Кабардино-Балкарский государственный университет
Опубликован: 02.03.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 6366 / 1836 | Оценка: 4.28 / 3.98 | Длительность: 15:25:00
ISBN: 978-5-9556-0108-3
Лекция 2:

Описания, базовые структуры и этапы анализа систем

< Лекция 1 || Лекция 2: 12345 || Лекция 3 >
Аннотация: Рассматриваются основные понятия системного анализа, признаки системы, типы топологии систем, различные формы описания систем, этапы системного анализа. Цель лекции: введение основного понятийного аппарата системного анализа, теории систем.
Ключевые слова: определение системы, объект, математика, информатика, знание, состояние системы, отношение, выходные данные, цель, задача, представление, распределение ресурсов, справедливая, описание, система, идентификация, плохо формализуемая, целый, структура, подразделения, работ, SI, ООО, конвейерное вычисление, древовидные, поддерево, гиперкуб, компьютер, плохо, структурируемый, описание системы, внутреннее описание, внешнее описание, операции, морфологическое, функциональное описание, информационное, информационное описание, морфологическое описание, мышь, информационные центры, внутрисистемная информация, поиск, корпоративная сеть, терминал, файловый сервер, почтовый сервер, маршрутизатор, сетевой принтер, рабочая станция, сервер, гетерогенная система, гомогенная система, связь, определение, маршрут, признак системы, связность, целостность, значение, целостная система, системная модель, функциональное, плохо формализуемая система

Дадим вначале интуитивное определение системы и подсистемы.

Система - объект или процесс, в котором элементы-участники связаны некоторыми связями и отношениями.

Подсистема - часть системы с некоторыми связями и отношениями.

Любая система состоит из подсистем, подсистема любой системы может быть сама рассмотрена как система. Границы рассматриваемой системы определяются доступными ресурсами и окружением.

Пример. Наука - система, обеспечивающая получение, проверку, фиксацию (хранение), актуализацию знаний общества. Наука имеет подсистемы: математика, информатика, физика, экономика и др. Любое знание существует лишь в форме систем (систематизированное знание). Теория - наиболее развитая система их организации, позволяющая не только описывать, но и объяснять, прогнозировать события, процессы.

Определим основные понятия системного анализа, необходимые далее.

Состояние системы - фиксация совокупности доступных системе ресурсов (материальных, энергетических, информационных, пространственных, временных, людских, организационных), определяющих ее отношение к ожидаемому результату или его образу. Это "фотография" механизма преобразования входных данных системы в выходные данные.

Цель - образ несуществующего, но желаемого, с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы, состояния среды, т.е. такого состояния, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах. Это описание, представление некоторого наиболее предпочтительного (с точки зрения поставленной цели и доступных ресурсов) состояния системы.

Пример. Основные социально-экономические цели общества: экономический рост; полная трудовая занятость населения; экономическая эффективность производства; стабильный уровень цен; экономическая свобода производителей и потребителей; справедливое распределение ресурсов и благ; социально-экономическая обеспеченность и защищенность; торговый баланс на рынке; справедливая налоговая политика.

Задача - некоторое множество исходных посылок (входных данных к задаче ), описание цели, определенной над множеством этих данных, и, может быть, описание возможных стратегий достижения этой цели или возможных промежуточных состояний исследуемого объекта.

Решить задачу означает определить четко ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных посылках. Решение задачи - описание, представление состояния системы, при котором достигается указанная цель ; решением задачи называют и сам процесс нахождения этого состояния.

Понятие проблемы в системном анализе - шире, чем понятие задачи, и состоит обычно из ряда взаимосвязанных задач.

< Лекция 1 || Лекция 2: 12345 || Лекция 3 >
Эрнесто Жолондиевский
Эрнесто Жолондиевский

Добрый день! Я ранее заканчивал этот курс бесплатно. Мне пришло письмо что я могу по этому курсу получить удостоверение о повышении квалификации. Каким образом это можно сделать не совсем понятны шаги кроме как вновь записаться на этот курс. С уважением Жолондиевский Эрнесто Робертович.

Станислав Мешавкин
Станислав Мешавкин
Россия, г. Заречный
Андрей Коробейников
Андрей Коробейников
Россия, Новосибирск, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 1999