Опубликован: 10.03.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 2297 / 279 | Оценка: 4.31 / 4.07 | Длительность: 09:23:00
Лекция 4:

Практика работы в среде визуального программирования

< Лекция 3 || Лекция 4: 12345 || Лекция 5 >
Аннотация: Лекция представляет собой введение в интегрированную среду разработки MS Visual Studio 2005. Проводится обзор основных утилит и мастеров MS Visual Studio 2005. Приводится пример создания приложения по шаблону с помощью мастера MFC Application Wizard.

Начало работы в Visual C++

Примеры программ для лекции.

Вывод текста в окно программы

Создадим программу, которая будет считать символы с клавиатуры и отображать их в клиентском окне. Для этого будем обрабатывать сообщение Windows WM_CHAR. Свяжем с ним функцию OnChar(UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags ). Назовем программу Key. Будем создавать ее с помощью MFC Application Wizard, интерфейс SDI (Single Document Interface).

Этапы написания программы

  1. буфер под хранение полученных символов.
  2. Организовать чтение символов с клавиатуры.
  3. Сохранить символы в документе.
  4. Отобразить текст.

1. Подготовка буфера для хранения символов

Определим в классе CKeyDoc, прототип которого содержится в заголовочном файле KeyDoc.h, строку-объект StringData класса MFC CString. Для этого добавим следующий код:

class CKeyDoc : public CDocument
{
  ……
  DECLARE DYNCREATE(CKeyDoc)
Public:
  CString StringData;
  ……
};

Проинициализируем переменную пустой строкой " ". Это делается в конструкторе объекта документа, расположенном в файле KeyDoc.cpp. Конструктор объекта документа CKeyDoc:

CKeyDoc::CKeyDoc()
{
  // TODO:
  StringData="";
}

2. Чтение символов с клавиатуры

При нажатии клавиши Windows посылает сообщение WM_CHAR. Его надо связать с методом OnChar(UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags) объекта вида. Для этого используем утилиту Class View

  1. Вызовем контекстное меню класса CKeyView (нажмем правой кнопкой по имени класса в окне утилиты Class View ) \to выберем пункт Properties.
  2. Во всплывшем окне свойств нажмем на кнопку Messages.
  3. Выбираем в списке сообщений WM_CHAR. Раскрываем список действий в пустом поле напротив названия сообщения нажатием левой кнопкой мыши. Выбираем единственный вариант <Add> OnChar. Мастер автоматически создаст обработчик OnChar и откроет файл KeyView.cpp для редактирования тела метода.

3. Сохранение символа в документе

Введенный символ находится в параметре nChar и его необходимо сохранить в строковом объекте StringData. Обработчик OnChar:

void CKeyView::OnChar(UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags)
{
   CKeyDoc *pDoc = GetDocument();   //Получение указателя на объект документа
   ASSERT_VALID(pDoc);   //Проверка указателя
   if(!pDoc)
      return;
   pDoc->StringData += char(nChar);   //Обновление строки символов
   Invalidate();   //Вызов метода OnDraw
}

Макрос ASSERT_VALID проверяет, что полученный указатель действительно ссылается на документ (иначе ошибка).

4. Отображение текста

Вывод будем осуществлять в методе OnDraw(CDC* pDC) класса вида. Для вызова метода OnDraw используется функция Invalidate. Метод OnDraw:

void CKeyView::OnDraw(CDC *pDC)
{
  …
  pDC->TextOut(0,0,pDoc->StringData);
}

Скомпилируем и запустим программу. Усложним задачу. Потребуем, чтобы текст выводился в центре клиентской области окна. Для решения поставленной задачи изменим метод OnDraw. Измененный метод OnDraw:

void CKeyView::OnDraw(CDC* pDC)
{
  CKeyDoc* pDoc = GetDocument();
  ASSERT_VALID(pDoc);
  // TODO: add draw code for native data here
  CRect rect;    //Переменная для хранения размеров клиентской области
  GetWindowRect(&rect);  //Получение размеров клиентской области
  int x=rect.Width()/2;  //Задание координаты X центра клиентской области
  int y=rect.Height()/2;  //Задание координаты Y центра клиентской области
  CSize size = pDC->GetTextExtent(pDoc->StringData);  //Определение размеров выводимой строки в пикселях
  x -= size.cx/2;    //Сдвиг координаты X на половину длины выводимой строки влево
  y -= size.cy/2;    //Сдвиг координаты Y на половину высоты выводимой строки вверх
  pDC->TextOut(x,y,pDoc->StringData);    //Вывод строки в центр клиентской области
}

Работа с курсором и мышью

Напишем программу, которая будет создавать курсор, в выбранной произвольной точке клиентской области и выводить текст с указанной позиции. Создадим SDI программу под названием Mouse. Воспользуемся материалом предыдущего пункта: создадим обработчик сообщения WM_CHAR. Чтобы создать курсор, необходимо знать его размеры (обычно высота равна высоте символа, а ширина 1/8 ширины символа). Курсор будем создавать в методе OnDraw. Чтобы определить размеры курсора, необходимо получить данные из структуры TEXTMETRIC. Для этого необходимо создать объект типа TEXTMETRIC и заполнить его поля, используя метод GetTextMetrics(&tm) . Но сначала добавим в прототип класса CMouseView следующие переменные

void CMouseView::OnDraw(CDC* pDC)
{
   CMouseDoc* pDoc = GetDocument();
   ASSERT_VALID(pDoc);
   if (!pDoc)
        return;

   TEXTMETRIC textmetric;   //Переменная для хранения информации о шрифте
   pDC->GetTextMetrics(&textmetric);   //Получение информации о шрифте
   CSize size=pDC->GetTextExtent(pDoc->StringData);   //Получение размеров выводимой строки в пикселях
   CreateSolidCaret(textmetric.tmAveCharWidth/8,textmetric.tmHeight);   //Создаём курсор
   CaretPosition.x=size.cx;   //Присваивание x  корд. конца 
   CaretPosition.y=0;   //Присваивание y корд.
   SetCaretPos(CaretPosition);   //Задаем позицию курсора
   ShowCaret();   //Вывод на экран курсора
   pDC->TextOut(0,0,pDoc->StringData);
}

Рассмотрим задачу вывода строки с места, на который указывает указатель мыши. Свяжем сообщение WM_LBUTTONDOWN с методом OnLButtonDown(UINT nFlags, CPoint point) . Параметр Cpoint (объект класса CPoint) содержит текущие координаты указателя мыши. Для очистки строкового объекта используется метод Empty() класса CString. Обработчик нажатия левой кнопки мыши OnLButtonDown:

void CMouseView::OnLButtonDown(UINT nFlags, CPoint point) 
{
  // TODO: Add your message handler code here and/or call default
  x=point.x;    //Запоминаем координату X места где была нажата левая кнопка мыши
  y=point.y;    //Запоминаем координату Y места где была нажата левая кнопка мыши
  CMouseDoc* pDoc = GetDocument();  //Получаем указатель на объект документа
  ASSERT_VALID(pDoc);      //Проверяем правильность указателя
  pDoc->StringData.Empty();    //Очищаем выводимую строку
  Invalidate();        //Вызываем OnDraw
  CView::OnLButtonDown(nFlags, point);
}

В методе класса OnDraw сделаем изменения:

CaretPosition.x=x+size.cx;  //Присваивание x  корд. конца 
  CaretPosition.y=y;
  ……
  pDC->TextOut(x,y,pDoc->StringData);

Скомпилируем и запустим приложение.

< Лекция 3 || Лекция 4: 12345 || Лекция 5 >