Опубликован: 03.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1307 / 198 | Длительность: 44:47:00
Лекция 10:

Конкурентоспособность в международном бизнесе

< Лекция 9 || Лекция 10: 12345 || Лекция 11 >

10.1. Понятие и сущность конкурентоспособности

Современная мировая экономика испытывает глубокие и ускоряющиеся изменения: глобализация рынка, развитие многомерной конкуренции, трансформация хозяйственных процессов обнаружили устаревание традиционных принципов и ориентиров структурирования и развития субъектов мирового и национальных хозяйств. Если до 70-х годов ХХ в. конкуренция особенно не проявлялась во многих отраслях и странах, то сегодня масштабы ее роста и расширения выходят за границы отдельных регионов мира, обостряя вопросы конкурентоспособности национальных предприятий и учреждений. Недооценка проблемы конкурентоспособности дорого обходится любому товаропроизводителю и стране, включая США и Великобританию, которые за последние десятилетия фактически свернули ряд отраслей и сократили экспорт продукции в конкурировании с лучшими импортными аналогами, преимущественно из Японии.

Однако глобализация и развитие конкуренции создают не только экономические проблемы, но и возможности для товаропроизводителей: постоянные инновации, беспрецедентные темпы развития наиболее конкурентных сегодня отраслей экономики (электроники, машиностроения и др.) Японии и других индустриально развитых стран обусловлены усилением внутренней и международной конкуренции. Сравнительные оценки конкурентоспособности, с выявлением сильных сторон успешных конкурентов, позволяют определять слабости национальных субъектов мирового хозяйства, уточнять ориентиры экономического развития.

Понятие международной конкурентоспособности является для мировой и российской экономики новым и довольно сложным. Пока нет общепринятого определения ее содержания и понимания как источника ускорения экономического развития, тем более на ресурсосберегающей основе. Устойчивое обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и производимых ими товаров остается одной из наиболее сложных задач в мировой экономике. Ее решение затрудняется тем, что российский опыт в этой сфере явно невелик и сводится в основном к технико-экономическим оценкам части экспортируемых товаров или отраслей вообще, без определения уровней международной конкурентоспособности и экономичной системы мер ее повышения. Существующие отечественные и зарубежные решения проблемы конкурентоспособности слабо отражают динамику и характер происходящих в мире фундаментальных изменений в мировом и национальных хозяйствах, связанных с обострением международного соперничества, ведущегося в разных формах, разными методами и на различных уровнях экономики.

Значительные институциональные и законодательные изменения в российской экономике, обусловленные переходом к рыночным отношениям, не облегчили решение многих накопившихся социально-экономических проблем: товаропроизводители и государство по-прежнему несут огромные ресурсные потери от низкого качества продукции и труда, от недостаточной эффективности инновационных и производственных процессов, от недоиспользования потенциала трудовых ресурсов и лучшего мирового опыта. По большинству известных показателей конкурентоспособности (по классификации Всемирного экономического форума - WEF и др.) Россия остается на последних местах в мире, что накануне ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) обостряет необходимость кардинального изменения экономического положения отечественных товаропроизводителей, с учетом обновляющихся международных достижений в рассматриваемой сфере, качественной и структурной трансформации мировой экономики.

Международная конкурентоспособность является важнейшей комплексной характеристикой качественного состояния товаров, хозяйствующих субъектов, их структурных изменений, сравнительно с сопоставимыми аналогами других стран. Уровень конкурентоспособности в международном бизнесе может регулироваться с учетом качества факторов (производственных и др.) его достижения и возможного превосходства. Новые условия расширения конкуренции и ограниченности материально-финансовых ресурсов вызывают необходимость качественных прорывов в конкурентоспособности и опережении конкурентов, повышающих устойчивость экономического роста, влияния и доходности субъекта мирового хозяйства. Отсюда возникает необходимость в структурировании и систематизации соответствующей международной информации, в сопоставлении уровней конкурентоспособности и ее изменений, сравнительно с лидирующими субъектами мирового хозяйства.

Мировая конкурентоспособность, методичное ускорение развития и планомерная структурная перестройка - это взаимосвязанные социально-экономические категории необходимой глубокой трансформации предприятий и корпораций, управленческого и индивидуального мировоззрения, экономических подходов и механизмов. Экономическая целесообразность ускорения создания лучших товаров подтверждается всей историей успехов и неудач предприятий любых отраслей и стран. Явная глубина и продолжительность экономического кризиса субъектов Российской Федерации в мировом хозяйстве обостряют необходимость срочного решения проблем ускоренного достижения мировой конкурентоспособности.

В современном обеспечении конкурентоспособности в международном бизнесе важны преимущества ее ресурсосберегающего наращивания, ускорения и качества экономического роста, гуманитарно-демократические основы конкурентных преобразований, раскрепощения и развития возможностей трудовых ресурсов, обладающих неисчерпаемым потенциалом. Распространенное представление международной конкурентоспособности в смысле соперничества "страны против страны" является неточным (особенно в условиях переплетения национальных и корпоративных экономик), а определение конкурентоспособности на принципах только "позиций и преимуществ" - неполным. В теории конкурентных преимуществ М. Портера уделяется недостаточно внимания микроэкономике предприятий, где создаются и конкурентные преимущества, и возможности влияния на экономику отраслей и стран, включая изменения фактора спроса.

< Лекция 9 || Лекция 10: 12345 || Лекция 11 >
Андрей Кудырский
Андрей Кудырский

Чтоб сдать данный тест, пришлось рыскать по всему учебнику, вплоть до 33-ей лекции. Хотелось бы, чтобы при прохождении теста проверялось то, что было изучено непосредственно в теме..