Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4393 / 517 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:22:00
Специальности: Историк
Лекция 29:

Современная религиозная философия

< Лекция 28 || Лекция 29: 12
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены основные идеи и представители философской герменевтики и современной религиозной философии.

Цель лекции: познакомить студента с современными течениями западной философии - неотомизма и философской герменевтики.l

Современная философия вступила в постклассический период, начиная со второй половины 20в.. Этому этапу развития философии присуще определенные черты. Во-первых, в постклассический период не создаются целостные философские системы. Современная философия исходит из принципа плюрализма мнений и на данном этапе невозможно выделить доминирующую философскую концепцию, которая принималась большинством научного сообщества. Во времена средневековья такой философией была религиозная схоластика, в Эпоху Возрождения философия гуманизма, в Новое время конкурирующие направления рационализма и эмпиризма и т.д. На современном этапе развития философии такой доминирующей концепции нет. Также необходимо отметить следующую тенденцию современной философии, которая наиболее объективно отражает современное положение европейской философии. Это тенденция связана с отказом от попытки понимания мира и человека в нем при помощи философии, а также тенденция связанная с утверждением непознаваемости реального мира и обоснованием ограниченности человеческого знания и человеческой деятельности. Это проявляется в философских школах, развивающих идеи иррационализма.

К наиболее крупным философским течениям современной философии относят современное религиозное философское течение неотомизма, философию постпозитивизма, американского прагматизма, герменевтику. Рассмотрим философские идеи неотомизма и герменевтики. Строго говоря, данные течения не являются продуктом интеллектуальной деятельности 20в., но имеют свои истоки в средневековой эпохе. Неотомисты развивают философские идеи томизма, сформированного в преддверье эпохи Возрождения на основе учения Фомы Аквинского. Герменевтика являлась одним из главных способов познания религиозных текстов, а значит и источником истинного знания в средневековой схоластике.

Неотомизм складывается к началу 20в. и еще в 19в. был положен в основу идеологии современного католицизма. Главные принципы неотомизма были сформированы в конце 19в. в "Догматической конституции католической веры", принятой в 1870г на Первом Ватиканском Соборе. Представителями неотомизма 20в. являются Юзеф Мария Бохеньский, Этьен Жильсон (1884-1978), Жак Маритен (1882-1973).

Второй Ватиканский собор состоялся в середине 20в. и основные принципы неотомизма были сохранены. Неотомизм, будучи религиозной христианской философией обусловлен определенными чертами христианского учения, но старается придать современной религиозной философии новый облик. Достижения науки во многом нивелировали христианское учение, показав его противоречия и выявив несостоятельность отдельных положений. История развития европейской цивилизации последних пяти веков - это история секуляризации культуры. Эта историческая тенденция начинается с Эпохи Возрождения с постулирования принципов гуманизма и ценностей человеческих выше ценностей сакральных. В Эпоху Возрождения формулируется теория пантеизма и панпсихического материализма. Бог растворяется в природе тем самым, теряя свои личностные качества и персонофикацию, а вместе с тем образ всемогущего всесильного наблюдателя, вершащего человеческую судьбу. Таким образом, философская мысль движется от теоцентризма к деизму, а затем воинствующему атеизму и вульгарному материализму Нового Времени. Эта тенденция продолжается в антропологическом материализма Фейербаха, диалектическом материализме марксизма вплоть до современных времен. Однако, секуляризация знания (разграничение религиозного и светского знания) имела определенную историческую необходимость. Во - первых, за счет этого была достигнута интеллектуальная и политическая свобода личности. Во-вторых это позволило освободить развивающуюся науку от религиозных догматов и сделать научные институты автономными от церковных авторитетов. Постепенно развитие науки, пройдя этап обороны, перешло на этап экспансии. Тем не менее современная интеллектуальная элита начинает противостоять дальнейшему элиминированию религиозного начала из современного общества. Этому есть несколько причин:

  • Онтологическая. Как невозможно онтологически доказать существования Бога (все эти доказательства, как мы помним, при формальном логическом анализе приходят к противоречию), так невозможно онтологически доказать отсутствие бытия Бога. А следовательно, религиозные истины невозможно опровергнуть до конца.
  • Психологическая. Как было показано американским прагматистом У. Джеймсом, религия положительно влияет на внутреннее состояние человека, помогает ему обрести внутренний комфорт, гармонию и душевный подъем.
  • Этическую. Религия содержит определенные этические догматы и предписания человеческому поведению, исполнение которых индивидуумами полезно для всего общества. Таких предписаний множество и присутствуют в каждом религиозном учении: не убей, не укради, не лги и т.д. Эти предписания носят этический характер и способствуют социальному порядку. Такие нормы могут быть результатом воспитания и высокой внутренней организации и духовной чистоты человека. Однако, эти догматы являются как бы социальным предохранителем для тех, кто будет выполнять эти этические нормы не из чувства внутренней обусловленности, но страха перед высшими силами.

Таким образом, элиминировать религию из жизни современного общества представляется невозможным не только по теологическим соображениям, но по этическим принципам.

Современная религиозная философия старается привлечь как можно больше сторонников на свою сторону, что приводит к ее изменению и модификации. Конечно, современная религиозная философия не так консервативна и не так сильно отягощена догматами схоластического учения, чем раньше. Это проявляется в следующем. Современная религиозная философия приобретает прагматичный характер и ориентирована на интересы людей, их нужды и потребности. Также в виду больших достижений науки современная религиозная философия корректируется с учетом научного знания. Так была признана теория расширяющейся Вселенной, поскольку с точки зрения современных теологов подтверждает идею креационизма. Также в 1990-е годы была собрана комиссия по деятельности инквизиции, которая оправдала Г.Галилея и Дж. Бруно, а католическая церковь признала, гелеоцентрическую систему. Похожие корректировки постоянно вносятся в современное религиозное учение. Однако не допускаются фундаментальные "поправки" религиозных положений, которые могут разрушить учение целиком. В связи с этим возникает в религиозно-философских кругах множество дискуссий относительно допустимых границ модернизации религии.

Онтология неотомизма. Онтологическая основа неотомизма зиждется на учении Фомы Аквинского. В неотомизме выделяются два мира - чистое бытие- Бог, и сотворенное конечное бытие - человек и природа. Превыше всего стоит чистое бытие, которое является причиной конечного бытия. Следовательно, неотомизм является системой объективного идеализма. Неотомизм признает теорию креационизма.

В теории познания неотомизм постулирует гармонию веры и разума. Природа была сотворена Богом, и все, что мы можем воспринять или познать также было заложено Богом. А следовательно, наука дополняет религию, и не должна противоречить ей. Методом познания в религиозном знании является божественное откровение, в науке -рациональное познания. Процесс познания включает три ступени:

  • Чувственное
  • логическое
  • божественное откровение

Таким образом, научное познание стоит ниже религиозного, поскольку научное познание относится ко второй ступени логического знания. Божественное откровение предполагает непосредственную связь человека с Богом, Бог внушает человеку истину.

Социальная философия. Социальная философия разрабатывалась в трудах многих католических теологов, в том числе в трудах римских пап, в частности Льва ХIII в энциклике "Рерум новарум" и Иона Павла II в энциклике "Сотый год". Рассмотрим учение Павла II. Это учение исходит из принципа персонализма, который признает уникальность и ценность человеческой личности. История развития общества интерпретируется как развитие в человеке личности. Высшей целью развития общества является достижение согласия с собой и обществом. Однако в современном обществе наблюдаются противоположные процессы. Человек все больше отчуждается от самого себя и от общества, что обусловлено экономическими факторами, в частности отчуждения результатов труда от их создателя. Корень этого лежит, по мнению Павла II, еще в глубине веков, когда человеческая личность была отчуждена от божественного начала и стала подвержена греху. Так возобладали материальные интересы людей, которые отвели человека от бога и привели к современному социальному строю.

Павел II считает стремление к материальным ценностям большим недостатком современного общества, который все больше отдаляет человека от истинных духовных ценностей. Только преодолев стремление к материальным благам возможно, возможно человеку преодолеть отчуждение от самого себя. Материальные ценности не должны возобладать над духовными. Примером государственности, для которой не существует примата материального над духовным, Павел II считал африканскую цивилизацию, в которой преобладает крестьянский образ жизни.

Иоан Павел II проповедовал на гуманистические ценности, которые могли бы принять как религиозные люди, так и не верующие. Основообразующими этическими ценностями Павел II считал справедливость, добро, свободу , любовь, честность. Такие ценности несут наиболее обобщенный этический смысл и могут быть приняты как основополагающие установки человеческой морали.

Современная религиозная философия неизбежно вступает в противоречия с наукой. Основная трудность, которую преодолевает это учение, это найти такой баланс, при котором можно было признать достижения науки, но оставить нетронутыми фундаментальные утверждения, лежащие в ее основе. Одним из великих теологов и религиозных мыслителей католической церкви 20в был Пьер Тейяр.

Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955).

Пьер Тейяр французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Тейяр внес большой вклад не только в теологию и религиозную философию, но также многие естественные науки - антропологию, палеонтологию.

Философские идеи.Тейяр хотел модернизировать неотомизм и подвести это учение к последним достижениям науки. Основным недостатком религиозной философии Тейяр считал статичность учения и метафизичность. Неотомизм исходил из креационизма, в соответствии с которым мир был однажды создан Богом и с тех пор остается неизменным как его создал бог. Тейяр полагал, что необходимо внести динамический аспект в это учение. Во-первых, на тот момент в науке уже была признана теория расширяющейся Вселенной, которая предполагает постоянное изменение и движение в мире. Более того теория Дарвина также указывала на то, что виды не остаются статичными, но постоянно эволюционируют и остаются наиболее приспособленные к окружающей среде. Но и окружающая среда также подвержена динамическим изменениям, уже в 18в. было известно, что земная кора подвижна и материки медленно дрейфуют. Следовательно, развитие, которое не принималось в христианской теологии, нужно было привнести в теорию неотомизма.

В связи с этим Тейяр вначале сформулировал три эволюционных этапа развития Земли:

  1. пред-жизнь, которая соответствовала процессам развития литосферы;
  2. жизнь, которая соответствовала процессам развития биосферы;
  3. человек, чье существование связано с развитием ноосферы.

Процесс эволюции происходит от становления первых литосферных образований через появление первых биологических организмов и переходит в последнюю стадию становления живого в ноосфере. При этом процессы становления идут по пути уменьшения физической энергии и накапливания духовной и ментальной энергии, которой характеризуется ноосфера. В период развития литосферы преобладает физическая энергия, на последней стадии эволюции - духовная энергия. Однако Тейяр утверждал, что даже первые литосферные образования обладали духовной энергией, которая в процессе эволюции высвобождалась и трансформировалась. Духовная энергия преобразуется в сознание. Однако ввиду того, что Тейяр связывал духовную энергию с сознанием, то таким образом признавал, что даже в простейших литосферных образованиях имеются зачатки сознания. В процессе эволюции сознание устремлялось к божественной цели своего существования. Следовательно, целеустремленное сознание Тейяр считал движущей силой эволюции. Процесс эволюции движется к определенной заданной величине, которую Тейяр назвал точкой Омега. В этой точке происходит слияние сущего с Христом. Тейяр дал только общие черты этого слияния, а не точное научное описание. Процесс эволюции объясняется у Тейяра действием божественного начала, в конце которого произойдет полное слияние человека с богом.

Философия Тейяра представляет собой хитросплетение религиозного христианского учения и научных идей.

< Лекция 28 || Лекция 29: 12
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио