Опубликован: 28.10.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4207 / 2454 | Оценка: 4.35 / 4.19 | Длительность: 09:47:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 7:

Психологические опасности и их преодоление

< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Аннотация: В лекции рассказывается про различные понятия и определения, касающиеся психологических опасностей и преодоления этих опасностей. Эта тема рассмотрена потому что в современном мире и потоке жизненного ритма человек подвергается различным опасностям именно психологического характера.

Современная жизнь каждого человека такова, что приходится так или иначе сталкиваться с ситуациями, которые влияют на его психологическое состояние. Причем эти ситуации могут быть абсолютно разными: экзамен в университете, ссора с близким человеком, период угнетенности, страх перед чем-либо и т.д. Человек должен помнить, что его психологическое состояние очень важно для него самого, так как если психологическое состояние будет неисправным, то человек не сможет решать определенный круг задач и вообще не сможет нормально продолжать свою деятельность. При этом следует уяснить, что некоторые ситуации можно решить только с помощью взаимодействия с людьми, которые специально занимаются этими вопросами (психоаналитики), но некоторые психологические опасности человек может решить и самостоятельно, либо с помощью близких ему людей.

Немного о психоанализе

Так что же такое психоанализ?

Психоанализ— комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг. Психоанализ был предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые даже причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин "абреакция". Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций. Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от "классического фрейдизма" отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда. В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как "буржуазное учение" и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые "неосознаваемые формы высшей нервной деятельности" по Узнадзе, и другие). Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Однако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно теряет популярность, вытесняется более новыми, модными "авторскими методиками" (психодрама и др.). Оказал существенное влияние и на формирование идей последующей сексуальной революции.

Согласно учениям о психоанализе есть некая модель психического аппарата, которая включает в себя бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека и сознательное (сознание) - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу (информация о психоанализе была предоставлена на основе материалов из Википедии – свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7).

Страхи человека

Чувство страха является естественным чувством для всех высших животных. При этом человек подвержен страхам больше, чем звери, так как человек обладает более тонкой психикой. Многие страхи являются причиной воображения, но из-за этого воображения человек не может адекватно оценивать ситуацию и вещи, и чувство страха начинает его одолевать даже при наличии мнимых угроз для человека. Исходя из этого можно разделить страхи на конструктивные и патологические.

Конструктивные страхи представляют собой результат деятельности естественного защитного механизма. Такие страхи помогают человеку гораздо лучше приспособиться к условиям окружающей среды. Конструктивные страхи имеют под собой реальную опасность, поэтому они являются естественными страхами. Положительным значением является то, что такие страхи мобилизуют все психические и физические силы человека. Примером такого конструктивного страха может являться тот страх, который человек испытывает, если на него нападает зверь или страх высоты.

Патологические страхи являются навязчивыми страхами, или как принято говорить - фобиями. Навязчивыми страхами их называют потому что если они появляются один раз, то они могут закрепиться у человека на всю его жизнь. При этом патологические страхи не имеют реальной причины возникновения (в отличие от конструктивных страхов). Такие страхи чаще всего связаны с воображаемой опасностью, которая не имеет место быть на самом деле. Примерами таких страхов могут служить примеры, когда человек боится любой жидкости или любого огня (даже того, который появляться от спички). Чаще всего патологические страхи могут перерасти в глубокие травмы, которые потом придется исправлять на приемах у психоаналитика. Патологические страхи мешают нормально жить человеку в принципе, они изменяют его деятельность (причем в зависимости от страха деятельность может быть изменена кардинально) и могут являться ему прямой угрозой для жизни. Чаще всего патологические страхи приобретаются в детстве. Но при этом следует отметить, что патологические страхи не всегда могут привести к неврозу и свидетельствовать о нем. Также от некоторых патологических страхов можно избавиться самостоятельно (такая практика наблюдается в основном именно в Российской Федерации) Патологические страхи выделяют на несколько групп:

  1. Первая группа – сюда относят боязнь замкнутого пространства, которая может проявляться в различных формах. В эту группу также включают страх глубины и страх связанный с водой, а также морскими и речными прогулками.
  2. Вторая группа - сюда относят страхи, которые связаны с общественной деятельностью. Под этими страхами выявляют страх публичных выступлений, страх перед экзаменами и.т.п.
  3. Третья группа – сюда относят страхи перед болезнями.
  4. Четвертая группа – сюда относят страх смерти.
  5. Пятая группа – это страхи сексуального характера.
  6. Шестая группа – сюда относят страх нанести вред себе или близким людям.
  7. Седьмая группа - сюда относят страх совершить что-то непристойное в официальной обстановке (например, сказать нецензурное слово).

Вообще страх возникает внезапно и человек вынужден зачастую быть один на один со своим страхом. С помощью приемов, описанных ниже можно помочь человеку побороть свои страхи.

Если человек ощутил страх перед чем-либо, то он должен признаться в первую очередь самому себе, что страх действительно имеет место быть. Многие люди, несмотря на то, что они испытывают страх перед чем-либо, стараются этого не замечать и не говорить самому себе, что страх действительно имеется. Такой поступок только осложняет ситуацию. При этом сам страх некуда не исчезнет, а только начнет расти и набирать форму. При этом человек не сможет правильно скоординировать свои действия. Положительный момент признания страха в том, что благодаря признанию человек сможет посмотреть на ситуацию со стороны и оценить её опасность. При этом также вполне вероятно, что при признании перед самим собой человек испытает внутреннее облегчение. Следующим шагом является анализ страха. При этом человек должен пытаться понять, что именно заставляет его бояться. При этом необходимо как можно более точно определить предмет боязни и осознать, насколько же реальна угроза на самом деле (при этом лучше всего использовать рациональное мышление). Если же человек находиться в ситуации, которая заставляет его испытывать страх, то необходимо постараться не думать постоянно о страхе. При этом чтобы страх не возвращался необходимо выявить и постараться исправить недостатки своего собственного характера. Примером этого может служить заданный самому себе вопрос следующего типа: "Почему я так боюсь ……".

Ученые выделяют множество полезных способов, которые могут помочь избавиться от страхов. Они говорят, что прежде всего необходимо оценить, насколько угроза сама по себе реальна. Также необходимо сравнить страх с другим более сильным страхом. При этом можно применить следующую установку: "Мне страшно от того-то, но другое гораздо страшнее этого". Такой метод также может помочь развеять плохие мрачные мысли, если они начали одолевать человека. Также можно представить, что все, чего человек боится, уже случилось (если страх незначительный, например боязнь сдачи экзамена, то такой метод может вполне помочь человеку избавиться от страха). При этом можно также мысленно проиграть в голове ситуацию случившейся боязни в своем воображении. Возможно такой подход позволит человеку заранее примериться с страхом и избежать его. Необходимо также помнить интересную деталь - так называемый принцип "полной загрузки", который говорит о том, что если человек не занимает свою голову чем-либо, то он волнуется и испытывает страх гораздо больше, чем если бы он занял свою голову другими мыслями (примером этого высказывания может служить случай, когда водитель автобуса боится совершить аварию меньше, чем пассажиры этого же самого автобуса бояться аварии. Так происходит потому, что разум водителя сконцентрирован не на страхе аварии, а на том, как правильно организовать управление автобуса. При этом пассажиры же ничем не занимают свой разум и их мысли легко поддаются страху перед возможной аварии автобуса). Следует помнить также, что страх не является уникальным сам по себе, хотя каждый человек думает, что его страх наиболее значителен и у других людей таких страхов не бывало. На самом же деле у каждого отдельно взятого страха найдется свой "двойник" в среде других людей. Осознание этой детали поможет уменьшить страх у человека. Также в борьбе со страхом может помочь юмор и некоторая ирония к самому страху.

Каждый человек должен помнить о том, что любой страх может породить новые страхи и поэтому от патологических страхов необходимо защищаться. Человек должен помнить, что каждый день и миг человеческой жизни бесценен и некоторые страхи стараются исказить это понимание.

Решение конфликтов

С конфликтными ситуациями безусловно сталкивался каждый человек. При этом конфликтная ситуация может проявляться сама по себе в разных формах: конфликт с учителем, родителями, товарищами, женой. При этом исходом такого конфликта обычно является гнев и обида, а также абсолютное нежелание мириться (Обида - изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры). Гнев - отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Но это в корне является неправильным исходом. Прежде всего необходимо научиться обсуждать конфликтные ситуации, которые возникают. Причем именно о обсуждении конфликтной ситуации чаще всего забывают конфликтующие стороны. В результате конфликт может перейти в стадию запущенного конфликта. Причем сам конфликт при обсуждении лучше всего перевести в нейтральное русло и не использовать эмоционально негативных окрасок ("Ты никогда не можешь сделать это правильно", "Ты всегда опаздываешь", "У тебя вечно все валится из рук" и т.п. Всё это негативные словосочетания, которые могут только усугубить положение при конфликте). Также сам конфликт необходимо воспринять конструктивно, т.е. если человеку говорят о его определенных недостатках, то он должен принять их для себя и подумать над ними конструктивно – это поможет в самосовершенствовании личности. Если извлекать такие небольшие уроки из конфликтов, то можно сделать себя гораздо лучше. Но при этом стоит помнить, что идти на поводу у чужого мнения абсолютно во всех случаях не стоит (именно здесь при анализе конфликта помогает та самая конструктивная логика, которая позволит определить, является ли конфликтная ситуация обоснованной или она просто специально спровоцирована, чтобы унизить человека или заставить его идти на поводу у другого человека). Также нужно помнить, что когда происходит открытый конфликт, то получается эмоциональное выплескивание, которое является некой психологической разрядкой для всех людей, которые участвуют в конфликте. Как ни странно, но этот факт можно отнести к разрядку положительных сторон конфликта, так как он помогает людям "эмоционально разрядится" (конечно, речь не идет о тех ситуациях, когда конфликт вошел в стадию рукоприкладства и массовых беспорядках). Так или иначе конфликтная ситуация в любом случае порождает смешанные чувства в людях, которые принимают участие в конфликте. При этом эти чувства являются элементом самосовершенствования человека, если сам человек будет внимательнее относится к конфликту и будет пытаться проанализировать его конструктивно.

< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?

 

Айдар Кажтаев
Айдар Кажтаев
Россия, Москва, НОУ ИНТУИТ