Опубликован: 20.12.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1223 / 88 | Длительность: 54:46:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 7:

Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг

< Лекция 6 || Лекция 7: 12345 || Лекция 8 >

Вы можете повысить степень выживания малого бизнеса, разрабатывая бизнес-план.

Г. Берл, П. Киршнер

Каждый, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный бизнес-план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции (работ, услуг). Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает фирме возможность:

  • определить пути и способы достижения поставленных целей;
  • максимально использовать конкурентные преимущества;
  • предотвратить ошибочные действия;
  • отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
  • доказать и продемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость того или иного проекта;
  • смягчить влияние слабых сторон;
  • определить потребность в капитале и денежных средствах;
  • своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  • полнее использовать инновации в своей деятельности;
  • объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности;
  • обосновывать экономическую целесообразность направлений развития (стратегия проекта).

Одновременно бизнес-план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, повышения эффективности управления фирмой и прогнозирования результатов деятельности.

По мере реализации и изменения обстоятельств бизнес-план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей. Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента для оценки практических результатов деятельности фирмы.

К сожалению, многие, особенно начинающие российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес-плана в частности. Они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства. И многие из этих предпринимателей испытывают серьезные затруднения при попытке четко и в определенной системе изложить свое видение бизнеса, да еще и с обоснованием экономических и финансовых показателей. Ведь разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя.

Бизнес-план как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов представляет собой:

  • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей деятельности;
  • развернутую программу воплощения в жизнь бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
  • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития фирмы;
  • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.

Фирма может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план фирмы могут совпадать и по объему, и по содержанию.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  1. определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  2. сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, а также определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
  3. выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые фирма будет предлагать потребителям, и оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  4. оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям достижения поставленных целей;
  5. определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п. ;
  6. оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие материальных и финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей;
  7. предусмотреть "подводные камни", которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и для его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов:

  1. что производить (товары, работы, услуги);
  2. сколько производить (размер производства);
  3. как производить (техника, технология, организация, ресурсы);
  4. для кого производить (потребители);
  5. какова доходность проекта (прибыльность, окупаемость затрат).

Бизнес-планирование как необходимый инструмент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд общих функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование - активизация, мотивация и стимулирование намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа совокупности факторов;
  • оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития фирмы в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений фирмы с их ориентацией на единый общий результат;
  • безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению негативных последствий;
  • упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение - благоприятное воздействие примеров рационально спланированных действий на поведение работников и возможность их обучения, в том числе на ошибках;
  • документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Эти общие функции бизнес-планирования как одного из элементов управления могут быть конкретизированы.

Бизнес-план фирмы выполняет следующие конкретные функции:

  1. заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы;
  2. позволяет более четко координировать предпринимаемые усилия по достижению поставленных целей;
  3. устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  4. заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и пути их достижения;
  5. делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации (повышает скорость адаптации);
  6. наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т. е. в конечном счете отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос, стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Кроме того, бизнес-план необходим потенциальным инвесторам и партнерам для оценки экономической эффективности намечаемых фирмой бизнес-проектов, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

При всем разнообразии методик разработки бизнес-плана соблюдаются общие принципы построения всех бизнес-планов. Вместе с тем специфика сферы деятельности фирмы и ее размеры накладывают определенный отпечаток на состав основных разделов бизнес-плана и содержание каждого раздела. Остановимся на особенностях бизнес-плана для малых фирм, получивших широкое распространение в сфере услуг.

Последние годы характеризуются повышением роли сферы услуг, увеличением ее удельного веса в экономике, опережающим ростом занятости, появлением новых форм обслуживания производства и населения. Наиболее быстрорастущей и перспективной областью становится оказание деловых и профессиональных услуг. Эта отрасль - наглядный пример находчивости и изобретательности не так давно появившихся бизнесменов, их неуемной фантазии. Именно в эту отрасль сегодня устремились сотни тысяч мелких предпринимателей.

Небольшие специализированные фирмы предоставляют всевозможные деловые услуги: технические, финансовые, административные, юридические. Прежде всего это счетно-бухгалтерские услуги, помощь в составлении финансовой отчетности, организации производства, подборе и расстановке кадров, их обучении, расчете налогов. Есть фирмы, которые дают консультации по вопросам управления, помогают в разработке новых технологических процессов, проводят лабораторные и рыночные изыскания. Существует большое число рекламных агентств и юридических консультаций, а также фирм, занимающихся отправлением почтовой корреспонденции и уничтожением документации. Фирмы деловых услуг, как правило, отличают узкая специализация и высокий профессионализм сотрудников.

Новые формы получили развитие и в системе автосервиса. Сегодня быстро растущий рынок автосервиса весьма разнообразен: это непосредственный ремонт и замена покрышек, аккумуляторов на станциях технического обслуживания, а также широкая сеть розничных магазинов по продаже запчастей и сопутствующих товаров и специализированные ремонтные мастерские. Особое место на данном рынке занимают услуги оценщиков и торговля подержанными автомобилями. Очень важный момент - удобное размещение предприятий автосервиса. Другая их характерная черта - быстрота обслуживания. На станциях технического обслуживания необходимо иметь помещение, своего рода зал ожидания, где клиент сможет скоротать время, пока машина будет ремонтироваться, а его дети смогут играть на специально оборудованных площадках. Все это лишний раз подтверждает, что культура обслуживания является важным фактором выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы.

На предприятиях быстрого питания задача обслуживающего персонала - с улыбкой встречая и провожая каждого посетителя, "обласкать" и попытаться найти контакт с ним. По всей видимости, в дальнейшем эту отрасль сферы обслуживания ждет углубление специализации, т. е. появление диетических кафе, салатных, рыбных или каких-то иных баров (закусочных), хотя, безусловно, проникнуть на данный рынок будет все труднее.

Достаточно стабилен спрос на такие услуги, как ремонт и чистка одежды, помощь в ведении домашнего хозяйства, установке и поддержании в исправности систем безопасности. Не останутся без работы и специалисты по домашнему дизайну, а также те, кто в состоянии предложить широкий спектр разовых услуг.

Пока еще мало освоен рынок медицинского обслуживания населения, в том числе услуг по уходу за престарелыми и детьми. И, конечно, широкое поле деятельности у тех, кто выберет себе в качестве основного занятия присмотр за детьми в дневное время, пока родители на работе.

Малый бизнес продолжает привлекать к себе предприимчивых людей, вызывая интерес по многим причинам. Это и желание быть независимым, и возможность достижения заветной цели, и получение прибыли, а иногда просто стремление создать семейную фирму. Немаловажна также привлекательность этой сферы бизнеса с точки зрения достижения личного успеха, так как для личностей незаурядных, умеющих мыслить нетрадиционно и деловых, эта сфера - "поле чудес". Именно поэтому, несмотря на то что приходится много и интенсивно работать, не очень рассчитывая на успех, ученые, инженеры и техники устремились в мелкое предпринимательство, чтобы иметь возможность реализовать свои технические и деловые идеи. И все-таки основная масса начинающих предпринимателей рассчитывают прежде всего на то, что собственная фирма позволит им делать деньги и быть независимыми в своих действиях, хотя они часто забывают о том, что платить придется долгими часами изнурительной работы и тяжким бременем ответственности.

Прибыль - это компенсация за удовлетворение нужд потребителей. Но ее еще нужно заработать. Вновь созданные или подвергшиеся структурной реорганизации фирмы редко надеются показать прибыль на первом году жизни или "перестройки". Иногда такой новорожденной или обновленной фирме приходится бедствовать не один год, прежде чем она начнет приносить прибыль.

Почему же люди все-таки стремятся начать собственное дело?

Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для одних это чувство удовлетворения, которое они получают от служения на благо общества; некоторые довольствуются тем, что могут оказывать услуги соседям, выполняя свою работу на высоком профессиональном уровне; кто-то думает о том, как помочь своим сотрудникам обрести финансовую независимость. В любом случае при создании собственного дела необходимо разработать бизнес-план.

Бизнес-план малой фирмы сферы услуг включает ряд разделов. Покажем один из возможных вариантов содержания бизнес-плана и рассмотрим состав основных его разделов. Следует помнить, что бизнес-план имеет также титульный лист, аннотацию, меморандум о конфиденциальности (в случае необходимости), резюме и приложения.

< Лекция 6 || Лекция 7: 12345 || Лекция 8 >
Артур Гибадуллин
Артур Гибадуллин
Россия, г. Нижневартовск