Опубликован: 01.09.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 937 / 148 | Длительность: 21:48:00
Специальности: Экономист
Лекция 13:

Ответственность органов местного самоуправления

< Лекция 12 || Лекция 13: 12 || Лекция 14 >

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления, а также основные формы этой ответственности. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:

  • населением муниципального образования;
  • государством;
  • физическими и юридическими лицами.

Формы государственного и общественного контроля над деятельностью местного самоуправления закреплены законом и обеспечивают защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций. В то же время эти формы контроля являются необходимым условием для реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

13.1. Ответственность перед населением

Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является "самостоятельная и под свою ответственность" деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно, прежде всего, обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения - основного субъекта прав местного самоуправления.

Этой цели служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепляемые в законодательстве о местном самоуправлении. Права, роль и функции населения муниципального образования по контролю над деятельностью органов местного самоуправления закрепляются, в частности, в уставе муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает такое основание наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением как утрата доверия населения. Правовая категория "утрата доверия населения" является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.

В указанном федеральном законе не определены порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: эти положения закрепляются в уставе муниципального образования.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они в результате выборов получают своеобразный "мандат доверия" от населения на решение вопросов местного значения.

Практика и муниципальное законодательство знают следующие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум, отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования. В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы. Например, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, глава муниципального образования (должность, которую население вправе предусмотреть в уставе муниципального образования) может быть избран представительным органом, которому он и подотчетен. В уставе муниципального образования могут описываться основания и формы ответственности главы муниципального образования, избранного подобным образом.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены также различные формы контроля со стороны населения над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенная форма такого контроля - отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что подотчетность органов и должностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля над их деятельностью очень важны инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.

< Лекция 12 || Лекция 13: 12 || Лекция 14 >
Александр Малышкин
Александр Малышкин

В курсе Муниципальное управление по какому принципу курс засчитывается?

теста там нет, только лекции

Игорь Чернышенко
Игорь Чернышенко
мггу имени шолохова