Опубликован: 01.09.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1418 / 383 | Длительность: 21:48:00
Специальности: Экономист
Лекция 22:

Основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

< Лекция 21 || Лекция 22: 123 || Лекция 23 >

22.1. Понятие социально-экономического развития муниципального образования

С середины 1990-х гг. в нашей стране наблюдается повышение интереса к проблемам эффективного управления развитием муниципальных образований, что связано с осуществлением политических и социально-экономических реформ, усилением роли муниципальных образований в развитии общества в целом.

За рубежом (в странах Европы и Америки) эта проблематика возникла ранее, однако и там она относительно нова: современные концепции муниципального социально-экономического развития распространились в разных странах мира только в конце 1980-х гг. Причинами этого послужили:

  • обострение экономических и социальных проблем во многих странах мира (вторая половина 1970-х гг. - время мирового экономического кризиса);
  • нарастание специфических городских проблем (рост урбанизации, социальные трансформации, усложнение городской инфраструктуры, изменение пространственной структуры);
  • усложнение механизмов управления на местном уровне;
  • глобализация и, как следствие, обострение межтерриториальной и международной конкуренции, в которую втянуты города как "фокусы" всех социально-экономических процессов.

Понятие "социально-экономическое развитие" не может быть применено (в строгом смысле этого словосочетания) к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (вне зависимости от его социально-экономического состояния) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Под строгим смыслом словосочетания здесь понимается то, что экономические и социальные законы (законы развития общества) не есть в чистом виде проявления чьей-либо субъективной воли, а в основном отражают объективные экономические и социальные связи. С этой точки зрения не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие даже в том случае, когда этого требует федеральный закон. И речь здесь идет не о временных экономических трудностях или недостатках законодательства, не обеспечившего финансово-экономическую базу местного самоуправления, а о потенциальной возможности устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в пределах существующих границ.

Таким образом, комплексное социально-экономическое развитие следует относить к компетенции тех муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями. Способность остальных муниципальных образований самостоятельно реализовывать собственные планы социально-экономического развития должна быть в каждом отдельном случае исследована дополнительно.

Отсутствие условий для самостоятельного осуществления комплексного социально-экономического развития не означает отказ от местного самоуправления и возвращение к централизованному государственному руководству социально-экономическими процессами развития. Неспособность того или иного муниципального образования в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное социально-экономическое развитие объясняется тем, что за прошедший период сверхцентрализованной государственной экономики не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего муниципального образования и, следовательно, необходимо эту базу создавать. Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления.

Для поселений, и особенно для городов, самостоятельное комплексное социально-экономическое развитие исторически неизбежно; другими словами, города и другие компактные поселения, являющиеся муниципальными образованиями, "обречены" на развитие, и поэтому органы местного самоуправления этих городов обязаны (даже хотя бы с формальной точки зрения - обязаны законом) ставить задачу комплексного социально-экономического развития и решать ее под свою ответственность. Развитие поселений и выход их на качественно новый уровень - единственная альтернатива деградации и исчезновению в условиях сменившейся политической и экономической ситуации в нашей стране.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не раскрывается сущность понятия "комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования". Рассмотренные выше точки зрения и существующее законодательство дают основания дать следующее определение: под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования - с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований отнесено к полномочиям местного самоуправления не случайно, так как человек должен удовлетворять свои потребности и нужды, получать социальную поддержку там, где он живет и работает. На этом уровне должны быть сосредоточены основные социальные гарантии государства населению, а также финансовые ресурсы, предназначенные для решения экономических и социальных проблем.

В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.

< Лекция 21 || Лекция 22: 123 || Лекция 23 >
Лариса Пасечникова
Лариса Пасечникова
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции