Муромский институт имени В.К. Зворыкина
Опубликован: 27.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9434 / 1731 | Оценка: 4.18 / 3.89 | Длительность: 03:20:00
ISBN: 978-5-9556-0121-2
Специальности: Менеджер
Лекция 23:

Коммуникации в менеджменте

< Лекция 1 || Лекция 23: 12
Аннотация: Рассматривается сущность коммуникации, её основные процессы и разновидности

23.ppt

Цель лекции: познакомиться с коммуникационным процессом в менеджменте, определить его этапы, процедуру осуществления. Выделить понятие информации и ее виды.

Текст лекции

Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Эффективная коммуникация необходима:

  1. Между организацией и внешней средой;
  2. Между уровнями управления;
  3. Между подразделениями;
  4. Между руководителями и подчиненными;
  5. Для управления неформальными коммуникациями (слухи).

Коммуникации бывают внешними и внутренними.

Внутренние коммуникации делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации представляют собой поток информации по восходящей (объяснительные записки, служебные записки и т.п.) и по нисходящей (приказы, распоряжения и т.п.).

В зависимости от этого критерия, все системы коммуникации можно разделить на:

  • межличностные;
  • организационные.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информацией, являющейся предметом обмена.

В процессе обмена информацией выделяют 4 базовых элемента:

  1. Отправитель – это лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающую ее;
  2. Сообщение – это собственная информация, закодированная с помощью символов;
  3. Канал – средство передачи информации;
  4. Получатель – это лицо, которому предназначено информация и которое интерпретирует ее.

Этапы коммуникационного процесса:

  1. зарождение идеи;
  2. кодирование и выбор канала;
  3. передача;
  4. декодирование.

Процесс коммуникации реализуется следующим образом (рисунок 23.1):

 Процесс коммуникации

Рис. 23.1. Процесс коммуникации

Шумы – это все, что искажает смысл.

Обратная связь – это процесс проверки отправителем правильности декодирования и понимание получателем сообщения.

Сообщение может включать различную информацию, которая делится на группы:

  1. В зависимости от предназначения:
    • исходная – используется для принятия решения,
    • организационная – используется при реализации решений,
    • регулирующая – сопровождает управленческие решения по мере их реализации,
    • учетно-контрольная – используется на завершающем этапе управленческого цикла.
  2. По степени доступности информация делится на:
    • открытую,
    • для служебного пользования,
    • секретную,
    • совершенно секретную,
    • особой важности.

Каналы информации включают в себя:

  1. Устное сообщение (лично или по телефону).
  2. Письменное (от писем до электронной почты).
  3. Прочие (мимика, жесты и т.д.).

В системе коммуникации в организации выделяют 2 подсистемы:

  1. Формальная коммуникация (межуровневая) – в этой подсистеме циркулирует вся официальная информация, проходящая по следующим направлениям:
    • сверху вниз – начальник – подчиненный;
    • снизу вверх – подчиненные – начальник
    • по горизонтали – между структурными подразделениями и работниками.
  2. Неформальная коммуникация (иногда этот канал называют каналом распределения слухов). К числу слухов принято относить:
    • сведения о предстоящих сокращениях;
    • об ужесточении наказаний за нарушения трудовой дисциплины,
    • об изменении структуры организации,
    • о планируемых перемещениях,
    • о конфликтах в коллективах,
    • о личной жизни работников.

Последнее десятилетие наложило существенный отпечаток на процесс коммуникации и серьезно усложнило его. Все причины можно условно разделить на 2 группы:

  1. Макробарьеры:
    • общая перегрузка информационных каналов из-за резкого возрастания объема информации;
    • потребность в усложнении информации;
    • интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.
  2. Микробарьеры:
    • несовершенство каналов передачи информации;
    • различное восприятие смысла информации различными субъектами.

Для успешного осуществления обмена информацией необходимо создать коммуникационную сеть.

Коммуникационная сеть – соединение участников процесса коммуникации с помощью информационных каналов.

< Лекция 1 || Лекция 23: 12
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить?