Томский политехнический университет
Опубликован: 30.01.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 2455 / 728 | Длительность: 12:31:00
Специальности: Энергетик
Лекция 17:

Дальний транспорт нефти и газа

< Лекция 16 || Лекция 17 || Лекция 18 >
Аннотация: Достоинства и недостатки различных видов транспорта для перевозки грузов.
Ключевые слова: ПО, сеть

Железнодорожный транспорт – наиболее распространенный вид транспорта для перевозки грузов. Перевозка жидких нефтяных грузов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах грузоподъемностью 50, 60 и 120 т, выполненных из листовой стали толщиной 8 \div 11 мм. Налив нефтепродуктов в цистерну, как правило, производится сверху, а слив – снизу. Цистерны оборудуются смотровыми площадками, внутренними и наружными лестницами, нижними сливными приборами и другими необходимыми устройствами для надежной эксплуатации в пути следования и при сливно-наливных работах. В качестве тары для нефтегрузов применяются металлические, пластмассовые и деревянные бочки и бидоны, фанерные и металлофанерные ящики и барабаны, стеклянные бутылки, хлопчатобумажные и бумажные мешки и др.

Достоинства железнодорожного транспорта:

  • универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов в любых объемах);
  • равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом;
  • доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах.

Недостатки железнодорожного транспорта:

  • большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий;
  • относительно высокие эксплуатационные затраты;
  • относительно низкая эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными);
  • значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях;
  • необходимость специальных сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн.

Водный транспорт нефти делится на речной – по внутренним водным путям (рекам, озерам) и морской – по морям и океанам (как по внутренним морям континента, так и между континентами). По рекам и озерам нефть перевозится в баржах (в том числе самоходных) и в речных танкерах – специальных самоходных судах, предназначенных для перевозки нефтегрузов. Морской транспорт нефтегрузов осуществляется морскими танкерами – судами большой грузоподъемности, способными пересекать океаны и моря. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн.

Нефтеналивные суда характеризуются следующими основными показателями:

  • водоизмещением – массой воды, вытесняемой груженым судном. Водоизмещение судна при полной осадке равно собственной массе судна и массе полного груза в нем, включая все необходимые для плавания запасы;
  • дедвейтом – массой поднимаемого груза (транспортного и хозяйственного);
  • грузоподъемностью – массой транспортного груза;
  • осадкой при полной загрузке;
  • скоростью при полной загрузке.

Сооружаются балктанкеры – комбинированные суда, предназначенные для перевозки нефтей и нефтепродуктов, навалочных грузов и руды.

Имеются танкеры класса "река – море" грузоподъемностью 5000 т повышенной прочности. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях – таких, как Средиземное, Охотское.

Все виды водного транспорта:

  • располагают неограниченной пропускной способностью водных путей;
  • в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений;
  • провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства. Чем больше грузоподъемность танкера, тем дешевле перевозка;
  • эффективность использования супертанкеров повышается с увеличением дальности перевозок, на малых расстояниях они перестают быть рентабельными.

Трубопроводный транспорт нефтегрузов осуществляется по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. По перекачиваемому продукту магистральные трубопроводы подразделяют на нефтепроводы, перекачивающие нефть, и нефтепродуктоводы, перекачивающие бензины, дизельные топлива, керосины, мазуты.

К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром от 529 до 1220 мм и протяженностью 50 км и более, предназначенные для доставки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы или пункты налива нефти в железнодорожные вагоны-цистерны или в места погрузки ее на танкеры.

К магистральным нефтепродуктоводам относятся трубопроводы диаметром не менее 219 мм и протяженностью 50 км и более, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производства, а также перевалочных нефтебаз в районы потребления – до распределительных нефтебаз, наливных станций, портов, крупных промышленных предприятий, ТЭЦ и др.

Достоинства трубопроводного транспорта:

  • наиболее низкая себестоимость перекачки;
  • небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов;
  • бесперебойная поставка в течение года, практически не зависящая от климатических условий;
  • высокая производительность труда;
  • незначительные потери нефтей и нефтепродуктов при перекачке;
  • сравнительно короткие сроки строительства;
  • возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу;
  • возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов).

Недостатки трубопроводного транспорта:

  • крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод);
  • потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов: большая металлоемкость, необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5 \div 10 км/ч).

Автомобильный транспорт – основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и т. д.). Для перевозки нефти автотранспорт практически не используют. Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осуществляют, в основном, в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт неэкономичен по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта (например, на Севере и т. д.). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов – в таре на бортовых машинах.

К достоинствам автотранспорта следует отнести:

  • доставку небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;
  • большую маневренность и высокую проходимость;
  • высокую оперативность.

Недостатки:

  • высокие затраты на эксплуатацию, в 10 \div 20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге;
  • сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн;
  • зависимость от наличия и технического состояния дорог.

Воздушный транспорт нефтепродуктов из-за значительной стоимости применяют лишь для снабжения отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Доставку нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляют, как правило, в бочках.

< Лекция 16 || Лекция 17 || Лекция 18 >
Юрий Штырлов
Юрий Штырлов

как просмотреть ответы, которые сдал экстерном. 

олег никитин
олег никитин