Опубликован: 13.03.2013 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 10:

Системы форм организации обучения

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Аннотация: Раскрывается сущность понятий "форма обучения" и "форма организации обучения"; рассматриваются классификации форм организации обучения по различным основаниям; описываются системы форм организации обучения в школе и вузе.

10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения

Форма организации обучения – это

  • способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;
  • вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;
  • "ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения" (В.В. Краевский, А.В. Хуторской [2, С.250]).

В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):

Функции систем форм организации обучения

Рис. 10.1. Функции систем форм организации обучения

В педагогической литературе наряду с термином "форма организации обучения" также широко употребляется термин "форма обучения". В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).

10.2. Подходы к классификации форм организации обучения

В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.

В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).

Классификация форм организации обучения В. И. Андреева

увеличить изображение
Рис. 10.2. Классификация форм организации обучения В. И. Андреева

В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).

Классификация форм организации обучения (В.А. Сластенин и др.)

увеличить изображение
Рис. 10.3. Классификация форм организации обучения (В.А. Сластенин и др.)

Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).

Классификация форм организации обучения (И.П. Подласый, Ч. Куписевич)

увеличить изображение
Рис. 10.4. Классификация форм организации обучения (И.П. Подласый, Ч. Куписевич)

Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.

Классификация форм организации обучения (Т.И. Шамова)

увеличить изображение
Рис. 10.5. Классификация форм организации обучения (Т.И. Шамова)

В основу классификации внешних форм организации обучения А. В. Хуторского, показанной на рис. 10.6 , положены различия в коммуникативном взаимодействии основных субъектов образовательного процесса.

Классификация форм организации обучения (А. В. Хуторской)

увеличить изображение
Рис. 10.6. Классификация форм организации обучения (А. В. Хуторской)

На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.

Сравнительная характеристика общих форм организации обучения

Рис. 10.7. Сравнительная характеристика общих форм организации обучения
< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Екатерина Карпова
Екатерина Карпова
Татьяна Савосина
Татьяна Савосина
Диана Шевченко
Диана Шевченко
Россия, Ставропольский край
Нина Берман
Нина Берман
Россия, Новосибирск, НГУ, 1991