Статистический Комитет Содружества Независимых Государств
Опубликован: 06.10.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 617 / 101 | Оценка: 4.57 / 4.29 | Длительность: 19:38:00
Тема: Экономика
Лекция 4:

Национальный статистический орган

< Лекция 3 || Лекция 4: 1234 || Лекция 5 >
Аннотация: Существует два основных типа организации статистического органа: тип, который условно можно назвать как отраслевой и как функциональный. Многие национальные статистические органы организованы таким образом, что в них сочетаются оба этих подхода.

При отраслевом типе организуется ряд подразделений, которые занимаются разработкой статистики по определенным направлениям, таких как торговля, промышленность, здравоохранение, образование и т.д. В случае применения функционального подхода в состав органа входят отделы по организации выборки, организации ввода и обработки данных, организации наблюдения, анализу, распространению данных и т.д.

Если применяется отраслевая структура, тот тут также могут быть различные подходы к организации работы. Первый подразумевает организацию по источникам информации (бизнес, домашние хозяйства, организации или государственный сектор). Другой подход состоит в том, чтобы организовать структуру в соответствии с основными запросами пользователей (бизнес-статистика) или по применяемым технологиям обработки данных (годовые расчеты, оперативные расчеты). Для достижения стабильности при формировании структуры национального статистического органа, обычно комбинируют все эти подходы.

Существуют определенные альтернативы. Например, можно разбить экономическую статистику по отраслям (и тогда каждый отдел будет отвечать за определенную отрасль, например, сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.д.). Но таким образом нельзя охватить все разделы экономической статистики, например, статистику цен, статистику внешней торговли, статистику занятости, инвестиции или расходы на исследования. Те же проблемы возникают и в социальной статистике.

Функции департаментов, занимающихся определенными направлениями, направлены на то, чтобы удовлетворить запросы пользователей, причем наиболее эффективным, с точки зрения затрат, путем, что включает в себя:

  • разработку планов работ по сбору информации;
  • подготовку методологий, призванных наиболее эффективно обеспечить баланс между требованиями потребителей и используемыми статистическим стандартами и методологией национальных счетов;
  • задокументировать качественные характеристики рассчитанных показателей и представить результаты в виде, приемлемом как для профессиональных пользователей, так и для широкой публики.

Для некоторых видов статистической деятельности, особенно тех, которые идентифицируются публикой как представительные для статистического органа (например, распространение статистических результатов) обязательно согласовывать свои действия с административными подразделениями.

Распространение статистических данных значительно изменилось с внедрением в практику компьютерных и коммуникационных технологий. Подразделения, занятые распространением данных, должны следовать предпочтениям пользователей, путем ведения соответствующих переговоров с подразделениями, обеспечивающими расчет статистических показателей. Большое значения имеют связи со средствами массовой информации.

Для наиболее эффективной организации статистических наблюдений лучше использовать функциональный подход, и они должны обслуживать все отраслевые подразделения. Однако, в некоторых случаях организация наблюдения может возлагаться на отраслевые подразделения (например, организацией переписи населения занимается подразделение. Ответственное за демографию).

Принципы организации

  • Теоретически имеется много различных способов организации статистической службы
  • На практике наблюдается большое сходство в организации статистических служб по всему миру
  • Например, директор по экономической статистике из статистической службы страны А, скорее всего, найдет коллегу с весьма схожими обязанностями в стране Б
  • То же самое относится и к директору по социальной статистике или национальным счетам и т.д.
  • Это свидетельствует о том, что существуют общие основополагающие принципы работы, когда речь идет об организации статистических служб
  • В основном практикуются два способа организации статистической службы: по тематическому и функциональному признаку

По существу организация – это отдельная группа людей (и ресурсов), объединенных для достижения общей цели или задачи. Взаимодействие ее членов сознательно координируется для достижения этой общей цели. Существует много различных вариантов структуры организации, например, по знаниям и навыкам (отделения кардиологии, терапии и неврологии в больнице), по процессу работы, часто основанному на технологии, по деловым функциям (производство, научные исследования, инженерные работы, бухгалтерия), по выпускаемой продукции (различные семейства продуктов или услуг в различных подразделениях), по клиентам (разные организационные единицы для розничных продаж домашним хозяйствам, клиентам, представляющим крупный бизнес и т.д.), по времени (смены на заводах и в больницах) и по месторасположению (разные обслуживаемые географические районы). Однако, на практике организация большинства НСС по всему миру выглядит весьма сходно. Почти во всех НСС существуют более или менее одинаковые подразделения и должности. По-видимому, существует два основных способа структурирования НСС: по тематическому и функциональному признаку.

Темы и функции/1

  • "Темы" могут относиться к институциональному источнику базовой собираемой информации или к основным категориям данных
  • Тематический подход обусловливает создание подразделений, ведающих такими вопросами, как торговля, промышленность, здравоохранение, образование и т.д.
  • Функциональный подход ведет к созданию подразделений, занимающихся такими вопросами, как методы, сбор данных, обработка данных, анализ данных, распространение информации
  • Невозможно сделать однозначный выбор между тематическим и функциональным подходами

Понятие "темы" может относиться либо к основным институциональным источникам базовых данных, либо к основным категориям данных. Тематический подход обусловливает наличие подразделений, занимающихся такими вопросами, как статистика торговли, промышленная статистика, статистика энергетического сектора, статистика здравоохранения и т.д. Понятие "функции" относится к роли, которую подразделения играют в управлении и осуществлении статистического процесса, например в планировании и сборе данных, разработке структуры обследования, обработке, анализе и распространении данных, международных отношениях и т.д. Как показывает опыт, трудно сделать однозначный выбор между тематическим и функциональным подходами.

Темы и функции /2

  • Таким образом, структура большинства статистических служб основывается на комбинации подходов
  • Некоторые функции идеально подходят для группирования в рамках функциональных подразделений организации, например, сбор данных, обработка данных и анализ данных
  • Другие функции, такие как анкетирование и публикации данных и их анализ или интерпретация требуют активного участия специалиста в той или иной тематической области и поэтому должны быть определены как тематические единицы

Именно поэтому большинство НСС имеет организационные структуры, представляющие собой комбинацию этих двух точек зрения. Для организации выполнения некоторых функций НСС, например осуществления выборки, работ на местах обследований и распространения информации, наиболее подходящим является функциональный подход. Другие функции, связанные с содержанием работ, такие как составление и анализ анкет, могут быть наиболее удачно организованы на основе тематического подхода. Однако, даже для разработки анкет требуются корпоративный контроль и согласование. Для сопоставимости статистических данных важно, чтобы концепции, определения и классификации, используемые в анкетах, были согласованы по тематическим областям. Кроме того, стиль анкет должен быть стандартизирован в максимально возможной степени, чтобы они были узнаваемы как анкеты НСС.

Организация и реорганизация/1

  • Могут существовать основания для изменения организационной структуры
  • Однако, реорганизация влечет за собой риски и расходы
  • Изменения могут вызывать замешательство и неопределенность
  • Излишние изменения могут порождать антагонизм среди сотрудников и приводить к раздорам
  • Организации не являют собой самоцель

Организационные структуры не застывают в камне. Время от времени могут возникать основания для рассмотрения возможных изменений организационной структуры, например, для повышения эффективности или для охвата новых направлений статистики. Кроме того, основанием для изменения организационных структур может служить внедрение новых технологий и рабочих процессов. Повышение эффективности может быть основанием для реорганизации, но некоторая избыточность неизбежно присутствует в структуре почти каждой организации любого масштаба. Хотя реорганизация иногда неизбежна, важно понимать, что она связана с расходами и рисками. Организации не являют собой самоцель. Они должны уважать традиции, а также служить интересам талантливых людей. Изменения в устоявшихся организациях могут вызвать замешательство и разногласия. В случае, когда реорганизация неизбежна, должны быть детально разъяснены ее причины и выслушаны мнения всех сотрудников. Процесс реорганизации должен занимать как можно меньше времени и не должен затягиваться.

Организация и реорганизация/2

  • Организационная структура должна быть простой и легко объяснимой
  • Желательно ограничить число иерархических уровней; в то же время сфера контроля руководящего персонала должна поддаваться управлению
  • Если реорганизация неизбежна, то данный процесс должен занимать как можно меньше времени, и мнения всех сотрудников должны быть выслушаны
  • Причины реорганизации следует изложить совершенно ясно

Организационная структура должна быть как можно более простой и легкой для понимания и объяснения. Организационные схемы, которые выглядят сложными, почти всегда означают, что организация неправильно структурирована. Хотя статистические службы, как правило, имеют иерархическую структуру, желательно максимально ограничить число уровней организации. С другой стороны, есть также ограничения в отношении сферы контроля менеджеров.

Если реорганизация неизбежна, то процесс должен занимать как можно меньше времени, и мнения всех сотрудников должны быть выслушаны. Причины реорганизации необходимо изложить совершенно ясно, чтобы суметь вовлечь всех заинтересованных лиц.

< Лекция 3 || Лекция 4: 1234 || Лекция 5 >