Опубликован: 01.09.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 943 / 148 | Длительность: 21:48:00
Специальности: Экономист
Лекция 36:

Бюджетирование в управлении муниципальными финансами. Бюджетный процесс

< Лекция 35 || Лекция 36: 12 || Лекция 37 >

36.1. Актуальность и сущность системы бюджетирования

Проблема постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами остро актуальна в связи с необходимостью получать постоянную объективную информацию о денежных потоках, повысить финансовую дисциплину и ответственность каждого подразделения, выполнить финансовые показатели в разрезе каждого финансового центра, сбалансировать местный бюджет для покрытия необходимых и обоснованных расходов.

Существующая система составления местного бюджета часто работает по принципу: если снижается доходная часть, то пропорционально секвестрируются (сокращаются) расходные статьи и (или) расставляются приоритеты, урезаются отдельные направления. Однако объективно расходы являются аддитивной, т.е. суммирующей функцией от следующих переменных:

  • количества населения;
  • числа детей, которые должны быть охвачены обязательным образованием;
  • площади государственного жилищного фонда;
  • протяженности коммуникаций;
  • площади асфальтированных покрытий;
  • числа инвалидов;
  • социальных и других программ с соответствующими весовыми коэффициентами, отражающими распределение расходов по уровням управления и помноженными на коэффициенты содержания единицы (м^2 убираемой площади, социальная помощь на одного нуждающегося и т.д. - в соответствии с компетенцией, законодательно закрепленной за бюджетными уровнями).

Бюджетирование - технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Это система, включающая в себя:

  • бюджет как финансовый план по выбранным позициям;
  • финансовую отчетность как результат выполнения бюджета;
  • последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию системы бюджетного управления.

Бюджетирование преследует следующие цели.

  1. Выделение центров финансового учета (департаменты, управления, комитеты, отделы и пр.) и определение центров финансовой ответственности на всех уровнях, когда каждый центр финансового учета отвечает за свою долю затрат и доходов в общем объеме всей организации в соответствии с определенными коэффициентами разнесения. Формирование центров финансового учета позволяет снижать не абстрактные расходы всей организации, а конкретные расходы по каждому центру, балансировать их и формировать по возможности профицит по бюджету каждого центра или балансировать консолидированный бюджет всей организации за счет убытков и прибыли отдельных центров.
  2. Установление полного контроля над денежными потоками внутри организации. Самые разнообразные аспекты финансового управления получают хороший инструмент с появлением даже сравнительно простого бюджета.
  3. Формализация мотивации достижения целей. Бюджет играет регулирующую, направляющую и контролирующую роль. Система учета должна измерять результат выполнения бюджетов, строить индикаторы для анализа отклонений.
  4. Постановка оперативного учета. В современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но эта информация не вполне годится для оперативного управления - ни по форме, ни по регламенту, ни по объему. Отсутствие точного и систематизированного знания о своих финансах оборачивается значительными потерями в доходной части бюджета.
  5. Бюджетирование открывает широкие возможности для использования информационных технологий в оперативном контроле над финансами и в области финансовой аналитики. В результате организация обретает финансовую прозрачность.
< Лекция 35 || Лекция 36: 12 || Лекция 37 >
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Елена Парыгина
Елена Парыгина
Россия, Владивосток (филиал), Международный институт экономики и права
Анастасия Асапова
Анастасия Асапова
Россия, г.Сегежа