Опубликован: 29.06.2010 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 6:

История развития интегрального и вненаучного знания

< Лекция 5 || Лекция 6: 1234 || Лекция 7 >

6.1. Глобальные проблемы развития человечества

Наука и техника придуманы людьми, природа о них ничего "не знает". Мир един и человечество едино, а наука о мире и человеке разделена на отдельные научные дисциплины, которые порознь не могут охватить и познать весь мир и всего человека. Наука при своем возникновении не называлась так, она считалась философией ("любомудрием"), которая рассматривала и познавала мир как единое целое, глобальное Нечто.

Сейчас перед человечеством стоят именно глобальные проблемы, которые отдельные научные дисциплины и технические направления разрешить не в силах, как не может разжатая, не собранная в кулак кисть нанести чувствительный удар. Поэтому науке и технике, если мы на них рассчитываем в решении этих проблем, следует объединиться в один научно-технический "кулак", как это было в древнефилософские времена.

Так что это за глобальные проблемы? Вот они:

  • экономическая - истощение ресурсов;
  • экологическая - нарушение баланса, равновесия в природе;
  • общественно-политическая - неконтролируемый рост народонаселения.

Конечно, приведённое деление на три проблемы весьма условно, так как все они взаимосвязаны. Например, истощение энергетических ресурсов приводит к политическим конфликтам, экологическим катастрофам; рост народонаселения приводит в некоторых странах к голоду, так как на всех не хватает пищевых ресурсов; из-за экологических проблем возрастает роль "зелёных" партий в политической жизни Европы и т.д.

Данные проблемы не могут быть локализованы рамками одной страны, одного народа (где бы он ни жил - на континенте или островах). Например, Чернобыльская катастрофа затронула при своём возникновении весь северо-запад (Киевскую область Украины, Белоруссию, северо-запад России, Прибалтику, Швецию, Норвегию, Финляндию), а последствия аварии стали общемировой проблемой целесообразности развития атомной энергетики, проблемами радиационной безопасности и здоровья людей. Аналогично обстоит дело с финансово-экономическими кризисами. Образно говоря, если у американского Джона аукнется, то у русского Ивана откликнется, и наоборот.

Итак, глобальные проблемы - не чья-то субъективная выдумка, а объективная составляющая общей борьбы за выживание человечества и жизни на планете Земля.

Глобализация - веление времени. У антиглобализма, если он зовёт нас назад, нет будущего. Критика глобализма должна быть конструктивной, направленной на его совершенствование, а не на отрицание.

6.2. На пути к единому знанию

Библия (книга Екклезиаста, или Проповедника, стих 3): "Всему своё время, и время всякой вещи под небом, … время разбрасывать камни и время собирать камни, … время раздирать и время сшивать …".

"Разбрасывание камней" из единого здания философии началось в XVI веке (Ф. Бэкон, Г. Галилей). Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц и многие другие довершили начатое - возникли современное естествознание и современная математика. Естествознание разделилось вначале на физику, химию, биологию, а затем дифференциация науки приобрела такой "обвальный" характер, что узкие специалисты перестали понимать друг друга. Их интересуют частности избранной научной специальности, а о цельном, едином, системном знании природы (в том числе, природы человека) они договориться не могут. Настало время "собирать камни". Так появились половинчатые (паллиативные) объединения научных дисциплин: биофизика, биохимия, геохимия, психофизика, астрофизика и другие. Даже социология при своём возникновении называлась социальной физикой. Появились математическая логика, аналитическая геометрия и другие "математические конгломераты". Возникли научные дисциплины и направления, объединяющие много разделов естествознания и математики: кибернетика, информатика, синергетика, интеллектроника и другие.

Но паллиативы как полумеры не могут способствовать решению приведённых выше глобальных проблем человечества. Нужны "глобальная наука" и "глобальная техника", не зацикленные сами на себе, а действующие в интересах человечества. Да и для человечества настало время, когда думать только о собственном благополучии, не думая о своих соседях по планете - животных, растениях, биосфере в целом - просто гибельно. Нужны изменения в мировоззрении людей. Большинство людей имеют "приземлённое", эгоистическое мировоззрение потребительского характера. Они не виноваты - такова жизнь. Даже фольклор впитал такое мировоззрение: "своя рубашка ближе к телу", "моя хата с краю …", "авось, пронесёт", "пока петух не клюнет (гром не грянет), мужик не почешется (не перекрестится)" и т.д.

Чтобы "глобальное мировоззрение" (и, соответственно, глобальные наука и техника) возобладало, нужна "критическая масса" людей, принявших это мировоззрение. По достижении такой критической массы процесс интеграции, в том числе, в науке и технике, пойдет лавинообразно. Будем оптимистами - в последние десятилетия интеграционные процессы усилились в политике, экономике, охране природы.

Возникли интеграционные тенденции и в науке, причём еще раньше - чуть ли не с начала XX века: теория ноосферы и ноосферное мировоззрение, теория систем и системный анализ, теория глобального эволюционизма, междисциплинарная парадигма, универсология и др. Техника повернулась лицом к человеку - возникли инженерная психология, эргономика, системотехника и др.

Но единое знание - это не только научно-техническое знание. Существуют другие виды знания, объединяемые общим термином "вненаучное знание". Под этот термин подпадают такие виды знания, как мифологическое, религиозное, мистические, эзотерическое, девиантное, паранаучное, практическое. Философия как прародительница науки - всё же не наука, а нечто большее, чем наука. Этими видами знания, включая философию, пренебрегать нельзя, когда речь идет о едином знании. Ведь из паранауки астрологии родилась астрономия, из алхимии - химия. Миф о Трое и Троянской войне послужил основой для археологических раскопок в Турции, подтвердивших сюжет "Илиады" Гомера. Священные Писания различных религий мира - это бесценные литературно-исторические сокровищницы всего человечества.

На пути к единому знанию научно-техническое знание должно объединиться с вненаучным, преодолеть имеющиеся противоречия (хотя бы на основе компромисса) с целью максимально приблизиться к истине, которую познать до конца (в абсолюте) нам не суждено.

< Лекция 5 || Лекция 6: 1234 || Лекция 7 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?

 

алексей оглы
алексей оглы
Россия
рафич Салахиев
рафич Салахиев
Россия