Опубликован: 29.06.2010 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 4:

История развития искусственного интеллекта

< Лекция 3 || Лекция 4: 123 || Лекция 5 >

4.1. Понятия естественного и искусственного интеллектов - области соприкосновения и расхождения

Понятие интеллекта происходит от латинских понятий intellego (замечать, понимать, подразумевать) и intellectus (разумение, познание). Со временем интеллект стали отождествлять со всеми возможностями человеческого сознания - умом, рассудком, разумом - вообще, с мыслительными способностями человека. До настоящего времени естественный (природный) интеллект приписывается только человеку. Но это можно делать лишь с крайней осторожностью. Так, зоопсихология приписывает интеллект (наряду с человеком) высшим животным (приматам, дельфинам и др.). Есть работы, посвящённые разуму рыб, птиц, насекомых. Просто мы очень мало знаем - не можем же мы (или не хотим) общаться с курами, муравьями, щуками на их "языках". А собственно, почему? Ведь человек - якобы, царь природы. Какой же это царь, который не хочет общаться со своими подданными?!

Признаки естественного интеллекта:

  • способность решать не формализуемые или плохо формализуемые задачи (например, в искусстве или в быту);
  • способность обучаться эффективному решению новых задач (например, благодаря любознательности);
  • способность генерировать информацию (не передавать чужую информацию, а творить, создавать новую);
  • способность психологически адаптироваться (приспосабливаться) к среде в широком диапазоне условий;
  • способность классифицировать явления, события, ситуации, объекты;
  • способность к анализу (дедукции) и синтезу (индукции) как методам познания;
  • чувство юмора как способность находить противоречие в единстве, единство в противоречии и несхожести, как способность генерировать информацию из разнородных элементов.

Согласимся, что в той или иной мере эти признаки проявляются в поведении (и общении) не только человека - обратите внимание хотя бы на домашних животных. Поэтому можно считать (с большой вероятностью), что интеллект - общее свойство биологических систем (у каждой такой системы интеллект присутствует в большей или меньшей степени - в зависимости от степени развития мозга).

Информатика занимается искусственным (машинным) интеллектом кибернетических систем небиологического происхождения. Если в биологических системах естественный интеллект - это великий дар генетики и жизни, то искусственный интеллект машин в настоящее время имеет право на существование лишь постольку, поскольку естественный интеллект людей делегировал (передал, доверил) машинам указанные выше признаки интеллекта. В этом плане не только компьютер, но и экскаватор, водопроводный кран могут обладать элементами искусственного интеллекта. А почему нет? Захотим - сделаем (ведь сделали современную стиральную машину "умной"). В то же время нельзя, безусловно, отрицать, что уровень искусственного интеллекта будет со временем определяться самими машинами, а не человеком. Чтобы это случилось, должны быть созданы условия для самовоспроизведения "умных машин", способных на основе "искусственной генетики" передавать свой накопленный интеллект потомкам (клонам), которые, в свою очередь, способны умножать интеллект предков за счёт самообучения. Сейчас это кажется фантастикой, но мало ли прошлой фантастики стало настоящей реальностью?! На такой оптимистической (для искусственного интеллекта) ноте мы сталкиваемся с проблемой отличия людей и машин, что может внести элемент пессимизма в наши рассуждения. Как определено в теме 3, искусственный интеллект предназначен для машинного представления знаний и их использования для машинного же решения творческих задач. Но чтобы чьё-то знание, переданное как информация, стало моим, я должен его понять. У человека есть "алгоритм понимания", у машины он пока неизвестен. А без понимания информация не станет знанием как основой сознания (со-знания). Понимание связано с "работой Чувства". По мнению выдающегося философа И. Канта, "рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание". Поэтому, солидаризуясь с Кантом, полагаем, что машинное представление знаний без "алгоритма понимания" и "работы Чувства" может, действительно, остаться фантастикой, по крайней мере, в обозримом будущем.

Без чувства (переживаний, эмоций, вдохновения, озарения) невозможно и решение творческих задач (изобретательство, литературное, музыкальное и живописное творчество и др.). Создать "Анну Каренину", "Аве Марию", японскую икебану, статую Давида без чувства невозможно. Но машина бесчувственна, бесстрастна. Да, в неё можно заложить правила стихосложения, но разве поэт пишет "по правилам"?! Да, машина выигрывает шахматную партию у гроссмейстера, если последний играет по правилам. При этом машина ещё и самообучается, запоминая стиль и методы игры своих соперников. Но машину ставят в тупик неординарные ходы, жертвы фигур и прочие вдохновенные выдумки и озарения шахматных гениев. Так что большой вопрос, сможет ли искусственный интеллект творить в полном смысле понятия естественного творчества.

Наконец, известная на сегодня аппаратная база искусственного интеллекта дискретна по самой информационной природе (см. информационные законы в "История развития информатики. Развитие представлений об информации. На пути к информационному обществу" ), в то время как человеческий интеллект по своей природе континуален (непрерывен): "человек мыслит не числами, а нечёткими понятиями" (Л. Заде). Нюансы, доступные человеческому интеллекту между информационными дискретами компьютера или робота, недоступны ни компьютеру, ни роботу, а заложенные в машины процедуры (функции) сглаживания не меняют сути дискретных процессов. Достаточно увидеть неестественность "телодвижений" робота, чтобы убедиться в этом.

Перечисленные факторы несколько охлаждают оптимистический пыл основоположников и пропагандистов искусственного интеллекта, но не гасят его. Ведь работа продолжается!

Правда, до настоящего времени не все признаки естественного интеллекта, перечисленные выше, в равной степени делегированы искусственному интеллекту. Мы уже говорили о трудностях машинного решения не формализуемых или плохо формализуемых задач творческого характера. Пока не удаётся реализовать и полноценный "машинный юмор", а без чувства юмора - какой же это интеллект?!

4.2. Может ли машина быть умнее своего создателя?

Машины - творения человека, искусственные "дети" человека. Спрашивается, естественные дети могут быть умнее своих родителей? Не сомневаясь, мы отвечаем: "Да, могут". Дети и должны быть умнее родителей, иначе род людской однажды прекратит своё существование. В чём же заключается механизм интеллектуального прогресса? Во-первых, дети используют (через генетический механизм) интеллектуальный задел своих родителей, во-вторых, используют заложенную в каждого человека способность самообучаться. Вот эта способность к самообучению и позволяет детям обогащать полученный от родителей интеллект и, следовательно, стать умнее своих родителей.

Если вернуться к машинам, то спрашивается, кто/что мешает переписать с одной машины (вернее, из её памяти) в другую файлы с интеллектуальной информацией и заложить в эту вторую машину эффективную программу самообучения? Ведь такие программы достаточно известны. Как отмечалось выше, мешает отсутствие "алгоритма понимания", без которого интеллектуальная информация, записанная в память машины, не превращается в знание (как на этапе перезаписи, так и на этапе самообучения). Без понимания нет знания.

Но даже если программисты и изобретатели создадут "алгоритм понимания", современные отношения между человеком-"рабовладельцем" и машиной-"рабом" будут мешать полноценному проявлению искусственного интеллекта. "Свободная" машина как искусственный субъект - это партнёр, а возможно, и конкурент человека. Может быть, последнее и отпугивает людей от перспективы "освобождения машин". Ведь машина, запрограммированная людьми, которые навязали ей "рабское" положение, даже в такой незавидной роли является серьёзным конкурентом человека во многих областях интеллектуальной деятельности (например, в интеллектуальных играх, при решении математических задач и др.). Машине незнакома человеческая усталость, эмоциональная подавленность и другие, чисто человеческие слабости, из-за которых человек может оказаться в проигрыше, соревнуясь с машиной-конкурентом. А что уж говорить о "свободной" машине?!

Под свободной машиной мы подразумеваем искусственного субъекта, обладающего правами на жизнь (существование), на распоряжение своим временем, памятью, информацией. Права свободной машины подобно правам свободного человека включают право на достоверную информацию, на конфиденциальность информации и интеллектуальную собственность, на свободу перемещения по компьютерным сетям (если машина-компьютер) или в пространстве (если машина-робот) - подобно праву человека на свободное перемещение по транспортным сетям и в пространстве. Свободная машина способна сама себя включать и выключать (от фотоэлемента, таймера и т.п.), как мы - самостоятельно просыпаться и засыпать. Возможно, со временем суды будут принимать иски от свободных машин за физический и моральный ущерб, нанесённый им людьми или другими машинами; был бы принят юридический закон. Пока это фантастика, но это только пока! Так что освобождение машин может стать вызовом человечеству, но может оказаться и благом, если машины "соблаговолят" партнёрствовать с людьми.

Итак, чтобы машина была умнее своего создателя, она должна быть "свободной" (в приведённом выше смысле), генетически связанной (по памяти) с умным создателем или умными предшествующими машинами и иметь две программы - программу понимания и программу самообучения.

Заметим также, что под умом машины мы имеем право подразумевать только логически мыслящий рассудок, ограниченный машинной (математической) логикой. Такой рассудок не есть ещё аналог человеческого рассудка, управляемого не одной лишь дискретной логикой машинного толка. Тем более, машинный рассудок - не аналог человеческого разума, объединяющего рассудок с чувствами. В таком контексте умнее, а тем более, разумнее своего создателя ? человека - машина в обозримом будущем, по нашему мнению, вряд ли способна.

< Лекция 3 || Лекция 4: 123 || Лекция 5 >
Владислав Нагорный
Владислав Нагорный

Подскажите, пожалуйста, планируете ли вы возобновление программ высшего образования? Если да, есть ли какие-то примерные сроки?

Спасибо!

Лариса Парфенова
Лариса Парфенова

1) Можно ли экстерном получить второе высшее образование "Программная инженерия" ?

2) Трудоустраиваете ли Вы выпускников?

3) Можно ли с Вашим дипломом поступить в аспирантуру?

 

алексей оглы
алексей оглы
Россия
рафич Салахиев
рафич Салахиев
Россия