Опубликован: 01.09.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 928 / 146 | Длительность: 21:48:00
Специальности: Экономист
Лекция 23:

Инструменты и механизмы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

< Лекция 22 || Лекция 23: 12345 || Лекция 24 >

23.1. Основные направления социально-экономического развития города

Рассмотрим направления социально-экономического развития муниципального образования на примере развития города или городского округа, как наиболее развитой социально-экономической системы. Более мелкие системы могут включать эти направления только частично.

Приоритетными направлениями по реализации концепции социально-экономического развития города являются:

  • повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования, увеличение на этой основе доходной части местного бюджета, необходимого для решения социальных проблем;
  • удовлетворение потребностей народного хозяйства за счет высококачественной продукции предприятий, ликвидация диспропорций в развитии отраслей материального производства;
  • комплексное развитие инфраструктуры города на основе использования современной архитектуры, строительства коммуникаций, коммунального хозяйства;
  • развитие общественного пассажирского транспорта;
  • повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, в том числе за счет формирования благоприятных экологических, политических, правовых гарантий;
  • обеспечение полной и продуктивной занятости в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями населения, улучшение динамики социально-профессиональной мобильности населения муниципального образования;
  • повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения города;
  • обеспечение доступности форм и методов предоставления образования, оказание поддержки образовательным учреждениям с учетом приоритетных потребностей территориального развития;
  • создание условий для социального и культурного становления и развития молодежи города;
  • соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения муниципального образования;
  • создание гарантий защиты жизни, имущественных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка.

Все описанные ниже элементы модели управления социально-экономическими процессами составляют определенную целостность, являются составными частями системы стратегического управления указанными процессами и находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, изменение целей системы приведет к трансформации концептуально-инструментальной подсистемы, эволюция концепций и инструментов повлечет за собой модификацию организационно-функциональных механизмов и информационных ресурсов. Поэтому управление социально-экономическими процессами должно осуществляться системно, путем мониторинга изменений, происходящих в разных компонентах модели, с учетом того, как изменения одной составной части модели отразятся на других ее составляющих.

Инструменты и механизмы управления социально-экономическим развитием муниципального образования стоит рассмотреть применительно к каждому объекту управления.

23.2. Управление процессами развития промышленного производства

Субъектами управления процессами развития промышленного производства на муниципальном уровне являются комитет по экономическому развитию и промышленности и финансовое управление данного города.

Главная цель развития производственной сферы муниципального образования - наращивание производственного потенциала, его реструктуризация и адаптация к постоянно изменяющимся условиям хозяйствования. В связи с этим необходимо создать для городских предприятий условия, предполагающие сбалансированность объемов потребления энергоресурсов, численности персонала, размеров производственных площадей, объемов производства и сбыта продукции; следует также внедрять высокие технологии производства конкурентоспособной продукции, создавать новые рабочие места за счет освоения предприятиями новой и импортозамещающей продукции.

Муниципальные органы управления располагают определенными возможностями для косвенного воздействия на развитие промышленности в целом и отдельных предприятий в частности:

  • предоставление налоговых льгот по отчислениям в муниципальный бюджет - для активизации инвестиционной политики предприятий, направленной на внедрение высоких технологий и обновление основных фондов;
  • создание рыночной инфраструктуры, способной оказывать качественные маркетинговые консультационные, аудиторские, страховые, правовые, информационные услуги.

Для развития промышленного комплекса муниципальные органы власти должны способствовать его реструктуризации путем:

  • освобождения предприятий от объектов социальной, инженерной инфраструктуры, не соответствующих профилю деятельности этих предприятий;
  • закрытия и ликвидации убыточных производств;
  • реализации программ антикризисного управления и финансового оздоровления конкретных предприятий;
  • экономической интеграции предприятий, создания холдингов и вертикально-интегрированных компаний, сотрудничающих с инновационными фирмами.

Чтобы рационально и эффективно использовать незагруженные производственные площади муниципальных предприятий, местные органы власти могут:

  • создавать на базе производственных площадок центры бизнеса, выставочные залы, фирмы, офисы;
  • расширять муниципальное складское хозяйство.

Указанные действия будут способствовать сближению экономических интересов бизнеса и муниципальной власти.

< Лекция 22 || Лекция 23: 12345 || Лекция 24 >
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Елена Парыгина
Елена Парыгина
Россия, Владивосток (филиал), Международный институт экономики и права
Анастасия Асапова
Анастасия Асапова
Россия, г.Сегежа