Тверской государственный университет
Опубликован: 29.04.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 2057 / 574 | Длительность: 09:29:00
Специальности: Философ, Социолог
Лекция 1:

Введение

Лекция 1 || Лекция 2 >

Здесь вам не равнина, здесь климат иной -

Идут лавины одна за одной,

И здесь за камнепадом ревёт камнепад.

И можно свернуть, обрыв обогнуть, -

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

В. Высоцкий

"Информационное общество", "общество знания", "сетевое общество", "образованное общество", и т. п. - понятия хоть и туманные, зависящие подчас от субъективных мировоззрений, но "архисовременные" и привлекательные, характеризующие социальную действительность ХХI в. во многих странах. Поскольку данные понятия в той или иной мере производны от понятия информации, условно обобщим их под названием информационного общества (ИО), хотя полагаем, что термин "информационная цивилизация" был бы правильней ("цивилизация" - одна из ступеней общественного развития, следующих после варварства).

Информационное общество - что это? The information society - what it is? Informationsgesellschaft - was ist das? Iнформацiйне суспiльство - що це? На каком языке ни спрашивай, ответы будут похожие, но разные: это "общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний"; "формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному"; "понятие политологии и социальной философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте "информационной революции""; "общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией1URL: http:// ru.wikipedia.org; insai.ru; dic.academic.ru; edu.dvgups.ru." и т. п. Разночтения свидетельствуют не только о разных образах мышления авторов определений (что вполне естественно!), но и о многогранности самого понятия информационного общества. Если многогранное понятие не поддаётся однозначному определению, то его понимание, возможно, окажется достаточным для пытливого ума.

Информационное общество - прямой "наследник" индустриального, которое, в свою очередь, пришло на смену аграрному обществу. Многие страны стремятся войти в ИО, не потеряв при этом достижений индустриальной формации. И наша страна выбрала трудный путь восхождения к манящим вершинам ИО, невзирая на ожидаемые "лавины и камнепады", которые неизбежно сопутствуют первопроходцам на нехоженых тропах и скальных маршрутах, и осознавая проблемы, ещё не решённые нами даже на давно пройденных тропах предыдущей индустриальной формации.

Информационное пространство с глубокой древности игнорировало географические и государственные границы - подобно ветрам, облакам и птицам. Тем более сейчас информация (даже секретная, приватная) свободно уходит из-под контроля, преодолевает любые мыслимые границы и запреты, проникает в любую точку Земли и ближнего космоса. Поэтому полагаем, что полноценное ИО может быть только глобальным, охватывающим всё человечество2Ограничимся человеческой популяцией, хотя полагаем, что информация - атрибут мира, даже если природа "не знает", что такое информация. Не исключено, что человечество, в конце концов, придёт к пониманию необходимости уважительно считаться с информацией фауны, флоры и природы в целом., т. е. интернациональным, базирующимся на нравственной основе взаимного согласия, уступок и компромиссов, без насильственного навязывания чьих бы то ни было догм и мировоззрений, при сохранении национально-культурных традиций. В таком контексте считаем тождественными понятия глобального ИО и информационной цивилизации.

Но возможно ли в обозримом времени такое глобальное ИО? В разнополярном сообществе народов и личностей, полном неповторимых культур, противоречий, интересов и земных страданий, одна и та же информация воспринимается по-разному, часто не достигая задуманных, первоначальных целей и даже не будучи востребованной. Может ли быть общим информационное пространство у современных коренных жителей Швеции и Сомали, у рафинированных бизнесменов с Уолл-стрит и обывателей деревни Гадюкино, у профессора университета и люмпена? А если может, то когда такое единение случится? Полагаем, что глобальное ИО на современном этапе - мечтательный идеал, к которому человечество стремится, воплощая пока свою мечту в виде локальных ИО, связанных между собой телекоммуникациями. Это напоминает локальные острова, которые когда-то объединятся в глобальный континент по мере высыхания разделяющего их океана, а пока поддерживают между собой связь лодками, огнями, телеграфом, смартфонами и другими средствами коммуникации. Но океан - не дождевая лужа; когда ещё он пересохнет и пересохнет ли вообще?! Аналогично и до глобализации локальных ИО слишком далеко!

Известны Окинавская хартия глобального информационного общества, Декларация принципов построения информационного общества, План действий и другие итоговые документы Женевской и Тунисской встреч на высшем уровне (2003, 2005 гг.), "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации", утверждённая президентом РФ в феврале 2008 г. [18], аналогичные "стратегии" в других странах. Согласно Л.Н. Толстому, "гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги". А таких "оврагов" на пути в информационное общество с избытком у каждой страны, у каждого народа, о чём свидетельствуют периодически оцениваемые рейтинги готовности стран к вступлению в ИО. Избитое клише - "страна переживает трудные времена". А у кого, простите, они лёгкие? Любая сущность (и государство тоже) с рождения и до смерти испытывает трудности. Не хочешь испытывать трудности - не родись.

Авторский взгляд на информационное общество и его проблемы, конечно, в значительной мере субъективен, но не предвзят, ибо учитывает живой опыт, как авторитетных специалистов, так и самого автора, перед которым зачатки этого общества возникали и сопутствующие им проблемы заострялись на протяжении второй половины ХХ и начала ХХI вв. Студент вправе не согласиться со многими субъективными соображениями автора, тем более, что есть и другие точки зрения. И это нормально! Ведь главное при любой форме обучения - пробудить у обучающегося способность к самостоятельному, творческому мышлению и здоровую любознательность, а не желание следовать чьим-то догмам, пусть и авторитетным. Такой подход к образованию особенно важен в информационном обществе, где способность человека быстро адаптироваться и творчески мыслить будет превалировать над "синдромом исполнительности", свойственным больше людям с догматическим образом мышления.

Бурное развитие информационной инфраструктуры, информационного рынка труда, новых информационных технологий как несомненный признак грядущего ИО не позволяет считать данное пособие "истиной в последней инстанции". Пособие в определённой мере лишь фиксирует текущее состояние и тенденции будущего. Каким оно будет на самом деле, остаётся только предполагать. Любая формация, любая эпоха в жизни человечества были, есть и будут в разной степени информационными. Поэтому, каким бы ни было грядущее ИО, его ростки давно рядом с нами, и переход к нему ожидается скорей эволюционным (плавным), нежели революционным (скачкообразным).

Лекция 1 || Лекция 2 >
Инесса Соловьева
Инесса Соловьева
Анжелика Семашкова
Анжелика Семашкова
Дмитрий Сирош
Дмитрий Сирош
Украина, Черкассы
Александр Клементьев
Александр Клементьев
Россия, Чувашская республика