялость – ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью;
  • аффективная истощаемостъ – кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.
< Лекция 4 || Лекция 5: 12 || Лекция 6 >
Екатерина Карпова
Екатерина Карпова
Татьяна Савосина
Татьяна Савосина