Автор: Дмитрий Кознов | Санкт-Петербургский государственный университет
Форма обучения:
дистанционная
Стоимость самостоятельного обучения:
бесплатно
Стоимость обучения с персональным тьютором:
500 руб. [?]
Доступ:
свободный
Документ об окончании:
 
Уровень:
Специалист
Длительность:
16:28:00
Студентов:
2050
Выпускников:
206
Качество курса:
4.30 | 3.65
Данный курс посвящен визуальному моделированию - графическим языкам, методам и программным инструментам. Подробно обсуждаются особенности визуального моделирования программного обеспечения по сравнению с чертежным проектированием в других инженерных областях (например, машиностроении, электротехнике, строительстве).
Рассматривается главный стандарт в этой области - язык UML 2.0, а также новый стандарт комитета OMG для моделирования бизнес-процессов - язык BPMN (Business Process Modeling Notation). Подробно освещается использование визуального моделирования при разработке баз данных, систем реального времени и бизнес-процессов, рассказывается о психологических аспектах применения визуальных моделей при работе с информацией. При этом многие базовые аспекты визуального моделирования даются не сухой выжимкой, а проводятся исподволь и демонстрируются на многочисленных примерах. Особо обсуждаются вопросы, которым традиционно не уделяется должного внимания, но которые чрезвычайно важны для практики - проблема семантического разрыва между кодом и диаграммами, концепция точки зрения моделирования, граф модели и диаграммы и т. д.
ISBN: 978-5-94774-823-9
 

План занятий

Занятие
Заголовок <<
Дата изучения
Лекция 1
50 минут
Определение визуального моделирования
Здесь рассказывается о роли чертежей в стандартизации промышленного производства в классических, инженерных областях (строительстве, машиностроении, электротехнике и т. д.). Обсуждается причины, препятствующие использованию чертежного проектирования при разработке программных систем "as is". Вводится понятие метафоры визуализации, обосновывается практическая значимость графовой метафоры при визуализации ПО. Дается определение визуального моделирования и средств визуального моделирования - языков, методов, программных инструментов. Рассказывается о семантическом разрыве между визуальными моделями и программным кодом, препятствующим автоматической генерации кода по моделям
-
Лекция 2
48 минут
Иерархия метаописаний. Точка зрения моделирования. Граф модели и диаграммы
В этой лекции представлена иерархия метаописаний, необходимая при изучении и использовании визуального моделирования, а также при создании новых программных инструментов в этой области. Рассказывается о том, что такое точка зрения (viewpoint) моделирования, показывается, что при разработке ПО необходимо создавать множество моделей, выполненных с разных точек зрения. Результаты визуального моделирования разделяются на граф модели и его представления (диаграммы). Рассматриваются детали функциональности CASE-пакетов - браузер модели и репозиторий, операции над графом модели и диаграммами
-
Лекция 5
44 минуты
"Человеческие" аспекты применения визуального моделирования
В этой лекции вводятся четыре базовые функции процесса разработки ПО, в которых визуальное моделирование используется существенно по-разному: проектирование принципиально новой, уникальной системы; компоновка и формализация знаний; изучение существующей системы; передача знаний о системе. Рассматривается также техника использования визуальных моделей при изучении новой предметной области - цикл SADT/IDEF читатель/автор.
-
Тест 5
21 минута
-
Лекция 6
1 час 6 минут
Визуальное моделирование систем реального времени, часть I
В этой лекции дается определение системам реального времени (СРВ), рассматривается их специфика по сравнению с другим программным обеспечением. Обосновывается использование при их моделировании таких абстракций, как компонента, канал, порт и интерфейс. Рассказывается о моделировании структуры систем реального времени с помощью диаграмм композитных структур UML 2.0. Вводится понятие реактивных систем - подкласса систем реального времени, поведение которых удобно моделировать конечными автоматами
-
Лекция 7
1 час 2 минуты
Визуальное моделирование систем реального времени, часть II
В этой лекции рассказывается о том, как моделировать поведение систем реального времени с использованием диаграмм конечных автоматов UML 2.0. Рассматривается пример из области мобильной связи, приводится и подробно обсуждается сгенерированный по UML-диаграммам программный код
-
Лекция 8
46 минут
Визуальное моделирование баз данных
В этой лекции рассказывается о визуальном моделировании схем баз данных на основе модели "сущность-связь". Показывается, как это делать с помощью диаграммы классов UML. Рассматриваются разные виды схем данных - концептуальная, логическая и физическая, затрагиваются вопросы автоматической генерации кода для самых распространенных промышленно-используемых СУБД - реляционных. Подробно рассматривается реализация отношений "многие-ко-многим", "один-ко-многим", а также наследования. В качестве примера представлен фрагмент схемы баз данных приложения, автоматизирующего работу факультета университета, реализованный в Microsoft Visual Studio для СУБД Microsoft SQL Server
-
Лекция 9
58 минут
Визуальное моделирование бизнес-процессов
В этой лекции рассматривается понятие бизнес-процесса. Рассказывается об исполняемой семантике бизнес-процессов, об их связи с web-сервисами. Кратко рассматриваются ERP-системы. Представлено введение в язык моделирования бизнес-процессов - новый стандарт комитета OMG под названием BPMN
-
Тест 9
21 минута
-
Лекция 10
1 час 18 минут
Cемейства программных продуктов. DSM-подход
В этой лекции рассказывается о подходе к разработке ПО с помощью создания в компании семейства программных продуктов (software product line). Перечисляются и комментируются различные виды повторно используемых активов программной разработки. Приводятся этапы создания семейства продуктов. Дается определение DSM-подхода (Domain-Specific Modeling), рассматривается его применение в контексте product line. Подробно обсуждаются функциональные возможности и структура DSM-пакетов. Рассказывается об основных на данный момент средствах разработки DSM-пакетов: Eclipse/GMF, Microsoft DSL Tools, Microsoft Visio 2003
-
Лекция 11
46 минут
О строении визуальных языков
В этой лекции представлено краткое введение в семиотику: даются определения понятиям "язык" и "текст", а также объясняется, что такое синтаксис, семантика и прагматика языка. В контексте визуальных языков синтаксис подразделяется на абстрактный, конкретный (нотация) и служебный. Дается обзор различных формальных техник спецификации визуальных языков. Возможно, не вся информация этой лекции будет сразу понятна (особенно это касается формальных техник). Тогда следует вернуться к этой лекции после освоения двух следующих
-
Лекция 12
1 час 16 минут
Пример предметно-ориентированного визуального языка
В этой лекции рассматривается пример предметно-ориентированного визуального языка для моделирования компонент и их конечно-автоматного поведения. На этом примере демонстрируются различные формальные техники, используемые для спецификации визуальных языков - грамматики в форме Бэкуса-Наура, графические грамматики, метамоделирование, язык OCL, XML. Сформулированы практические рекомендации по созданию метамоделей для DSL
-
Лекция 13
38 минут
Знакомство с DSM-платформой Microsoft DSL TOOLS
В этой лекции рассказывается, как создавать предметно-ориентированные языки (DSLs) с помощью продукта Microsoft DSL Tools и как на основе этих спецификаций разрабатывать свой собственный графический редактор.
-
1 час 40 минут
-
Анна Митюрёва
Анна Митюрёва

http://www.intuit.ru/studies/courses/1041/218/info

С мобильного приложения доступ есть, а через сайт не отображается. Печально =(

Юрий Бородянский
Юрий Бородянский
Россия, таганрог, Радиотехнический университет (ТРТУ), 1999