Опубликован: 03.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1307 / 198 | Длительность: 44:47:00
Лекция 20:

Машиностроительный комплекс

< Лекция 19 || Лекция 20: 123 || Лекция 21 >

Машиностроение любой развитой страны сегодня - это ведущая, ключевая отрасль не только обрабатывающей промышленности, но и экономики страны в целом. Машиностроительный комплекс мира представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также многие предметы потребления. Как отрасль машиностроение возникло в первой половине XIX в. в Англии, для него характерно углубление специализации производства и неуклонное расширение масштабов.

В машиностроительном комплексе развитых стран на протяжении продолжительного времени наблюдается тенденция относительного уменьшения удельного веса старых, традиционных и увеличения части новых, наукоемких производств, что вызвано прежде всего существенными сдвигами в структуре конечного продукта в сторону производства электронной техники, средств автоматизации, приборов и другой наукоемкой продукции. Наиболее ярко такие тенденции проявляются в машиностроении США, Японии, Германии и других высокоразвитых стран.

20.1. Основные центры машиностроения

В эпоху бурного развития научно-технической революции машиностроение стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности. И тем не менее различия между отдельными странами достаточно велики. Более 90% всей машиностроительной продукции производится экономически развитыми странами.

В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:

  1. Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
  2. Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
  3. Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии, а также Южная Корея и Китай;
  4. страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.

В целом мировое производство продукции машиностроения характеризовалось во второй половине XX в. следующими данными (табл. 20.1).

Таблица 20.1. Мировое производство продукции машиностроенияв странах с рыночной экономикой в 1950-2000 гг.(млрд. дол. США в ценах 1996 г.)
Страна Год
1950 1960 1970 1980 1990 2000 2005
Всего в мире 143,37 267,02 488,42 728,12 1 033,23 1 475,355 1 637,8
США 81,29 134,91 224,11 322,37 451,5 883,50 917,3
Западная Европа, 45,37 92,81 162,88 208,02 257,1 283,47 312,6
в том числе:
Великобритания 19,27 25,62 34,24 33,34 34,72 40,77 45,6
Германия 7,38 23,86 40,77 48,94 67,13 69,41 70,1
Франция 6,82 17,44 30,72 46,26 51,84 59,64 65,3
Италия 3,41 8,33 19,02 25,67 31,35 35,24 37,2
Остальные страны Западной Европы 8,57 17,56 38,13 53,81 72,06 78,41 82,1
Япония 1,61 14,90 45,12 107,44 216,43 205,13 195,3
Остальные страны мира 15,10 24,40 56,37 90,29 108,20 103,25 132,5

Примечание. При составлении таблицы были использованы расчеты Э. К. Василевского из источника: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003. С. 281; 2005 г. - оценка авторов.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ - наиболее развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Весьма перспективными с точки зрения развития производства и сбыта продукции машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии (главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина). Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп:

  1. производство металлоизделий и металлообработка;
  2. общее машиностроение;
  3. электротехника и электроника - электротехническое и электронное машиностроение;
  4. транспортное машиностроение - автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, железнодорожное машиностроение;
  5. приборостроение.

Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу XXI в. выросла до 30-32%. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.

В конце XX - начале XXI в. именно транснациональные корпорации (ТНК) развитых стран играют ведущую роль в развитии международного бизнеса в мировом машиностроении (табл. 20.2). Если судить по показателю годового оборота, то лидерами в машиностроительном комплексе являются машиностроительные корпорации США, Германии и Японии.

Таблица 20.2. Крупнейшие машиностроительные компании мирапо обороту в 2005 г. (млн. дол.)
Компания Страна Подотрасль машиностроения Оборот
General Motors США Автомобилестроение 195517
Daimler Chrysler Германия Автомобилестроение 184173
Ford Motor США Автомобилестроение 171652
Toyota Motor Япония Автомобилестроение 161283
Volkswagen Group Германия Автомобилестроение 115336
Siemens Германия Электротехника, электроника 97450
IBM США ЭВМ 96293
Honda Япония Автомобилестроение 80710
Hitachi Япония ЭВМ 80503
Hewlett-Packard США ЭВМ 79905

Источник: Данные Financial Times. 2005.

Многие из современных транснациональных корпораций в машиностроении нельзя отнести к конкретной подотрасли. Напротив, деятельность этих компаний диверсифицирована, она направлена на производство широкого круга продукции, сочетая в себе, например, производство автомобилей и авиационных двигателей. К крупнейшим из таких компаний, кроме вышеназванных, относятся германская многоотраслевая группа Siemens, нидерландская компания Philips, гонконгская компания Hutchison Wampoa и многие другие.

< Лекция 19 || Лекция 20: 123 || Лекция 21 >
Андрей Кудырский
Андрей Кудырский

Чтоб сдать данный тест, пришлось рыскать по всему учебнику, вплоть до 33-ей лекции. Хотелось бы, чтобы при прохождении теста проверялось то, что было изучено непосредственно в теме..