Опубликован: 01.09.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1418 / 383 | Длительность: 21:48:00
Специальности: Экономист
Лекция 24:

Научные основы муниципального планирования

< Лекция 23 || Лекция 24: 12 || Лекция 25 >

24.1. Необходимость и сущность планирования в деятельности местной власти

В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ) содержатся четкие положения о необходимости проведения в регионах исследований прогнозно-аналитического характера, о формировании концепций и программ развития территорий, налаживания систем социально-экономического мониторинга. В соответствии с этим и другими законами местные органы власти, и в частности администрация города, несут ответственность за разработку планов развития муниципального образования, баланса его финансовых ресурсов, составление проектов предплановых документов концептуального и прогнозного характера.

Таким образом, главная задача муниципальных органов управления в области планового регулирования развития территории состоит в разработке и реализации местной социально-экономической политики, учитывающей специфику муниципального образования и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в Российской Федерации. Оставаясь разработчиком прогнозов, программ и планов социально-экономического развития территории, органы местного самоуправления отвечают и за решение социальных проблем муниципального образования.

Муниципальное планирование связано, в частности, с составлением прогнозов, формированием и реализацией перспективных концепций, программ и планов развития муниципальных образований. Муниципальная администрация должна создать научно обоснованную систему долгосрочного и текущего планирования социально-экономического развития данной территории. При построении такой системы следует отказаться от преимущественно отраслевого принципа планирования в пользу "проблемно-ориентированного". Для выполнения указанной задачи потребуется создать соответствующее организационное, методическое, информационное и кадровое обеспечение. Речь идет о создании комплекса необходимых методических материалов, уточнении функций отдельных участников разработки концепций, программ и планов, проведении работ по созданию и пополнению информационно-технической базы планирования, реализации системы мер по подготовке кадров аппарата управления, способных решать проблемы планового регулирования в условиях действия нового механизма территориального хозяйствования.

Муниципальное планирование - важнейшая составляющая деятельности муниципальных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления. Цель этой деятельности - обеспечить баланс государственных, местных и частных интересов в решении совокупности проблем данного муниципального образования, связанных в первую очередь с необходимостью существенно повысить качество жизни местного населения. Планирование - важнейшая функция органов муниципальной власти, заключающаяся в конкретизации целевых установок в области развития местного сообщества, представлении этих целей в виде совокупности стратегических и тактических планов, концепций и программ.

Субъектом процесса планового развития муниципального образования являются муниципальные властные структуры.

Объект планирования можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле - это объекты муниципальной собственности и мероприятия, финансируемые из бюджета. Именно они входят в круг директивно регулируемых, поэтому за результаты их деятельности и реализации муниципальная власть в первую очередь, несет ответственность.

В широком смысле объектом муниципального планирования является вся социально-экономическая сфера муниципального образования, пусть формирование многоукладной экономики и привело в ряде случаев к тому, что муниципальные органы снимают с себя ответственность за решение проблем в тех сферах, где они не имеют всех необходимых полномочий. Между тем муниципальные органы должны отвечать за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные процессы и субъекты хозяйствования зависят от характера этих процессов и субъектов, форм собственности, ведомственной подчиненности. Поэтому объектом муниципального планирования в широком смысле слова выступает вся социально-экономическая сфера жизнедеятельности муниципального образования, экономические и социальные процессы, протекающие в рамках его территории. Следует отметить схожесть разных подходов к объекту муниципального планирования и определению муниципального хозяйства, поэтому можно считать, что объектом муниципального планирования является муниципальное хозяйство.

< Лекция 23 || Лекция 24: 12 || Лекция 25 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции