Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4393 / 517 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:22:00
Специальности: Историк
Лекция 27:

Философия неопозитивизма и постпозитивизма

< Лекция 26 || Лекция 27: 12 || Лекция 28 >
Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: основные представители и идеи философии неопозитивизма и постпозитивизма. Философии Витгенштейна И. Социально-политические условия формирования философии неопозитивизма. Основные принципы и идеи философии Поппера.

Цель лекции: познакомить студента с философией неопозитивизма и постпозитивизма как специфического направления в западной философии.

Неопозитивизм как философское направление сформировалось в первой половине 20в. Развитие неопозитивизма связано с деятельностью Венского кружка. Венским кружком назвали сообщество учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века под руководством Морица Шлика. Задачей этого кружка была реформирование философии и научного знания, которое к 20в. накопило балласт неопределенностей и различных противоречий.

В Венский кружок входило множество известных ученых того времени: Карнап - физик и естествоиспытатель, Ф. Франк - физик, Нейрат О. - австрийский философ, социолог, экономист, Рейхенбах - немецко-американский философ и физик, Бертран Рассел - логик и философ, А.Н. Уайтхед британский математик, логик, философ, Витгенштейн - австро-английский философ.

Философию неопозитивизма иногда называют логическим позитивизмом, поскольку при формировании данного учения особое внимание уделяли логическому анализу.

Логика по задумке неопозитивистов должна была стать основой новой философии и научного знания.

Рассмотрим основные идеи главных представителей неопозитивизма.

Витгенштейн Людвиг Йозеф Иоганн (1889-1951)

Основное произведение Витгенштейна - это " Логико-философский трактат". В этом фундаментальном труде ученый сделал попытку онтологизировать логику Бертрана Рассела и Уайтхеда. Как мы помним, похожая тенденция наблюдалась в философии Гегеля. Витгенштейн выделял логические суждения и логические связи. Логические суждения могут быть простыми и сложными, а к логическим связкам относятся импликация, конъюнкция, дизъюнкция и пр. С помощью этих связок из простых суждений получаются сложные суждения. Такие аналогии Витгенштейн перенес на окружающий мир, в котором более сложные явления состоят из простых - атомарных. Витгенштейн, как и Мах, отрицал причинно-следственную связь. Витгенштейн считал, что явления в самой своей основе состоят из простых (атомарных) фактов, независимых друг от друга. А значит, нельзя установить причинно-следственные связи между независимыми фактами.

Следовательно, и наука не должна выяснять причинно-следственные связи, т.е. отвечать на вопрос почему, что причина, а что следствие. Витгенштейн также, как Мах, считал, что основная функция науки - это описательная, и предлагал очистить науку от всех суждений и положений, которые не относятся к описательной функции. Логический анализ является тем самым средством очищения науки и языка науки. Таким "очищением" должны заниматься современные философы, считал Витгенштейн.

Неопозитивисты постулировали следующие гносеологические принципы:

  • Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственных восприятиях.
  • То, что дано человеку в чувственных восприятиях, обладает абсолютной достоверностью. Атомарные факты Витгенштейна были заменены таким образом на протокольные суждения.
  • Все функции знания сводятся к описанию. Так постулируется описательная функция науки.

Неопозитивисты считали, что человек имеет только чувственное восприятие внешнего мира. При этом неопозитивисты считали, что внешнего мира не существует вне наших ощущений, а если он и существует, то сказать о таком мире ничего нельзя.

Неопозитивисты, как и другие представители позитивизма, отрицали метафизику. Метафизика строит отвлеченные теории, которые невозможно проверить в чувственном восприятии. Однако, поскольку неопозитивисты отрицали наличие внешней реальности независимо от наших ощущений, то они отрицали и метафизику.

Другой принцип неопозитивизма - это антиисторизм в естествознании и социальной действительности. Витгенштейн считал, что окружающая действительность состоит из независимых друг от друга событий и явлений, а следовательно, проследить историю таких событий невозможно. Отсюда вытекает главная задача философии, которая в рамках неопозитивизма понималась, как логический анализ языка науки. Для наглядной иллюстрации принципа антиисторизма можно представить себе калейдоскоп, в котором каждая последующая картинка не зависит от предыдущей. Невозможность исторического процесса объясняется отсутствием причино-следственной связи между явлениями, которое обусловлено отсутствием взаимодействия между вещами.

Интересной идеей неопозитивизма является введения понятий протокольных суждений, о котором упоминалось выше. Протокольные суждения являются наиболее простыми положениями, которые лежат в основе теоретического базиса. Другими словами теоретические положения можно свести к совокупности простых протокольных суждений.

Таким образом, неопозитивисты выдвинули основные задачи научного знания

  1. Установление протокольных суждений
  2. Составление новых методов объединения и систематизации протокольных суждений.

Неопозитивисты изобрели кумулятивную модель роста научного знания

Формирование протокольных суждений

Рис. 27.1 . Формирование протокольных суждений

Пирамида является обобщением совокупности протокольных предложений.

Неопозитивисты считали, что рост научного знания идет по пути интеграции наук. Развитие науки приведет к тому, что науки сольются в одну науку, языком которой будут физика и математика.

Модель неопозитивистов об интеграционном росте научного знания столкнулась с определенными трудностями.

  1. Проблема эмпирического языка, которым описывается эмпирический базис. Вначале неопозитивисты разработали феноменолистский язык протокольных предложений. Этот язык включал содержательные и формальные признаки протокольных предложений.

    Содержательные признаки выдвигали следующие требования к протокольным суждениям:

    • должны выражать чистый чувственный опыт
    • должны обладать абсолютной достоверностью и истинностью
    • должны быть нейтральными по отношению к основному знанию.
    • гносеологически первичны - с их установления начинается процесс познания.

    Формальные признаки протокольных предложений:

    • должны содержать термины о чувственных ощущениях (принцип Карнапа)
    • должны включать имя протокольного лица ( принцип Нейрат)
    • должны включать термины, указывающие на сиюминутность чувственного восприятия субъекта (принцип Шлиха)
  2. Проблема интерсубъективности протокольных предложений, т.е. протокольные суждения не должны включать опыт переживания многих субъектов. Так утверждение "небо голубое" не может быть протокольным, поскольку "голубое" в данном случае означает не сиюминутный опыт субъекта, а мнение большинства, которые имели схожие переживания

Однако для разрешения данных противоречий неопозитивисты пришли к вещной, а не феноменолиской трактовке протокольных предложений - протокольные предложения должны содержать термины, выражающие чувственно воспринимаемые вещи и их свойства.

Критерием истинности протокольных предложений неопозитивисты признали наблюдение.

Но здесь неопозитивисты пришли к проблеме наблюдателя и наблюдаемости. Известно, что измерительные приборы могу исказить результаты эксперимента, но более того присутствие самого наблюдателя приводит к изменению результата эксперимента. А значит, невозможно сохранить интерсубъективность.

Более того даже язык неизбежно приводит к искажению эмпирического опыта.

Поэтому все поиски математиков, логиков и философов нейтрального языка описания экспериментальных данных провалились.

Неопозитивисты ввели критерий верифицируемости как критерий научной истины.

Предложение науки верифицируемо, если можно свести к протокольному предложению, истинность которого можно проверить с помощью наблюдения.

Но и этот критерий, так же не выдержал проверку временем. Во-первых, этот критерий приводил к элиминированию философии как науки, поскольку никакую из философских истин нельзя проверить наблюдением. Более того естественнонаучные модели построены на базисе идеализированных объектов и категорий, например - точка, тело, идеальный газ, точечное событие и пр. Такие категории и объекты не верифицируемы, но их невозможно выкинуть из науки. Другая проблема верифицируемости связана с общими суждениями. И общего положения выходит бесконечное множество следствий, т.е. протокольных предложений, которые должны быть подтверждены экспериментально. Но невозможно поставить эксперимент на бесконечное множество утверждений. А значит, все теоретические законы науки становятся неверифицируемыми. Следовательно, если следовать критерию верифицируемости, то практически все теории естествознание станут ненаучными, останутся только суждения о частных фактах.

Противоречия, на которые натолкнулись неопозитивисты, были частично преодолены в деятельности постпозитивистов. Направление постпозитивизма было связано с трудами Карла Поппера.

< Лекция 26 || Лекция 27: 12 || Лекция 28 >
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио