Опубликован: 01.09.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 923 / 146 | Длительность: 21:48:00
Специальности: Экономист
Лекция 29:

Планирование развития пассажирского транспорта

< Лекция 28 || Лекция 29 || Лекция 30 >
Ключевые слова: плата, расходы

Комплекс городского пассажирского транспорта (ГПТ) включает индивидуальные (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды), массовые (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен, городские железные дороги) и другие виды транспорта. В пределах города и прилегающих к нему территорий они осуществляют перевозку населения с трудовыми, культурно-бытовыми и прочими целями. Наибольший объем перевозок приходится на массовые виды транспорта, поэтому городские органы управления должны уделять их развитию особое внимание и учитывать их важную роль при формировании концепций, программ и других плановых документов.

Комплекс ГПТ призван обеспечивать с минимальными издержками полное и качественное удовлетворение потребностей населения в перевозках. К важнейшим целям планового регулирования развития ГПТ относятся:

  • удовлетворение спроса населения на транспортные услуги требуемого качества;
  • безаварийное функционирование транспортных служб.

При плановом регулировании развития ГПТ нельзя не учитывать его специфику, связанную с особенностями производства и реализации транспортной продукции (услуги). Продукция (услуга) ГПТ, в отличие от продукции промышленности, не может быть оторвана во времени и пространстве от производственного процесса, не может существовать вне этого процесса. Это своеобразие продукции (услуги) ставит ГПТ в непосредственную зависимость от колебаний спроса на перевозки, ведет к плановой неравномерности производства.

Специфично и образование цен на услуги ГПТ. Ранее многим категориям населения, пользующимся ГПТ, было предоставлено право бесплатного или льготного проезда. Плата за проезд оказывалась ниже себестоимости перевозок, поэтому доходы от перевозок не полностью покрывали эксплуатационные расходы, и все виды ГПТ получали дотации из местного бюджета. В настоящее время ситуация изменилась: все большую долю в объеме перевозок занимают частные перевозчики; произошла "монетизация" льгот, т.е. замена льгот на денежный эквивалент для льготных категорий граждан. Тарифы на перевозку регулируются государственной властью, поэтому в их составе не предусматривается значительных средств на инвестиции в развитие пассажирского транспорта.

Основными направлениями и мероприятиями, обеспечивающими совершенствование системы ГПТ, являются:

  • выбор перспективных видов пассажирского транспорта;
  • оптимизация маршрутной схемы;
  • рационализация регулирования уличного движения;
  • совершенствование организации движения пассажирского транспорта;
  • развитие новых форм и методов хозяйствования на транспорте;
  • укрепление финансового обеспечения транспортного комплекса.

В связи с этим содержание плана развития городского пассажирского транспорта может быть следующим.

  1. Прогноз развития маршрутной сети и транспортных потребностей населения, их распределения по маршрутам и видам перевозок:

    • объемы работ в местокилометрах, в том числе на социально-значимых маршрутах;
    • прогноз показателей работы ГПТ на маршрутах города с выделением социально значимых, включая показатели качества
    • стоимостные показатели работы и прогнозируемая сумма финансирования ГПТ.

  2. Выбор вида городского транспорта (для работы на социально значимых маршрутах) выполняют в следующем порядке:

    • выбор вида транспорта по провозной способности;
    • сравнение конкурирующих видов транспорта по приведенным затратам, а также по затратам времени на передвижение;
    • отбор наиболее целесообразных видов транспорта по местным условиям (особенности планировки города, рельеф, климат и т.д.);
    • окончательный выбор видов транспорта, которые удовлетворяют всем требованиям и имеют наилучшие экономические показатели (капиталовложения, эксплуатационные расходы).

  3. Укрепление технической базы ГПТ. Речь идет о таких мероприятиях, как определение потребного количества подвижного состава, парков (депо) и тяговых подстанций; развитие транспортных сетей, дорог, путей, контактных линий и пр.

  4. Оптимизация маршрутной схемы. Основная цель совершенствования маршрутной схемы ГПТ - сокращение затрат времени на передвижение и улучшение качественных характеристик обслуживания, а также освоение новых пассажиропотоков.

  5. Рационализация регулирования уличного движения, что позволяет обеспечить высокую скорость и безопасность движения, наибольшие удобства для пассажиров и экономичность перевозок.

  6. Совершенствование организации движения ГПТ, основу которой составляют: соблюдение расписания движения, удовлетворяющего потребности пассажиров и разработанного с учетом закономерностей формирования пассажиропотоков; установление оптимальных скоростей движения и времени простоя на промежуточных и конечных остановочных пунктах, а также эффективная система диспетчерского управления.

  7. Развитие новых форм и методов хозяйствования на транспорте. Действующий механизм функционирования предприятий ГПТ становится тормозом на пути их развития. Величина тарифов должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство деятельности предприятий. Единицей муниципального заказа целесообразно сделать местокилометр. Определение расчетных тарифов осуществляется на основе нормативов материальных и иных затрат с учетом уровня сложившихся цен по материально-техническим ресурсам, а также среднеотраслевой рентабельности.

    Генеральным подрядчиком на пассажирские перевозки должно стать специальное учреждение, оно размещает субподряды и ведет по ним финансовые расчеты на основе соответствующих договоров. Основными обязанностями такого учреждения должны быть контроль и регулирование деятельности субподрядчиков.

    Частный сектор имеет практическую возможность участвовать в различных формах в организации работы ГПТ. Перспективный вариант - привлечение частных компаний к обслуживанию городских маршрутов на основании контрактной системы; при этом государственные органы управления осуществляют регламентацию, планирование, установление норм безопасности движения для всех компаний общественного транспорта, независимо от их форм собственности.

  8. Укрепление финансового обеспечения мер по содержанию и развитию транспортного комплекса. Наиболее острая проблема, препятствующая развитию транспортного хозяйства города, - это ограниченность финансовых ресурсов. Существующих бюджетных ресурсов недостаточно для развития ГПТ, поэтому важным представляется поиск альтернативных источников финансирования.

< Лекция 28 || Лекция 29 || Лекция 30 >
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Сергей Гутько
Сергей Гутько
Россия, ВИУ, 2003