Опубликован: 22.07.2009 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 1:

Творческий проект к модулю "Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere CS 2"

Лекция 1: 12 || Лекция 2 >

Итогом обучения в рамках данного модуля должна стать реализация учащимися собственного творческого проекта под названием "Любимые места моего города". Данная работа может выполняться как самостоятельно, так и в группе из 2-3 человек. Необходимым условием является так называемая защита творческих проектов, когда учащийся представляет свою работу аудитории.

Для успешной реализации проекта от учащихся потребуется владение следующими общими навыками и умениями:

  • четко формулировать проблему (цель), над которой предстоит работать в данном проекте;
  • выделять круг менее значимых проблем (задач), необходимых для достижения поставленной цели, отражение и возможное решение которых поможет подобрать ключ к наиболее полному отображению "сверхзадачи";
  • находить и отбирать нужную информацию, чтобы показать понимание сути проблемы, ее внутренней сложности и возможные пути решения, выделив тот путь, который с точки зрения учащегося выглядит наиболее приемлемым, с обязательным объяснением своей позиции.

Тема "Любимые места моего города" позволяет использовать индивидуальный подход к учащемуся, учитывая его личные интересы, а также окружающую атмосферу. В процессе работы над темой учащийся в своей проектно-исследовательской деятельности проходит следующие этапы:

  1. В рамках предложенной темы необходимо проанализировать те проблемы, которые могут затронуть лично учащегося, тем самым стимулируя его интерес к предмету исследования и поднимая уровень личной мотивации и заинтересованности в результате.
  2. Составление индивидуального графика работы (совместно с учителем) на основе предлагаемого учебного модуля и рекомендаций к нему.
  3. Собственно работа над проектом, в ходе которой учащийся осваивает основные принципы монтажа и приобретает практические навыки работы в программе Adobe Premiere Pro CS2.
  4. Представление готового проекта (видеоролика) и включение результатов этой работы в портфолио учащегося.

Основные этапы работы над проектом

Этот раздел будет посвящен теоретическим вопросам, связанным с подготовкой видеофильма. Изложенная здесь информация будет полезна как для учителя, так и для учащихся. Учащихся лучше ознакомить с данным разделом в самом начале курса и по мере знакомства с программой Adobe Premiere отрабатывать отдельные этапы (написание сценария, составление графика работы, съемки, составление монтажного листа).

В начале было…. Сценарная заявка!

За более чем вековую свою историю кинематограф создал свой "язык", свои устои, свою систему правил. Необходимо помнить, что создание фильма предполагает достаточно серьезную "бумажную" работу, которую ученику предстоит освоить. Приступая к работе над фильмом, нужно четко представлять себе его общий замысел, задачи, которые мы предполагаем решить, аудиторию, на которую этот фильм рассчитан, наши технические возможности и временные ограничения. На начальном этапе учащемуся необходимо будет предложить заполнить следующий бланк, назовем его сценарной заявкой, где по сути содержится рабочая версия фильма. Сценарная заявка будет тем самым документом, с которого начинается работа над будущим фильмом. Она призвана более четко сформулировать общую идею и задачи фильма и способствует большей дисциплинированности учащегося.

Таблица 1. Сценарная заявка
1) Ф.И. ________________________________________________
2) Название фильма ___________________________________
3) Обоснование темы __________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
4) Аудитория _________________________________________
5) Жанр ______________________________________________
6) График работы над фильмом __________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
7) Необходимое оборудование ___________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
8) Итоговый формат видеоролика ________________________
9) Распределение работы в группе _______________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Подпись учителя _____________ Дата____________

Рассмотрим теперь немного подробнее каждый из предложенных пунктов.

  1. Итак, в самом начале указываются имя учащегося, который будет работать над проектом (возможна работа над одним проектом 2-3 человек).
  2. Затем приводится рабочее название фильма, которое в процессе работы может быть несколько скорректировано. В нашем случае тема проектной деятельности задана изначально ("Любимые места моего города"), но она может быть изменена по желанию ученика или учителя. Необходимо помнить, что название фильма тесно связано с его содержанием, основной идеей. Оно должно быть по возможности оригинальным, запоминающимся, способным заинтересовать зрителя.
  3. В разделе "Обоснование" содержится краткая информация по теме видеоролика, приводится его краткое содержание. При заполнении данного пункта можно поставить перед учеником следующие вопросы:
    • О чем будет работа? Каков сюжет фильма?
    • Почему данная тема для вас интересна?
    • Почему эта тема может быть интересна другим людям (в вашем городе или за его пределами)?
    • Подумайте, почему вам хочется снять фильм именно на эту тему.
    • Какие цели вы перед собой ставите, снимая этот фильм: просто развлечь зрителя или предупредить его о возможной опасности, проблеме, изменить представление человека о чем-либо, поделиться интересным фактом?
    • Какие выводы вы можете сделать в результате исследования данной проблемы? Ответы на эти вопросы и станут обоснованием темы фильма.
  4. Представление о возможной аудитории вашего фильма (возраст, профессия, уровень образования, возможные интересы) позволит говорить с ней на одном языке и сделает фильм более понятным.
  5. Жанр фильма может быть любым: хроника, научно-популярный или учебный фильм, а может и игровой.
  6. В "графике работы над фильмом" необходимо указать общий период работы над проектом (к какому сроку он точно будет завершен), какое время займет подготовительный этап, съемки, монтаж отснятого материала. Данный пункт является наиболее дисциплинирующим, поскольку некоторые этапы работы иногда так захватывают авторов, что премьера вовсе может не состояться. Вместе с тем, если вам нужно снять определенное событие или время года, то тогда сроки играют еще более важную роль.
  7. Необходимо подумать, какое оборудование может понадобиться для реализации проекта. Минимальный стартовый набор может быть таким: цифровая видеокамера, компьютер с установленной программой Adobe Premiere Pro CS2, музыкальные колонки, некоторые модели камер требуют специальных плат оцифровки, некоторые используют для этого порт USB. Могут понадобиться также штатив, дополнительное освещение, микрофон, мультимедиа-проектор.
  8. Adobe Premiere Pro CS2 позволяет сделать видеофильмы совершенно разного формата и назначения. Подумайте, где и кому вы хотите показывать свой фильм, и в зависимости от этого выберите окончательный формат.
  9. Если ученик не один работает над фильмом или же привлекает к работе в качестве актеров, оператора, музыкантов других людей, необходимо указать имена помощников, а также за какую часть работы каждый из них отвечает.

Пишем сценарий

Следующий этап - написание сценария к будущему видеоролику. Довольно часто учащиеся пытаются пренебречь данным этапом работы. Однако следует учитывать, что работа над сценарием помогает ученику четко сформулировать свои мысли, продумать детали развития сюжета и возможности их воплощения, определить длительность и степень сложности работы над фильмом (количество съемочных дней, использование спецэффектов, необходимость привлечения дополнительной аппаратуры или помощников). Сценарий к фильмам обычно пишется по законам

драматургического произведения. Обязательными элементами сюжета (особенно для игрового фильма) в данном случае будут:

  1. завязка (служит для первого знакомства с героями и основными сюжетными линиями);
  2. экспозиция (развитие действия, основных сюжетных линий, конфликта);
  3. кульминация (высшая точка развития действия, самый напряженный момент);
  4. развязка (итог развития основного конфликта и сюжетных линий).

Конечно, не следует требовать от ученика четкого соблюдения такой классической последовательности. Однако построение сценария, основанное на усилении драматизма, постепенном развитии интриги, безусловно будет способствовать большей заинтересованности зрителя, привлечению его внимания.

Если в фильме предусматривается закадровый текст, то его тоже не лишним будет продумать на этапе написания сценария. При этом нужно учитывать следующие моменты: не следует перегружать фильм чрезмерным количеством текста - диктор должен дополнять видеоряд, а не наоборот. Возможным исключением, правда, могут быть учебные фильмы. Зачастую вместо дикторского текста интересней использовать интервью очевидца события или человека (вопросы для интервью надо продумать заранее), который непосредственно связан с тем, что происходит на экране. Если все-таки диктор необходим, то следует обратить внимание на то, что его текст не должен быть монотонным, безликим, оторванным от действия на экране. Необходимо, чтобы дикторский текст эмоционально, композиционно совпадал с видеорядом.

Внимание! Камера! Мотор!

Следующим и, наверное, наиболее захватывающим этапом работы над фильмом является съемка. В настоящее время цифровые видеокамеры распространены практически повсеместно. Конечно, предпочтительней будет использование собственно видеокамеры, записывающей изображение на жесткий диск, flash-память или DV-кассету нежели встроенной видеокамеры фотоаппарата или тем более телефона. Основные недостатки последних двух вариантов - это низкое качество записи и ограниченность записи по времени. Не вдаваясь глубоко в особенности съемочного процесса, хочется дать несколько советов начинающим операторам и режиссерам.

  1. По возможности используйте штатив. Держа камеру в руках, очень редко удается снять качественное, не дергающееся и не трясущееся изображение.
  2. Постарайтесь снять больше дублей, чем это предусмотрено сценарием. Проще будет отбросить лишнее, чем переснимать заново. То же относится и к съемке разными ракурсами и планами. Снимайте большее количество планов и с разных ракурсов.
  3. Обращайте внимание на освещение. Изображение, снятое напротив окна, может получиться слишком контрастным. При недостатке освещения изображение приобретет синеватые тона. Сцены, снятые при солнечной погоде и в облачный день, будут иметь разные цветовые оттенки и вряд ли будут монтироваться между собой.

"Давай сделаем монтаж"

После завершения съемок необходимо отсмотреть весь материал и составить монтажный лист, то есть документ, на основании которого будет происходить сам монтаж в программе Adobe Premiere Pro CS2. Прежде чем идти дальше, скажем немного слов о теории монтажа.

Слово "монтаж" подразумевает сборку фильма из отдельных, разрозненных фрагментов - "исходников" (видео, графики, звука) - в единое целое. Программа Adobe Premiere Pro CS2 предоставляет пользователю возможность осуществить так называемый нелинейный монтаж:или компьютерный монтаж.В отличие от линейного видеомонтажа, который производится при помощи видеомагнитофонов, нелинейный монтаж не дает потери качества, обеспечивает практически мгновенный доступ к необходимому кадру либо элементу, однако отвлекает на себя значительную часть ресурсов компьютера, прежде всего за счет довольно большого размера видеофайла. Для уменьшения размеров файла, а следовательно и времени, затрачиваемого на его обработку (импорт, добавление эффектов, экспорт), используется компрессия (сжатие) файла, однако в большинстве случаев такая процедура ведет к потере качества видео или звука.

Для дальнейшего понимания "монтажного языка" полезно будет ввести понятие монтажного кадра или монтажного плана. В данном случае под этим термином понимается элемент видеоряда, имеющий композиционно однородную структуру. Основная задача при монтаже - "склеить" кадры так, чтобы зрителю было понятно все то, что автор фильма хочет донести до аудитории.

Понятие "план" имеет еще одно значение. Это изображение определенного масштаба, при этом мерилом выступает фигура человека. Различают шесть планов по крупности:

  1. Деталь (в кадре помещается только часть человеческого лица, например, глаз, нос).
  2. Крупный (голова человека занимает почти все пространство экрана).
  3. Первый средний (фигура человека по пояс).
  4. Второй средний (фигура человека по колени).
  5. Общий (фигура человека в полный рост занимает почти весь кадр).
  6. Дальний (фигура человека занимает очень небольшую (примерно десятую) часть кадра).
Лекция 1: 12 || Лекция 2 >
Тамара Ионова
Тамара Ионова
Россия, Нижний Новгород, НГПУ, 2009
Иван Матвеев
Иван Матвеев
Россия, Москва, МГГЭИ (бывш. МГСГИ), 2009