Опубликован: 08.10.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1836 / 196 | Длительность: 10:59:00
Лекция 7:

Основы транспортной логистики

< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >

7.1. Понятие, сущность и задачи транспортной логистики

Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции проходит ряд этапов. Первый - это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап - движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап - это движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции.

Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта. Приведем примеры:

  • железнодорожный транспорт:
    Т_Ж = t_{Н.К} + L : V_Н + t_{ДОП}; ( 7.1)
  • морской транспорт:
    Т_М = L : V_{КОМ}; V_{КОМ} = L : (L : V_{СУТ} + 2аD_Г : M + t_{ДОП}); ( 7.2)
  • речной транспорт:
    Т_Р = Т_{ГР} + L : V_Н + t_{ДОП}; ( 7.3)
  • автомобильный транспорт:
    Т_А = Т_{НК} + L : V_{ЭК}, ( 7.4)
где t_{Н.К} - время на начально-конечные операции, в сутках, часах;
L - расстояние перевозки, км;
V_Н - норма пробега вагона или судна в сутки;
t_{ДОП} - время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, суток;
V_{ЭК} - эксплуатационная скорость, км/ч;
V_{КОМ} - коммерческая скорость, миль/суток;
V_{СУТ} - эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/суток;
а - коэффициент использования грузоподъемности;
D_Г - грузоподъемность судна, т;
М - средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;
Т_{ГР} - время на накопление, формирование и отправление грузов, суток.

Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное время прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количестве, или не того качества, или не вовремя.

Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут составлять до 50% от суммы общих затрат на логистику.

В этом контексте полезны следующие операции:

  • выбор вида транспортных средств;
  • выбор типа транспортных средств;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки.

Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном автомобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.

7.2. Выбор вида транспортного средства

По назначению выделяют две группы транспорта.

  1. Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
  2. Транспорт необщего пользования (ведомственный) - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства принадлежащие нетранспортным организациям. Статистические данные 90-х годов XX в. свидетельствуют о росте доли именно этого вида транспорта в общем объеме перевозок грузов.

Главными видами транспорта являются: железнодорожный; автомобильный; водный (речной и морской); воздушный; трубопроводный. Основные факторы, влияющие на выбор вида транспортного средства, показаны в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Факторы выбора транспортного средства
Вид транспортного средства Факторы
время доставки периодичность отправлений грузов надежность соблюдения графика доставки способность перевозить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Железнодорожный 3 4 3 2 2 3
Водный 4 5 4 1 4 1
Автомобильный 2 2 2 3 1 4
Трубопроводный 5 1 1 5 5 2
Воздушный 1 3 5 4 3 5

Цифры в табл. 7.1 означают ранги видов транспорта по каждому фактору. Например, "1" ("1" - наилучшее значение фактора) в графе 1 соответствует воздушному транспорту и фактору "время доставки" и означает, что при перевозке этим видом транспорта время доставки будет минимальным.

7.3. Транспортные тарифы

Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, является стоимость перевозки, а она зависит от тарифа. Транспортные тарифы применяются на транспорте общего пользования. При использовании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде заработной платы водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг и некоторых других составляющих.

Тариф включает:

  1. плату за перевозку грузов (пассажиров);
  2. сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (охрана, сопровождение, страхование).

При определении размера тарифа необходимо знать и правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта.

Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателя транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют особенности. На железнодорожном транспорте используются общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Общие - относятся к перевозке основной массы грузов. Исключительные - это тарифы, которые устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Обычно они распространяются на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливаются на отдельных железных дорогах и действуют лишь в их пределах.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:

  • скорость перевозки;
  • вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до 10 т));
  • расстояние перевозки;
  • тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);
  • принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником);
  • количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

  • сдельные тарифы на перевозку грузов;
  • тарифы на условиях платных автотонно-часов;
  • тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
  • тарифы из покилометрового расчета;
  • тарифы за перегон подвижного состава (от одного пункта до другого);
  • договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние перевозки; масса груза; объемный вес груза, характеризующий возможность использования автомобиля; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; тип автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.

На морском транспорте плата за перевозку грузов осуществляется по тарифу либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется по объявленному тарифу. В том случае, когда перевозка не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависящей от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >
Илья Григорьянц
Илья Григорьянц
Россия, г. Москва