Опубликована: 28.09.2017 | Уровень: для всех | Стоимость: 490.00 руб. | Длительность: 
Экономика – область знаний, в которой затруднены, а часто и невозможны, эксперименты.
Все объекты исследования по-своему уникальны, трудно сопоставлять результаты в контрольной и экспериментальной группах. В этом случае обращение к истории экономической мысли является возможностью проверить не только предсказательную силу современных экономических теорий апостериори, но и понять - в чем ошибались экономисты прошлого. Понимание их ошибок позволяет современному исследователю экономических процессов не наступать повторно на интеллектуальные «грабли» и избегать простых, популистских рецептов достижения богатства и счастья. Понимание ошибок прошлого снижает вероятность совершения ошибок в будущем. История экономических учений, как учебная дисциплина, представляет собой кладезь идей, зачастую неверных, но иногда и несправедливо отброшенных. Изучение этих идей, их анализ и критика позволяют совершенствовать экономический анализ и делать его более эффективным.

План занятий

ЗанятиеЗаголовок <<Дата изучения
-
Лекция 1
Введение в экономическую методологию
Индукция и дедукция. Принцип аддукции: озарение, статистическая проверка, построение модели, прогноз, подтверждение/опровержение прогноза. Верификация. Принцип фальсификации Карла Поппера. Абсолютизм vs релятивизм. Ядро Лакатоша vs концепции научных революций Куна. Что я знаю? И откуда я знаю, что я это знаю?
Оглавление
    -
    Тест 1
    24 минуты
    -
    Лекция 2
    Меркантилизм и проблемы геополитики
    Принципы меркантилизма. Страсть к накоплению. Механизм золотоденежных потоков Юма. Колонии и метрополии. Должники vs. кредиторы. Дилемма узника. Неэластичность спроса на экспорт и спроса на импорт. Условия, при которых меркантилизм становится верной концепцией. Почему в России почти всегда популярен меркантилизм?
    Оглавление
      -
      Тест 2
      24 минуты
      -
      Лекция 3
      Физиократия и концепция ключевого ресурса
      Земля дешеветь не может. Эластичность предложения факторов производства. Концепция ключевого ресурса. Идея единого налога Генри Джорджа. Условия, при которых физиократы будут правы. Экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель кругооборота доходов. Был ли В.И. Ленин физиократом?
      Оглавление
        -
        Тест 3
        27 минут
        -
        Лекция 4
        Адам Смит и основы менеджмента
        Идея разделения труда и специализации. Принцип абсолютных преимуществ. Специализация vs. диверсификация. Человеческий капитал и концепция чистого листа. Теорема Рыбчинского и кривая производственных возможностей. Производительный и непроизводительный труд. "Невидимая рука" рынка. Почему концепция выгод от специализации может оказаться неверной?
        Оглавление
          -
          Тест 4
          24 минуты
          -
          Лекция 5
          Давид Рикардо и введение в теорию международной торговли
          Закон железной заработной платы. Трудовая теория ценности. Дифференциальная земельная рента. Технический прогресс в системе Давида Рикардо. Закон сравнительных преимуществ. Модель сравнительных преимуществ в условиях фиксированных мировых цен. Как должны и как распределяются выгоды от научно технического прогресса?
          Оглавление
            -
            Тест 5
            27 минут
            -
            Лекция 6
            Томас Мальтус и начала демографии
            Аналитическая схема Мальтуса. Превентивные и естественные ограничители роста населения. Эмпирическое содержание теории Мальтуса. Рост производительности труда в сельском хозяйстве в арифметической прогрессии. Рост населения в геометрической прогрессии. Теория оптимальной численности населения и ее критика. Нужно ли помогать бедным с точки зрения Мальтуса?
            Оглавление
              -
              Тест 6
              24 минуты
              -
              Лекция 7
              Иоганн фон Тюнен и принципы экономической географии
              Насколько изолировано государство? Немецкая экономическая школа. Изолированное государство Иоганна фон Тюнена. Изменение ренты в зависимости от удаленности от центра. Теория размещения промышленных предприятий Альфреда Вебера. Проблема двух точек. Проблема трех точек. Теория центрального места Вальтера Кристаллера и правило ранг-размер. Приведет ли развитие коммуникаций к исчезновению городов?
              Оглавление
                -
                Тест 7
                24 минуты
                -
                Лекция 8
                Карл Маркс и теория эксплуатации
                От простого труда к сложному. Нормативный марксизм. Норма прибыли vs. прибавочная стоимость. Проблема ценности. Меновая и потребительная стоимости. Эксплуатация и прибавочная стоимость: c+v+m. Органическое строение капитала. Тенденция нормы прибыли к понижению. Относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Марксистская безработица как создание индустриальной резервной армии пролетариата. Что будет после капитализма?
                Оглавление
                  -
                  Тест 8
                  27 минут
                  -
                  Лекция 9
                  Маржинализм. Богатство = экономика+математика
                  Различия между маржинальным и классическим подходами к предмету изучения экономистов. Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрас. Предельный подход как отправная точка развития микроэкономики. Понятие предельного подхода. Принципы оптимизации и максимизации в маржинализме. Аналитическая схема Вальраса. Эндаумент. Остаточный спрос. Определение уровня цен в экономической системе.
                  Оглавление
                    -
                    Тест 9
                    24 минуты
                    -
                    Лекция 10
                    Альфред Маршалл и принципы экономикс
                    Полезность в понимании Альфреда Маршалла. Азартные игры и страхование: гипотеза Фридмена-Севеджа. Доводы за прогрессивное налогообложение. Маршалианский крест. Как формируется кривая рыночного предложения. Равновесие. Предельное число фирм в отрасли в условиях совершенной конкуренции. Понятие компенсирующей кривой спроса. Излишек потребителя. Издержки и кривая предложения. Функция средних издержек в долгосрочном и краткосрочном периоде. Спрос равен предложению? Как измерить счастье?
                    Оглавление
                      -
                      Тест 10
                      24 минуты
                      -
                      Лекция 11
                      Институционалисты и основы экономической антропологии
                      Торнстейн Веблен и его "Теория праздного класса". Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена. Вебленовские эффекты и кривые спроса. Принцип горизонтального суммирования. Монопольное ценообразование. Сетевые эффекты. Развитие идей Веблена Джоном Гэлбрейтом. Какие категории населения нужно относить к "праздному классу", а какие к "технократам"? Где искать праздный класс? Насколько значимо окружение в принятии решений?
                      Оглавление
                        -
                        Тест 11
                        27 минут
                        -
                        Лекция 12
                        Джон Мейнард Кейнс и возникновение макроэкономики
                        Проблема ограничений по спросу и предложению Вернер Зомбарт и потребление роскоши. Смысл кейнсианского подхода. Кейнсианская функция потребления. Кейнсианский крест Джона Хикса. Мультипликационные эффекты. Существование QWERTY-эффектов и их значимость. Эффект храповика. Философия кейнсианства. Допинг. Это хорошо или плохо?
                        Оглавление
                          -
                          Тест 12
                          27 минут
                          -
                          Лекция 13
                          Неоклассическая макроэкономика. Теория реальных производственных циклов
                          Аксиоматика неоклассического подхода. Концепция реального производственного цикла Роберто Барро. Кривая совокупного спроса и совокупного предложения в трактовке Роберто Барро. Роль налогов, государственных закупок, цен и процентных ставок в эффективном функционировании экономической системы. Почему банки не предлагают вкладчикам и заемщикам опцию "фиксированный реальный процент плюс поправка на инфляцию?
                          Оглавление
                            -
                            Тест 13
                            30 минут
                            -
                            Лекция 14
                            Экономический империализм и проблема стимулов к инновациям
                            Перспективные развития экономической мысли: душа vs. организационные структуры. Труд и ожидания как первичные факторы производства. Понятие окольности. Человеческий, социальный и другие виды капитала. Майкл Спенс. Образование: инвестиция или сигнал? Фрэнк Найт. Как долго рациональный индивид должен принимать рациональное решение? Рональд Коуз. Монополия и ее конкуренция самой с собой Йозеф Шумпетер. Динамическая эффективность и оправдание монополии. Радикальные и нерадикальные инновации. Модель выгод от вложения в нерадикальные инновации для ситуации монополии и олигополии.
                            Оглавление
                              -
                              Тест 14
                              36 минут
                              -
                              Лекция 15
                              6 минут
                              Российские экономические слоны
                              Евгений Слуцкий, Евсей Либерман, Василий Леонтьев, Леонид Канторович, Револд Энтов, Виктор Полтерович.
                              Оглавление
                                -
                                Тест 15
                                24 минуты
                                -
                                5 часов
                                -