Опубликован: 10.01.2014 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 3:

Рекомендации по выбору и использованию облачных услуг

Аннотация: В разделе приводятся советы по принятию решения о выборе конкретного поставщика услуг облачных вычислений. Советы связаны со сравнением функциональности и стоимости сервисов, предоставляемых разными поставщиками, со сравнением программно-аппаратных платформ разных поставщиков, а также с анализом возможных технических работ, состав которых может зависеть от выбора поставщика услуг. Кроме того, рассматриваются юридические проблемы, связанные с оформлением договора о предоставлении услуг облачных вычислений.

3.1. Преимущества облачных вычислений для образовательных учреждений и учащихся

Использование облачных вычислений в области образования имеет много положительных сторон. Особо значимыми из них можно считать следующие преимущества:

  • Экономические преимущества. Использование облачных технологий не требует капитальных затрат на создание и обслуживание собственных центров обработки данных, закупку серверного и сетевого оборудования для создания собственной IT-инфраструктуры. Также не требуются закупка и установка дорогостоящего программного обеспечения, регулярные обновления платформ и систем. Все эти расходы ложатся на поставщика облачного решения. В результате снижается нагрузка на технический персонал, что позволяет задействовать тех же научных сотрудников в других, более полезных для учреждения проектах.
  • Гибкая масштабируемость (эластичность). Благодаря такой характеристике облачных сервисов, как эластичность, у образовательного учреждения имеется возможность постепенно наращивать объем используемых услуг без значительных предварительных вложений. В периоды пиковых нагрузок (например, во время сессий), не требуется планировать введение дополнительных информационных мощностей, поскольку облачные сервисы могут масштабироваться автоматически и практически неограниченно.
  • Высокая доступность. Облачные сервисы доступны в течение 99,5% времени, а некоторые провайдеры гарантируют доступность на уровне 99,9% . Это очень удобно для преподавателей и обучающихся, поскольку они могут реализовать возможности по обучению практически в любое время и не зависеть от локальных информационно-образовательных ресурсов учреждения. В результате это приводит к колоссальной экономии времени. Кроме того, постоянная доступность снимает преграды по получению дистанционного образования, например, в удаленных регионах, где на процесс обучения может влиять разница во времени. Высокая доступность образовательных ресурсов благоприятно влияет на рейтинг образовательного учреждения.
  • Уменьшение воздействия на окружающую среду. Во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, объявлен курс на энергосберегающие ("зеленые") технологии, которые наносят меньший вред окружающей среде, чем традиционные. В соответствии с "зеленой" концепцией центры обработки данных должны использовать энергосберегающие технологии при проектировании и эксплуатации. Как показывает практика, для уменьшения воздействия на окружающую среду выгоднее использовать облачные услуги, которые используют "зеленые" технологии, чем внедрять такие технологии в локальной IT-инфраструктуре. Например, компания Google заявляет об увеличении энергоэффективности в 80 раз при использовании её облачных технологий (Google Apps for education).
  • Удовлетворение потребностей конечных пользователей. Для конечных пользователей облачные технологии предоставляют еще больше преимуществ. Очень удобно, когда данные доступны из любого места, где есть Интернет и с любого устройства, будь то персональный компьютер, смартфон или планшет. Пользователям не нужно заботиться о резервных копиях, данные безопасно хранятся в "облаке". Облачная инфраструктура гарантирует сохранность данных. Если говорить о стандартном офисном пакете, который поставляется учебным заведениям бесплатно и может использоваться для решения очень широкого круга задач, то учащимся не потребуется приобретать, устанавливать и обновлять его на своих компьютерах. Единственное приложение, которое будет требовать обновления – это веб-браузер.
  • Концентрация на ключевых задачах. В любой сфере образования главная задача образовательных учреждений – концентрация усилий на образовании и исследованиях. При использовании облачных технологий сокращаются издержки на развертывание и поддержку используемых в работе приложений, высвобождаются человеческие ресурсы, которые могут быть задействованы в образовательном процессе.

3.2. Риски, связанные с использованием облачных вычислений

Облачные технологии появились сравнительно недавно, поэтому у некоторых складывается ощущение недоверия к ним. Не каждый руководитель ИТ-подразделений согласится отдать часть сервисов на аутсорсинг и/или разместить ключевые данные, необходимые для функционирования организации, а также конфиденциальную информацию у третьих лиц. Рассмотрим основные риски, связанные с использованием облачных технологий.

  • Безопасность данных. Основным риском считается безопасность данных. Многие компании и организации считают, что их данные находятся в большей безопасности, если они хранятся в локальной информационной среде, когда физически можно увидеть носители с данными или оборудование, которое непосредственно участвует в обработке данных. Некоторым руководителям трудно даже представить себе ситуацию, что данные, с которыми идет работа в настоящий момент, могут физически находиться в дата-центрах, расположенных на других континентах и в других странах. На самом деле, особых поводов для опасения нет. Данные при передаче по открытым каналам данных шифруются, дополнительно к этому при заключении контракта с провайдером подписывается соглашение о неразглашении конфиденциальных данных. Основным риском для провайдеров является то, что при нарушении конфиденциальности или пропаже данных хотя бы одного пользователя (учащегося или сотрудника образовательного учреждения), этот пользователь может подать в суд на поставщика облачных услуг, что может привести к огромным судебным издержкам и сильно испортить репутацию. Поэтому в условиях современной рыночной конкуренции каждый из поставщиков облачных технологий старается приложить все усилия, чтобы гарантировать безопасность и сохранность данных.
  • Снижение доступности. Как говорилось выше, многие поставщики облачных услуг гарантируют доступность своих сервисов в течение 99,5% времени. Но, к сожалению, нельзя забывать о существовании, например, хакерских атак типа "отказ в обслуживании" (DoS-атаки), которые могут снизить общее время доступности. Для дополнительной минимизации рисков следует пользоваться услугами нескольких Интернет-провайдеров.
  • Привязка к поставщику. Еще одним серьезным риском является привязка к определенному поставщику облачных услуг. Поскольку расходы по миграции из локальной среды в облако значительны, то, в случае, если поставщик перестанет удовлетворять потребности образовательного учреждения по каким-либо критериям (увеличится плата за использование, на рынке появится более хороший и дешевый сервис и т.д.), то сменить его будет достаточно проблематично. Денежные и временные затраты могут быть колоссальными. Поэтому необходимо ответственно отнестись к выбору поставщика облачных услуг.

Рассмотрим эти и некоторые другие виды рисков на примере пользовательского соглашения, заключаемого фирмой Microsoft с учебными заведениями для предоставления услуг Live@Edu (в качестве источника используется [13]).

Нежелательная реклама. В соответствии с упомянутым соглашением Microsoft имеет исключительное право на продажу и размещение рекламы в предоставленных образовательному учреждению службах. Само Учреждение такого права не имеет. При этом возможны следующие виды рекламы:

  • графическая реклама (рекламные баннеры);
  • текстовая реклама (бегущая строка);
  • видео- и аудиореклама;
  • рассылка рекламной корреспонденции.

Хотя в соглашении оговаривается, что демонстрируемая реклама может касаться лишь различных продуктов и услуг Microsoft, всё же такие условия работы сервиса Live@Edu могут оказаться неприемлемыми для некоторых учебных заведений.

Чрезмерные меры безопасности. В соответствии с соглашением Microsoft оставляет за собой право блокировать доставку любого типа электронной почты или других сообщений Live@Edu, если это необходимо для защиты служб или клиентов Microsoft или предотвращения нарушения ОУ условий лицензионного соглашения.

Разумной целью данного условия мог бы быть сервис фильтрации спама, однако Microsoft трактует право блокировки почты существенно шире: заблокированным может стать, например, любое письмо, которое Microsoft посчитает угрозой для защиты своих клиентов. К сожалению, такое нестрогое определение позволяет блокировать практически любые письма пользователей Live@Edu. И хотя на практике блокировка писем связана в большей части случаев именно с фильтрацией спам-сообщний, ОУ следует иметь в виду, что заблокированным может оказаться любое электронное письмо, чего бы не произошло при использовании традиционного не облачного почтового сервера в ОУ.

Сбор служебных данных. Microsoft может автоматически собирать определенные сведения о производительности службы Live@Edu на компьютерах пользователей. Кроме того, Microsoft может компилировать, использовать и разглашать сводную статистику о пользователях, если такое разглашение не позволяет установить личность отдельных пользователей.

Обычно данная информация обычно не является конфиденциальной, поэтому не содержит рисков для работы ОУ. Однако руководству ОУ следует обдумать возможные проблемы, косвенно связанные с разглашением подобной информации.

Конфиденциальная информация. При передаче персональных данных за пределы страны ОУ, Microsoft же обязуется соблюдать принципы соглашения Safe Harbour (изложенные Министерством торговли США), в отношении сбора, использования и хранения данных, полученных из других стран. Кроме этого, все персональные данные пользователей ОУ защищены в соответствии с Директивой 95/46/EC Европейского парламента и Совета. Если такая политика обработки данных в Microsoft не соответствует задачам ОУ, следует рассматривать её в качестве одного из существенных рисков.

Кроме исполнения указанных директив, Microsoft обязуется не использовать конфиденциальную информацию ОУ без письменного согласия этой стороны в течение пяти лет после ее получения, кроме как для осуществления взаимных деловых отношений. Также Microsoft обязуется не разглашать конфиденциальную информацию ОУ, кроме случаев, когда это касается получения совета у юридических или финансовых консультантов или по требованию законодательства. Майрософт обязуется уведомлять ОУ об обнаружении несанкционированного использования или разглашения конфиденциальной информации и будет оказывать всяческое содействие другой стороне для возврата конфиденциальной информации и предотвращения ее дальнейшего несанкционированного использования.

Раскрытие персональных данных конечных пользователей (включая содержимое сообщений) может происходить в следующих случаях:

  • Для соблюдения требований закона, предоставления ответа на судебный запрос или выполнения требования судебных органов.
  • Для защиты прав или собственности Microsoft или клиентов Microsoft.
  • Для защиты сотрудников и клиентов Microsoft или других лиц.

Вышеперечисленные особенности политики обработки и передачи конфиденциальных данных означают достаточно низкий уровень защищенности конфиденциальной информации ОУ, что может существенно повлиять на решение об использовании облачных услуг Microsoft.

Отказ от гарантий и ответственности. Microsoft может время от времени обновлять условия использования своих служб. Кроме того, Microsoft и ее поставщики не гарантируют пригодность сервисов Live@edu для использования в целях образовательного учреждения, а также не несут ответственности за любые потери, которые могут произойти в результате несанкционированного использования Служб Microsoft. Более того, все материалы, программное обеспечение и службы Live@Edu предоставляются поставщиками услуг "как есть", и Microsoft отказывается от любых гарантий относительно них, в том числе от любых подразумеваемых гарантий товарной пригодности, пригодности для определенной цели, принадлежности права, отсутствия нарушения прав иных правообладателей или результатов, которые могут быть получены учреждением и конечными пользователями в связи с использованием службы Live@edu.

"Microsoft и ее поставщики не несут ответственности за любые убытки (в том числе убытки в связи с упущенной выгодой, прерыванием деловой деятельности, потерей деловой информации или другие материальные убытки) возникающие вследствие использования или невозможности использования любой службы Microsoft, даже если корпорация Microsoft была предупреждена о возможности таких убытков или в случае если полученная компенсация не покрывает нанесенный учреждению ущерб. Максимальная совокупная ответственность одной стороны перед другой ни при каких обстоятельствах не может превышать десяти тысяч долларов".

Указанный ряд особенностей соглашения о предоставлении облачных услуг может показаться очень невыгодным для стороны ОУ в виду практически полного отказа Майкрософт от какой-либо ответственности и декларирования возможности в одностороннем порядке менять условия соглашения. Однако такая практика широко распространена при продаже программного обеспечения и является скорее правилом, чем исключением. Поэтому соответствующий раздел в соглашении хотя и должен быть принят к сведению, однако не должен оказывать существенное влияние на оценку рисков использования облачных технологий.

Анджелика Шарапова
Анджелика Шарапова

Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"?

Дмитрий Соболев
Дмитрий Соболев

Я заввершаю обучение по программе "Современные образовтетельные технологии". Прошу прислать задание для итоговой работы.Мой адрес resoluteness@yandex/ru

Спасибо!

Виталий Лусников
Виталий Лусников
Россия, Киров, ВятГГУ, 2001
Соелма Данилова
Соелма Данилова
Россия, Улан-Удэ, Бурятский государственный педагогический институт, 1987