Опубликован: 04.12.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 8414 / 657 | Оценка: 4.30 / 3.87 | Длительность: 27:27:00
Лекция 8:

Наследование: проблемы и альтернативы. Интерфейсы. Композиция

< Лекция 7 || Лекция 8: 12 || Лекция 9 >
Аннотация: Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы. Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов. Пример на использование интерфейсов. Композиция как альтернатива множественному наследованию.

8.1. Проблемы множественного наследования классов. Интерфейсы

Достаточно часто требуется совмещать в объекте поведение, характерное для двух или более независимых иерархий. Но еще чаще требуется писать единый полиморфный код для объектов из таких иерархий в случае, когда эти объекты обладают схожим поведением. Как мы знаем, за поведение объектов отвечают методы. Это значит, что в полиморфном коде требуется для объектов из разных классов вызывать методы, имеющие одинаковую сигнатуру, но разную реализацию. Унарное наследование, которое мы изучали до сих пор, и при котором у класса может быть только один прародитель, не обеспечивает такой возможности. При унарном наследовании нельзя ввести переменную, которая бы могла ссылаться на экземпляры из разных иерархий, так как она должна иметь тип, совместимый с базовыми классами этих иерархий.

В C++ для решения данных проблем используется множественное наследование. Оно означает, что у класса может быть не один непосредственный прародитель, а два или более. В этом случае проблема совместимости с классами из разных иерархий решается путем создания класса, наследующего от необходимого числа классов-прародителей.

Но при множественном наследовании классов возникает ряд трудно разрешимых проблем, поэтому в Java оно не поддерживается. Основные причины, по которым произошел отказ от использования множественного наследования классов: наследование ненужных полей и методов, конфликты совпадающих имен из разных ветвей наследования.

В частности, так называемое ромбовидное наследование, когда у класса A наследники B и C, а от них наследуется класс D. Поэтому класс D получает поля и методы, имеющиеся в классе A, в удвоенном количестве – один комплект по линии родителя B, другой – по линии родителя C.

Конечно, в C++ имеются средства решать указанные проблемы. Например, проблемы ромбовидного наследования снимаются использованием так называемых виртуальных классов, благодаря чему при ромбовидном наследовании потомкам достается только один комплект членов класса A, и различения имен из разных ветвей класса с помощью имен классов. Но в результате получается заметное усложнение логики работы с классами и объектами, вызывающее логические ошибки, не отслеживаемые компилятором. Поэтому в Java используется множественное наследование с помощью интерфейсов, лишенное практически всех указанных проблем.

Интерфейсы являются важнейшими элементами языков программирования, применяемых как для написания полиморфного кода, так и для межпрограммного обмена. Концепция интерфейсов Java была первоначально заимствована из языка Objective-C, но в дальнейшем развивалась и дополнялась. В настоящее время она, фактически, стала основой объектного программирования в Java, заменив концепцию множественного наследования, используемую в C++.

Интерфейсы являются специальной разновидностью полностью абстрактных классов. То есть таких классов, в которых вообще нет реализованных методов - все методы абстрактные. Полей данных в них также нет, но можно задавать константы (неизменяемые переменные класса). Класс в Java должен быть наследником одного класса-родителя, и может быть наследником произвольного числа интерфейсов. Сами интерфейсы также могут наследоваться от интерфейсов, причем также с разрешением на множественное наследование.

Отсутствие в интерфейсах полей данных и реализованных методов снимает почти все проблемы множественного наследования и обеспечивает изящный инструмент для написания полиморфного кода. Например, то, что все коллекции обладают методами, перечисленными в разделе о коллекциях, обеспечивается тем, что их классы являются наследниками интерфейса Collection. Аналогично, все классы итераторов являются наследниками интерфейса Iterator, и т.д.

Декларация интерфейса очень похожа на декларацию класса:

МодификаторВидимости interface ИмяИнтерфейса
  extends ИмяИнтерфейса1, ИмяИнтерфейса2,..., ИмяИнтерфейсаN{
  декларация констант;
  декларация заголовков методов;
}

В качестве модификатора видимости может использоваться либо слово public – общая видимость, либо модификатор должен отсутствовать, в этом случае обеспечивается видимость по умолчанию - пакетная. В списке прародителей, расширением которых является данный интерфейс, указываются прародительские интерфейсы ИмяИнтерфейса1, ИмяИнтерфейса2 и так далее. Если список прародителей пуст, в отличие от классов, интерфейс не имеет прародителя.

Для имен интерфейсов в Java нет специальных правил, за исключением того, что для них, как и для других объектных типов, имя принято начинать с заглавной буквы. Мы будем использовать для имен интерфейсов префикс I (от слова Interface ), чтобы их имена легко отличать от имен классов.

Объявление константы осуществляется почти так же, как в классе:

МодификаторВидимости Тип ИмяКонстанты = значение;

В качестве необязательного модификатора видимости может использоваться слово public. Либо модификатор должен отсутствовать - но при этом видимость также считается public, а не пакетной. Еще одним отличием от декларации в классе является то, что при задании в интерфейсе все поля автоматически считаются окончательными (модификатор final ), т.е. без права изменения, и к тому же являющимися переменными класса (модификатор static ). Сами модификаторы static и final при этом ставить не надо.

Декларация метода в интерфейсе осуществляется очень похоже на декларацию абстрактного метода в классе – указывается только заголовок метода:

МодификаторВидимости Тип ИмяМетода(списокПараметров)
 throws списокИсключений;

В качестве модификатора видимости, как и в предыдущем случае, может использоваться либо слово public, либо модификатор должен отсутствовать. При этом видимость также считается public, а не пакетной. В списке исключений через запятую перечисляются типы проверяемых исключений (потомки Exception ), которые может возбуждать метод. Часть throws списокИсключений является необязательной. При задании в интерфейсе все методы автоматически считаются общедоступными ( public ) абстрактными ( abstract ) методами объектов.

Пример задания интерфейса:

package figures_pkg;

public interface IScalable {
    public int getSize();
    public void setSize(int newSize);
}

Класс можно наследовать от одного родительского класса и от произвольного количества интерфейсов. Но вместо слова extends используется зарезервированное слово implements - реализует. Говорят, что класс-наследник интерфейса реализует соответствующий интерфейс, так как он обязан реализовать все его методы. Это гарантирует, что объекты для любых классов, наследующих некий интерфейс, могут вызывать методы этого интерфейса. Что позволяет писать полиморфный код для объектов из разных иерархий классов. При реализации возможно добавление новых полей и методов, как и при обычном наследовании. Поэтому можно считать, что это просто один из вариантов наследования, обладающий некоторыми особенностями.

Уточнение: в абстрактных классах, реализующих интерфейс, реализации методов может не быть – наследуется декларация абстрактного метода из интерфейса.

Замечание: Интерфейс также может реализовывать (implements) другой интерфейс, если в том при задании типа использовался шаблон ( generics, template). Но эта тема выходит за пределы данного учебного пособия.

В наследнике класса, реализующего интерфейс, можно переопределить методы этого интерфейса. Повторное указание в списке родителей интерфейса, который уже был унаследован кем-то из прародителей, запрещено.

Реализации у сущности типа интерфейс не бывает, как и для абстрактных классов. То есть экземпляров интерфейсов не бывает. Но, как и для абстрактных классов, можно вводить переменные типа интерфейс. Эти переменные могут ссылаться на объекты, принадлежащие классам, реализующим соответствующий интерфейс. То есть классам-наследникам этого интерфейса.

Правила совместимости таковы: переменной типа интерфейс можно присваивать ссылку на объект любого класса, реализующего этот интерфейс.

С помощью переменной типа интерфейс разрешается вызывать только методы, декларированные в данном интерфейсе, а не любые методы данного объекта. Если, конечно, не использовать приведение типа.

Основное назначение переменных интерфейсного типа – вызов с их помощью методов, продекларированных в соответствующем интерфейсе. Если такой переменной назначена ссылка на объект, можно гарантировать, что из этого объекта разрешено вызывать эти методы, независимо от того, какому классу принадлежит объект. Ситуация очень похожа с полиморфизмом на основе виртуальных и динамических методов объектов. Но гарантией работоспособности служит не одинаковость сигнатуры методов в одной иерархии, а одинаковость сигнатуры методов в разных иерархиях – благодаря совпадению с декларацией одного и того же интерфейса. Обязательно, чтобы методы были методами объектов – полиморфизм на основе методов класса невозможен, так как для вызовов этих методов используется статическое связывание (на этапе компиляции).

8.2. Отличия интерфейсов от классов. Проблемы наследования интерфейсов

  • Не бывает экземпляров типа интерфейс, то есть экземпляров интерфейсов, реализующих тип интерфейс.
  • Список элементов интерфейса может включать только методы и константы. Поля данных использовать нельзя.
  • Элементы интерфейса всегда имеют тип видимости public (в том числе без явного указания). Не разрешено использовать модификаторы видимости кроме public.
  • В интерфейсах не бывает конструкторов и деструкторов.
  • Методы не могут иметь модификаторов abstract (хотя и являются абстрактными по умолчанию), static, native, synchronized, final, private, protected.
  • Интерфейс, как и класс, наследует все методы прародителя, однако только на уровне абстракций, без реализации методов. То есть интерфейс наследует только обязательность реализации этих методов в классе, поддерживающем этот интерфейс.
  • Наследование через интерфейсы может быть множественным. В декларации интерфейса можно указать, что интерфейс наследуется от одного или нескольких прародительских интерфейсов.
  • Реализация интерфейса может быть только в классе, при этом, если он не является абстрактным, то должен реализовать все методы интерфейса.
  • Наследование класса от интерфейсов также может быть множественным.

Кроме указанных отличий имеется еще одно, связанное с проблемой множественного наследования. В наследуемых классом интерфейсах могут содержаться методы, имеющие одинаковую сигнатуру (хотя, возможно, и отличающиеся контрактом). Как выбрать в классе или при вызове из объекта тот или иной из этих методов? Ведь, в отличие от перегруженных методов, компилятор не сможет их различить. Такая ситуация называется конфликтом имен.

Аналогичная ситуация может возникнуть и с константами, хотя, в отличие от методов, реально этого почти никогда не происходит.

Для использования констант из разных интерфейсов решением является квалификация имени константы именем соответствующего интерфейса – все аналогично разрешению конфликта имен в случае пакетов. Например:

public interface I1 {
    Double PI=3.14;
}

public interface I2 {
    Double PI=3.1415;
}

class C1 implements I1,I2 {
  void m1(){
    System.out.println("I1.PI="+ I1.PI);
    System.out.println("I2.PI="+ I2.PI);
  };
}

Но для методов такой способ различения имен запрещен. Поэтому наследовать от двух и более интерфейсов методы, имеющие совпадающие сигнатуры, но различающиеся контракты, нельзя. Если сигнатуры различаются, проблем нет, и используется перегрузка. Если контракты совпадают или совместимы, в классе можно реализовать один метод, который будет реализацией для всех интерфейсов, в которых продекларирован метод с таким контрактом.

Методы, объявленные в интерфейсе, могут возбуждать проверяемые исключения. Контракты методов считаются совместимыми в случае, когда контракты отличаются только типом возбуждаемых исключительных ситуаций, причем классы этих исключений лежат в одной иерархии. При этом в классе, реализующем интерфейс, метод должен быть объявлен как возбуждающий совместимый с интерфейсом тип исключения – то есть либо такой же, как в прародительском интерфейсе, либо являющийся наследником этого типа. Подведем некоторый итог:

В том случае, если класс A2 на уровне абстракций ведет себя так же, как класс A1, но кроме того обладает дополнительными особенностями поведения, следует использовать наследование. То есть считать класс A2 наследником класса A1. Действует правило " A2 есть A1 " (A2 is a A1).

Если для нескольких классов A1,B1,… из разных иерархий можно на уровне абстракций выделить общность поведения, следует задать интерфейс I, который описывает эти абстракции поведения. А классы задать как наследующие этот интерфейс. Таким образом, действует правило " A1, B1,… есть I " (A1, B1,… is a I).

Множественное наследование в Java может быть двух видов:

  • Только от интерфейсов, без наследования реализации.
  • От класса и от интерфейсов, с наследованием реализации от прародительского класса.

Если класс-прародитель унаследовал какой-либо интерфейс, все его потомки также будут наследовать этот интерфейс.

< Лекция 7 || Лекция 8: 12 || Лекция 9 >
Полетаев Дмитрий
Полетаев Дмитрий
Не очень понятно про оболочечные Данные,ячейки памяти могут наверно размер менять,какое это значение те же операции только ячейки больше,по скорости тоже самое
Максим Старостин
Максим Старостин

Код с перемещением фигур не стирает старую фигуру, а просто рисует новую в новом месте. Точку, круг.