Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
Опубликован: 22.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 2661 / 621 | Оценка: 4.29 / 4.21 | Длительность: 16:35:00
ISBN: 978-5-9963-0494-3
Специальности: Юрист
Лекция 4:

Смежные права

< Лекция 3 || Лекция 4 || Лекция 5 >

Ранее мы выяснили, что объектами авторского права могут быть произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а вот объектами смежных прав считаются исполнения1В ГК РФ нет прямого определения исполнения, но на основании статей 1303 и 1304 ГК РФ можно заключить, что исполнения – результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств., постановки, фонограммы2Фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение // ГК РФ, ст. 1304., сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания3В том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией // ГК РФ, ст. 1304., базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов смежных прав.

Согласно "Глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности", смежные права – это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений4WIPO Glossary of Terms of the Law of Copyright and Neighboring Rights. // WIPO Publication № 827 (EFR), 1981. С. 168..

Субъектами смежных прав являются исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, танцоры и др.), производители фонограмм (изготовители фонограммы), организации эфирного или кабельного вещания, изготовители баз данных5Подробней об "изготовителе базы данных" см. ст. 1333-1336 ГК РФ. и публикаторы произведений6Подробней о "публикаторе произведения" см. ст. 1337-1344 ГК РФ..

В ст. 1313 ГК РФ дается следующее определение исполнителя: гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Согласно ст. 1322 ГК РФ " изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков". При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Важно отметить, что изготовитель фонограммы – это лицо, которое ответственно за первую звуковую запись. На практике производитель фонограммы заказывает тиражирование записей сторонней организации. Запись – это фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Следует заметить, что организациям вещания могут принадлежать права на собственные (охраняемые и/или неохраняемые авторским правом) произведения (выпуски новостей, спортивные передачи).

Таким образом, субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Из этого следует: у исполнителей, публикаторов, изготовителей баз данных могут быть как имущественные права, так и личные неимущественные права, а у изготовителей фонограмм и у организаций эфирного или кабельного вещания могут быть только имущественные права.

Права исполнителя признаются за ним в случае если:

  1. исполнитель является гражданином Российской Федерации;
  2. исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;
  3. исполнение записано на охраняемую в Российской Федерации фонограмму;
  4. исполнение не записано на фонограмму, но включено в охраняемое на территории Российской Федерации сообщение в эфир или по кабелю;
  5. в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Права изготовителя фонограммы признаются за ним в случае если:

  1. изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
  2. фонограмма впервые обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
  3. в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае если:

  • организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
  • осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации;
  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Словосочетание "смежные права" означает то, что эти права находятся "рядом" с авторскими правами, бок о бок. Однако это не совсем так. Дело в том, что смежные права в некоторой степени вторичны по отношению к авторским правам. Они возникают, как правило, когда автор передает свое право на исполнение исполнителю своего произведения (например, автор музыки заключает договор с музыкантом-исполнителем), а производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания получают свои права от исполнителя и автора записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Поскольку существует указанная зависимость смежных прав от авторского права, их можно было бы назвать не "смежными", а, например, "относящимися" правами (в английском языке и многих международных договорах применяется термин – "related rights"), чтобы подчеркнуть эту зависимость. В любом случае об этой зависимости смежных прав по отношению к авторскому праву необходимо всегда помнить.

При внимательном изучении законодательства о смежных правах становится очевидна некоторая его несогласованность. Так, аудиовизуальным произведением является "произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации".

На самом деле, аудиовизуальное произведение, фактически, является аудиовизуальным исполнением и, следовательно, должно регулироваться нормами законодательства о смежных правах со всеми вытекающими негативными для правообладателя последствиями (например, сокращение срока охраны). Признание кино- и видеофильмов и т.п. произведениями, а не исполнениями, – это скорее уступка крупным кинокомпаниям, которые смогли пролоббировать свои интересы на законодательном уровне.

Так же, как и в авторском праве, для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и представляет собой латинскую букву "Р" в окружности, указание имени для исполнителей или наименования для изготовителей фонограмм обладателя исключительных смежных прав, а также указание года первого опубликования фонограммы. Необходимо отметить, что проставление знака охраны желательно, если объект предназначается для распространения не только на территории России. Дело в том, что в силу международных соглашений в странах, где для возникновения прав существуют определенные формальности (депонирование экземпляров, регистрация и т.п.), они считаются выполненными иностранными авторами (иными субъектами), если проставлен знак охраны. Сам по себе символ "Р" в окружности происходит от первых букв английских слов "Performer" и "Phonogram Producer" – исполнитель и производитель фонограммы соответственно. В отношении передач вещательных организаций какого-либо знака охраны не существует.

Исполнителю принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право на имя;
  • право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
  • право авторства.

Исключительное право на использование исполнения, принадлежащее исполнителю, означает право использовать исполнение или постановку в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать вознаграждение за каждый вид использования:

  1. сообщать в эфир, то есть сообщать исполнение для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения;
  2. сообщать по кабелю, то есть сообщать исполнение для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
  3. записывать исполнение, то есть фиксировать звуки и (или) изображения или их отображения с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
  4. воспроизводить записи исполнения, то есть изготавливать один и более экземпляр фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;
  5. распространять записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;
  6. сообщать в эфир или по кабелю запись исполнения;
  7. доводить запись исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения )7Указанное право означает, прежде всего, право исполнителя на размещение своего исполнения в сети Интернет. Это относится и к соответствующему праву производителя фонограммы и организаций эфирного или кабельного вещания. ;
  8. публично исполнять запись исполнения, то есть сообщать запись с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
  9. сдавать в прокат оригинал или экземпляры записи исполнения.

Исключительные права исполнителя могут передаваться по договору другим лицам. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой автоматически предоставление исполнителем вышеперечисленных прав.

Более того, предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

У изготовителя фонограммы – юридического лица нет личных неимущественных прав, только исключительное право, а также право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего наименования; в свою очередь, если изготовитель фонограммы – лицо физическое, то помимо исключительного права он имеет и неимущественные права: право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы означает право использовать фонограмму в любой форме, право на осуществление или разрешение на:

  1. публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
  2. сообщение в эфир;
  3. сообщение по кабелю;
  4. доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
  5. воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;
  6. распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
  7. импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;
  8. прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
  9. переработка фонограммы.

Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Однако если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения (это так называемое исчерпание прав). На практике это означает, что, единожды передав права на те или иные фонограммы, правообладатель не может более претендовать на вознаграждение за каждый проданный компакт-диск. Кроме того, он не должен давать согласия на продажу каждого экземпляра фонограммы, что привело бы музыкальный рынок к коллапсу. Но принцип исчерпания прав совсем не означает, что с музыкального компакт-диска пользователь может скопировать дорожки ("трэки") и разместить их в локальной сети или вообще в сети Интернет. Поскольку существует большая опасность того, что пользователь именно так и поступит, производители фонограмм стараются техническими средствами защитить свои права. Так, некоторые диски могут читаться домашней стереоаппаратурой и не читаться компьютерным CD-приводом. Но как показывает практика, практически любая защита может быть со временем преодолена. Именно поэтому законодатель предусмотрел в ГК РФ статью 1299, запрещающую такие действия (подробнее об этом будет сказано далее).

Проводя аналогию с авторским правом, можно заметить и ограничения относительно смежных прав исполнителя и производителя фонограммы.

Так, без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения разрешается:

  • публичное исполнение фонограммы;
  • передача фонограммы в эфир;
  • сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

Однако данное изъятие не касается права исполнителя и производителя фонограммы на доведение до всеобщего сведения фонограммы. Учитывая, что это правомочие касается, прежде всего, размещения исполнения и фонограммы в сети Интернет, можно констатировать огромный ущерб имущественным правам исполнителя и производителя фонограммы, который может нанести такое действие, произведенное без согласия соответствующих субъектов.

Сбор и распределение вознаграждения обычно осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашением между этими организациями. Вознаграждение распределяется между правообладателями в пропорции: пятьдесят процентов – исполнителям, пятьдесят процентов – изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пользователи фонограмм должны предоставлять организации, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей, отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Несмотря на это, отечественные и зарубежные правообладатели настойчиво стремятся пресекать любые попытки копирования, в том числе и для личных (например, архивных) целей. Так, Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA) предъявила иск к "321 Studios" за то, что та выпустила программу "DVD X Copy gold" для копирования DVD-дисков. Сама компания говорит, что программа предназначена исключительно для резервного копирования, причем скопировать диск можно только один раз. MPAA настаивала на том, что этим самым нарушаются права кинопроизводителей.

И у производителя фонограммы, и у организации эфирного или кабельного вещания не может быть личных неимущественных прав. Таким организациям принадлежит исключительное право использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, а также получать вознаграждение от использования.

Исключительное право на использование передачи означает право организации эфирного вещания (кабельного вещания) разрешать осуществление следующих действий:

  • запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
  • воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;
  • распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;
  • ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;
  • доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
  • публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается ли оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

В завершении рассмотрения смежных прав необходимо остановиться на сроках их охраны. Итак, личные неимущественные права (исполнителя), как и в авторском праве, охраняются бессрочно.

Срок действия исключительного права составляет для:

  • исполнителя – в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50-ти лет после первого исполнения, записи исполнения или сообщения в эфир или по кабелю;
  • производителя фонограммы – в течение 50-ти лет после первой записи или после первого обнародования фонограммы, при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи;
  • организации эфирного вещания – в течение 50-ти лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир;
  • организаций кабельного вещания – в течение 50-ти лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.

Следует отметить, что указанный выше срок охраны исключительного права применяется в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.

Вообще, смежные права нередко оказываются в центре столкновений интересов хозяйствующих субъектов, которые завершаются зачастую только в судах. Так, некое ООО обратилось в Арбитражный суд с иском к Сбербанку РФ о взыскании 1 200 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав на воспроизведение и распространение и смежных прав на распространение литературных и музыкальных произведений группы "КарМэн".

Требование было мотивировано тем, что ответчик незаконно без согласия истца воспроизвел (записал в память ЭВМ) на сетевом ресурсе 16 объектов смежных прав (произведения группы "КарМэн"), которые принадлежат истцу на основании договора о передаче исключительных смежных прав на использование фонограмм в сети Интернет и иных сетях ЭВМ.

Решением Арбитражного суда исковые требования удовлетворены.

Суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанным, что ответчик неправомерно распространил на сетевом ресурсе музыкальные произведения, исключительными смежными правами на которые обладает истец. Суд кассационной инстанции оставил указанные решение и постановления неизменными.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО на основании договора является обладателем исключительных авторских прав на произведения группы "КарМэн". Факт принадлежности сетевого ресурса ответчику подтвержден материалами дела. Довод ответчика о том, что нахождение произведений на сайте не является воспроизведением, были правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. Суд указал, что записью является фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение, а соответственно запись произведения в память ЭВМ также следует квалифицировать как воспроизведение.

Специфика Интернет-сайта позволяет неопределенному числу лиц использовать соответствующую страницу сетевого ресурса и воспроизвести на своем персональном компьютере соответствующее произведение.

< Лекция 3 || Лекция 4 || Лекция 5 >
Виталий Елин
Виталий Елин

Здравствуйте!
Объясните, пожалуйста, выдается ли диплом о профессиональной переподготовке?
Если - нет, то почему?

Здесь вначале говориться что выдается диплом, а внизу страницы сказано что нет
Цитата: "
диплом о профессиональной переподготовке MBA- больше не выдается
диплом о профессиональной переподготовке- больше не выдается
"

Дмитрий Найденко
Дмитрий Найденко
Россия, Воронеж
Олег Корсак
Олег Корсак
Латвия, Рига