Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9432 / 1730 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 25:

Требования к личности менеджера

< Лекция 1 || Лекция 25: 12
Аннотация: Выделяются основные требования к личности менеджера, потенциальные ограничения деятельности руководителя. Рассматриваются элементы власти и влияния на объекты менеджмента. Определяется организационное поведение менеджера.

25.ppt

Цель лекции: определить требования к личности руководителя через систему его деятельности. Познакомиться с понятием власти и её источниками.

Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д.

В СССР при подборе управленческих кадров руководствовались следующими требованиями:

  • политическая грамотность,
  • моральная устойчивость,
  • компетентность,
  • организаторские способности.

Исследование, проведённое институтом Гэллаппа, показало, что, не смотря на управленческие ранги, имеется определённое сочетание параметров – требований, которые гарантируют успех в работе любого менеджера:

  1. Здравый смысл
  2. Знание дела
  3. Уверенность в своих силах
  4. Высокий общий уровень развития
  5. Способность доводить начатое дело до конца

Определённый интерес представляет собой концепция ограничений, которая состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они не компетентны. Такие действия менеджеры называют ограничениями.

Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.

Выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в деятельности менеджера.

Неумение управлять собой – неумение разряжаться, бороться со стрессами и конфликтами.

Размытые личные цели – если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искажённом виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится.

Неясные личные цели – менеджер не способный определить свои цели, не может добиться успеха в управленческой деятельности и ограничен нечёткостью личных целей.

Заторможенное развитие личность – способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учёбой, но и умением внедрять в практику полученные знания.

Неумение решать проблемы (принимать решения) – это проблема откладывания дел на будущее. В результате накапливается большой круг проблем, который руководитель решить уже не в состоянии.

Отсутствие творчества в работе – творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределённости. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации.

Неумение влиять на людей – менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Менеджер, который недостаточно настойчив, не имеет взаимопонимания с окружающими, с неразвитым умением выражать себя, ограничен неумением влиять на окружающих.

Непонимание специфики управленческого труда – менеджер добивается результатов не личным трудом, а через труд других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективность того, как они управляют другими людьми, высоких результатов в деятельности им не добиться.

Низкие организаторские способности – способность менеджера воодушевлять членов коллектива, умение оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя не уверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворённости от работы и соответственно выкладываются ниже своих возможностей.

Неумение обучать – каждый менеджер должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит.

Неумение формировать коллектив – это подбор людей, объединённых по признаку определённой совместно выполняемой деятельности.

Черты и качества руководителя (Г.Х. Попов)

  • быстрая и точная ориентировка в психологии людей;
  • практический склад ума;
  • видение частных конкретных практических задач и эффективных путей их разрешения;
  • способность видеть и решать проблемы;
  • способность решать проблемы творчески, а не по шаблону;
  • гибкость и подвижность ума;
  • способность привлекать к себе людей;
  • сила воли в сочетании с практическим умом;
  • мужество и самообладание;
  • настойчивость;
  • самовоспитание для овладения недостающими свойствами.

Черты и качества руководителя (английские ученые)

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • четкие личные цели;
  • упор на постоянный личный рост;
  • навык решать проблемы;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способность руководить и т.д.

Профессия менеджера включает:

  1. Управленческая деятельность (принятие управленческих решений).
  2. Организационная деятельность (создание организации, ее совершенствование, рационализация труда подчиненных, контроль).
  3. Другие виды деятельности: аналитическая, диагностическая, исследовательская, проектно-плановая, методическая, информационная, консультационная, инновационная, педагогическая.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей.

Властные полномочия – объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений без согласования с высшим руководством.

Источники власти менеджера делятся на две большие группы:

  1. Личностные:
    • власть эксперта;
    • власть харизмы;
    • власть информации;
    • власть убеждения.
  2. Организационные:
    • власть принятия решений;
    • власть вознаграждения;
    • власть принуждения;
    • власть над ресурсами;
    • власть связей;
    • власть традиции.

Власть эксперта заключается в способности руководителя оказывать влияние на поведение подчиненных.

Власть харизмы (власть примера) связана со способностью руководителя влиять на подчиненных благодаря наличию привлекательности, а также сильных личностных качеств.

Власть информации - базируется на возможности её использования для влияния на подчиненных.

Власть убеждения. Основывается на умении менеджера влиять на других людей посредством эффективной (эмоциональной, логической и аргументированной) передачи собственной точки зрения.

Власть принятия решений

Власть вознаграждения — способ влияния, который основан на положительном воздействии с целью добиться от подчиненного желаемого результата.

Власть принуждения. Строится на страхе подчиненных быть наказанными.

Власть над ресурсами. Основывается на контроле руководством управления потоками ограниченных ресурсов, которые обычно в организациях направлены сверху вниз.

Власть связей. Создается путем распространения руководством информации о его связях с влиятельными людьми.

< Лекция 1 || Лекция 25: 12
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?