Опубликован: 21.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 1415 / 66 | Оценка: 4.23 / 3.74 | Длительность: 15:37:00
Лекция 10:

Объектно-ориентированное программирование

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Аннотация: В данной лекции рассматривается объектно-ориентированное программирование. Рассмотрены основные принципы объектно-ориентированного программирования и проанализированы схемы их реализации на базе ряда структур данных на примере простой модели объектно-ориентированного языка, встраиваемого в Лисп. Рассмотрена реализация методов обработки объектов заданного класса, которая сводится к отдельной категории функций, вызов которых управляется анализом принадлежности аргумента классу. Приведены примеры программного кода на языках объектно-ориентированного программирования

Рассмотрены основные принципы ОО-программирования и проанализированы схемы их реализации на базе ряда структур данных на примере простой модели ОО-языка, встраиваемого в Лисп. Отмечены особенности CLOS, поддерживающей ООП на GNU Clsip. Реализация методов обработки объектов заданного класса сводится к отдельной категории функций, вызов которых управляется анализом принадлежности аргумента классу.

Сборка программы из автономно развивающихся компонентов опирается на формулировку достигаемой ими цели, понимание которой гарантирует не только корректность полученного результата, но и рациональность его использования. Формулировать цели частей программы - процесс нетривиальный. В его основе лежат весьма различные подходы к классификации понятий.

ООП объединяет в рамках единой методики организации программ классификацию на базе таких понятий как класс объектов, структура данных и тип значений. Тип значений обычно отражает спектр низкоуровневых реализационных средств, учет которых обеспечивает эффективность кода программы, получаемого при компиляции. Структура данных обеспечивает конструктивность построений, гарантирует доступ к частям, из которых выстроено данное любой сложности. Класс объектов характеризуется понятным контекстом, в котором предполагается их корректная обработка. Обычно контекст содержит определения, структуру объектов и их свойства [ [ 41 ] ].

Текст программы одновременно представляет и динамику управления процессами, и схему информационных потоков, порождаемых при исполнении программы. Кроме того, последовательность написания программы и ее модификации по мере уточнения решаемой задачи могут соответствовать логике, существенно отличающейся от процесса выбора системных и реализационных решений. Обычно программирование скрывает сложность таких деталей управления процессами путем сведения его к общим функциям, преобразующим любые аргументы в определенные результаты. Модификации программы при развитии решаемой задачи осуществляются непосредственно переработкой текста программы и определений входящих в нее функций.

ООП структурирует множество частных методов, используемых в программе, в соответствии с иерархией классов объектов, обрабатываемых этими методами, реализуемыми с помощью функций и процедур, в предположении, что определяемые в программе построения могут локально видоизменяться при сохранении основных общих схем информационной обработки. Это позволяет выполнять модификации объявлением новых подклассов и дописыванием методов обработки объектов отдельных классов без радикальных изменений в ранее отлаженном тексте программы.

При анализе задач, решаемых в терминах объектов, некоторая деятельность описывается так, что постепенно продумывается все, что можно делать с объектом данного класса. Потом в программе достаточно лишь упоминать методы обработки объекта. Если методов много, то они структурированы по иерархии классов, что позволяет автоматизировать выбор конкретного метода. На каждом уровне иерархии можно немного варьировать набор методов и структуру объектов. Таким образом, описание программы декомпозируется на интерфейс и реализацию, причем интерфейс скрывает сложность реализации так, что можно обозревать лишь необходимый для использования минимум средств работы с объектом.

Типичная гипотеза при программировании работы с объектами:

Объект не изменен, если на него не было воздействий из программы.

Но реальность зачастую требует понимания и учета более сложных обстоятельств, что может существенно продлить время жизни программы или ее компонентов. В таком случае удобно предоставлять объектам большую свободу, сближающую их с понятием субъекта, описание которого содержит все, что он может делать. Программа может давать ему команды-сообщения и получать ответы-результаты.

Связь методов с классами объектов позволяет вводить одноименные методы над разными классами объектов (полиморфизм), что упрощает представление логики управления: на уровне текста программы можно не выражать распознавание принадлежности объекта классу, это сделает система программирования. Таким образом обычно реализовано сложение, одинаково изображаемое для чисел, строк, векторов, множеств и т.п. Фактически субъектом является суперкласс, объединяющий классы объектов, обрабатываемые одноименными методами, т.е. функциями одного семейства. Так, при организации сложения можно считать, что существует суперкласс "слагаемые", которое умеют складываться с другими слагаемыми. При этом они используют семейство функций, реализующих сложение. В зависимости от полноты семейства результат может быть получен или не получен. Семейство легко пополняется добавлением одноименных функций с новыми комбинациями типов параметров.

Дальнейшее развитие подходов к декомпозиции программ связано с выделением отдельных аспектов и шагов при решении сложных задач. Понятие аспекта связано с различием точек зрения, позволяющим описывать решение всей задачи, но отражать в описании только видимые детали [ [ 33 ] ]. По мере изменения точек зрения могут проступать новые детали, до тех пор, пока дальнейшая детализация не утрачивает смысл, т.е. улучшение трудно заметить или цена его слишком высока. Так, представление символьной информации в Лиспе выделено в отдельный аспект, независимый от распределения памяти, вычисление значений четко отделено от компиляции программ, понятие связывания имен с их определениями и свойствами не зависит от выбора механизмов реализации контекстов исполнения конструкций программы.

Понятие шага обычно связывается с процессом раскрутки программ, оправданным в тех случаях, когда целостное решение задачи не может гарантировать получение приемлемого результата в нужный срок - это влечет за собой непредсказуемо большие трудозатраты.

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Дарья Федотова
Дарья Федотова
Сергей Березовский
Сергей Березовский

В рамках проф. переподготовки по программе "Программирование"

Есть курсы, которые я уже прошел. Но войдя в курс я вижу, что они не зачтены (Язык Ассемблера и архитектура ЭВМ, Программирование на С++ для профессионалов). Это как?

Анатолий Иванцов
Анатолий Иванцов
Россия