Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4394 / 518 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:22:00
Специальности: Историк
Лекция 18:

Философия Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха

< Лекция 17 || Лекция 18 || Лекция 19 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Философия Г.Гегеля - вершина в развитии немецкого идеализма. Критика Гегелем Канта, Фихте и Шеллинга. Первоосновы философии Гегеля: действительность как дух, диалектика как высший закон реального. Философия истории Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

Цель лекции: познакомить студента с философской системой Г.Гегеля и идеями философии Л.Фейербаха.

Идеи, содержавшиеся в учении Канта, подверглись глубокому переосмыслению в философии Гегеля. Гегель отказался от кантовского агностицизма и создал наиболее глубокую систему диалектической философии, основанную на объективно-идеалистической концепции мира.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Творчество Гегеля является вершиной немецкого классического идеализма. Первым и основным произведением гегелевской философии является " Феноменология духа ", его первый фундаментальный труд. Следующим философским трудом Гегеля стала " Наука логики ", где представлена основная гносеологическая проблематика. Завершенная система философского знания Ф.Гегеля содержится в фундаментальном труде " Энциклопедия философских наук", где центральное место занимает произведение " Наука логики ".

Основные философские идеи "Энциклопедии философских наук". Вначале Гегель резко критикует идею Шеллинга о том, что единственным способом достижения глубины философского знания является интеллектуальная интуиция. Для Гегеля, такое убеждение, безусловно, приводило к иррационализации процесса познания и агностицизму. Действительно, если постичь истину можно только интуицией, а она доступна только избранным как метод познания, то гносеология сводится к агностицизму. Гегель противопоставил такому способу познания мышление посредством понятий. Гегель считал, что истина познается за счет рассудочно-понятийного аппарата, и соответственно единственной формой отображения философских истин является рассудочно-понятийная форма. В этой форме истина обретает свое существование.

Однако, если Шеллинг считал, что философской интуицией могут обладать только отдельные индивиды, то Гегель пошел дальше и сказал, что философия в принципе является делом избранных, и далеко не все могут философствовать, также как далеко не все могут овладеть ремеслом сапожника. Это тем не менее не означало, что Гегель хотел превратить философию в элитарное знание. Задачей Гегеля была сблизить философию и науку.

Философия "Науки логики". Гегель считал, что предметом философии должна быть чистая мысль или свободный акт. Онтологической характеристикой философии Гегеля является идеализм. Основу бытия Гегель видит в мышлении, преодолевшем противоречие субъективного и объективного. Такое абсолютное объективное мышление Гегель назвал абсолютной идеей (абсолютный разум). Абсолютная идея - это эволюционирующая в своих принципах и законах, которые она сама себе дает и сама для себя определяет, тотальность. Эта абсолютная идея фактически становится главным предметом исследования философии Ф.Гегеля.

Гегель делит философское теоретическое знание на три части в " Энциклопедии философских наук ", которые в совокупности составляют природу Гегелевской философии:

  1. Логика - наука об абсолютной идее в себе и для себя.
  2. Философия природы - наука об абсолютной идее в её инобытии.
  3. Философия духа - наука об абсолютной идее, преодолевшей своё инобытие и возвращающейся в самоё себя.

Онтологической характеристикой философии Гегеля является абсолютный идеализм, с методологической точки зрения - это спекулятивная философия. Это объясняется тем, что в методологической концепции Гегель определил три ступени " логического ":

  • рассудочная ступень логического, или по другому она называется метафизической, где рассудок абсолютно разделяет и абсолютно противопоставляет противоположности друг другу;
  • отрицательно-разумная ступень или, по-другому, диалектическая ступень, где разум уже преодолевает это абсолютное разделение рассудком противоположности и показывает переход противоположностей друг в друга.
  • положительно-разумная ступень или спекулятивная, на которой разум объединяет противоположности, рассматривает их в единстве.

Философская система Гегеля - это система объективного идеализма, которую еще называют: это системой абсолютного идеализма и системой диалектического идеализма.

Философские идеи в "Науке логики". Логика Гегеля состоит из следующих разделов: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Важно заметить, что Гегель онтологизирует логику. По мнению Гегеля, форма мышления (форма логики, законы логики)- есть сущность законов и форм бытия. Эта точка зрения называется в философии панлогизмом.

Проанализируем учение о бытии и учение о сущности, которые содержат характеристику диалектической системы Гегеля. Гегель подверг критике философские системы Канта, Фихте и Шеллинга. По мнению Гегеля, Кант пытался познать пределы способностей к познанию до процесса познания как такового. Тем самым Гегель сравнивает Канта со средневековым схоластом, который захотел научиться плавать прежде, чем прыгнуть в воду. Критика Фихте Гегелем заключалась в том, что, по мнению Гегеля, построение системы философии надо начинать с самого бедного по смыслу и содержанию понятию, которое никак не является мыслящим Я. Шеллинг при формировании своей философии исходил из постулирования равенства объективного и субъективного, не учитывая их противоположность. По мнению же Гегеля, тождества и различия находятся в единстве, так как диалектические противоположности, поэтому он и исходил в построении своей системы из принципа тождества бытия и мышления. Исходным самым бедным по смысловому содержанию понятием Гегелевской философии является чистое бытие. Это самое первое, самое абстрактное наименее содержательное понятие, по мнению Гегеля. От этого понятия Гегель восходит к понятиям, которые имеют все большую содержательную характеристику. Так формируется главный принцип гегелевской философии - принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Следующим более содержательным понятием после чистого бытия является наличное бытие. Гегель формирует триаду состоящую из тезиса, антитезиса и синтеза. Если бытие - это первоначальный тезис, то Гегель ему противопоставляет антитезис ничто. По мнению Гегеля, понятие чистого бытия переходит в понятие ничто, а понятие ничто переходит в понятие чистого бытия. Между этими двумя понятиями происходит взаимный переход. Например, возьмем понятие чистое бытие. Это понятие не имеет свойственной определенности, но, взятое непосредственно, оно становится ничто. Так же и понятие ничто: оно не имеет свойственной определенности, а значит, является чистым бытием. Этот взаимный переход Гегель назвал становлением. Синтезом этих двух понятий является наличное бытие. Это качественно определенное бытие. Понятие становление есть опосредованное звено при синтезе чистого бытия и ничто, которое становится наличным бытием. Таким образом, противоположные понятия чистое бытие и ничто в философии Гегеля рассматриваются в единстве. Во взаимо-переходе понятий чистого бытия и ничто заключается центральный элемент Гегелевской диалектики - принцип единства и борьбы противоположностей.

Гегель рассматривает развитие логической идеи. Это развитие осуществляется в сфере понятий диалектически. Диалектика предполагает наличие триад. Однако основной триадой в труде " Науке логики " Гегеля является триада понятий качество, количество и мера.

  • Качество по Гегелю - это тождественная самим бытием непосредственная определенность.
  • Количество по Гегелю - это "чистое бытие", в котором определенность положена не как тождественная самим бытием, а как снятая.
  • Мера, - это качественно определенное количество. По смыслу мера в интерпретации Гегеля выступает как единство качества и количества.

Гегель постулирует следующий основной диалектический принцип- принцип перехода количества в качество и наоборот, качества в количество. Такой переход возможен при нарушении меры и происходит посредствам скачка. Так, Гегель критикует утверждения Лейбница о том, что природа не делает скачков. Гегель считал, что все принципиальные качественные преобразования происходят скачкообразно. Философская система Гегеля в отдельных моментах принимает идеалистически мистифицированную форму.

Следующий диалектический принцип постулируемый Гегелем - закон отрицания отрицания. Схематически это имеет отношение к диалектической триаде тезис-антитезис-синтез. Тезис - это первоначальное утверждение, антитезис - это отрицание тезиса. Синтез - это второе отрицание, в процессе которого происходит возврат к тезису, но в снятой (преобразованной форме). Такое диалектическое движение (развитие), характеризующееся законом отрицания отрицания носит характер спирали. Витки спирали противостоят друг другу, т.е. на каждой ступени есть отрицание предыдущей.

Пример: посадим семечко растения в землю. Через какое-то время появляется росток с листьями и цветами. Появление ростка - это первое отрицания. Появление семян - это второе отрицание, поскольку эти семена в определенной мере воспроизводят качественные характеристики того семени, которое было посажено в землю.

Таким образом, Гегель выдвинул следующие диалектические принципы:

  • движение от абстрактного к конкретному,
  • закон единства и борьбы противоположностей
  • закон перехода количества в качество и наоборот,
  • закон отрицания отрицания.

Следующий момент в диалектической концепции Гегеля о развитии логической идеи - это известная формулировка Гегеля о том, что "все действительное разумно, а все разумное действительно". Для объяснения этого тезиса Гегель задействует понятие действительность, которую понимает как единство сущности и существования. При этом действительность, по мнению Гегеля, - это то, что существует по необходимости из-за наличия необходимых условий или исторических обстоятельств. Потом возникают другие условия и действительность сменяется другой действительностью. Таким образом, философ постулировал, что развитая действительность есть необходимость. Такого рода действительность, понимаемая как необходимость, - является разумной. Следовательно, действительность трактуется как форма или воплощение разума (той самой абсолютной идеи). И наоборот, то что исходит из нашего разума (определенные идеалы), может воплотиться в жизнь и стать действительностью.

Философия природы также исходит из понятия абсолютной идеи - центральной категории философии Гегеля. Абсолютная идея, осуществив полную реализацию и развитие в сфере чистого разума, а именно - логики, производит дальнейшее самоотрицание. Таким образом, происходит само-отчуждение идеи в природу и пребывания ее в состоянии инобытия. Природа, по мнению Гегелю - это абсолютная идея в ее инобытии.

Философия природы Гегеля состоит из трех частей - механики, физики, органики. " Механика ". Здесь Гегель анализирует категории как пространство и время. Механические природные образования Гегель определяет как количественно определенную материю. Физику и органику, он рассматривает как качественно определенную материю, где возникает понятие индивидуальности. Механические образования не обладают индивидуальностью. В механике Гегель показывает как, время и пространство переходят друг в друга. Этот переход философ назвал становлением. Пространство и время Гегель рассматривает как формы материальных преобразований. А сама материя понимается Гегелем как единство пространства и времени, которая по Гегелю изначально находится в движении. Гегель в "механике" критиковал современные ему теории о субстанциональности пространства и времени Ньютона. А значит, Гегель фактически был сторонником реляционной концепции пространства и времени. Материальные образования характеризуются присущими им силами притяжения и отталкивания. Качество материя приобретает в небесных телах. Так происходит переход от механики к физике.

Физика. Физика Гегеля также состоит из трех частей. В первой - абстрактно индивидуальности, Гегель рассматривал понятие света. Его не удовлетворяла существовавшая на тот момент корпускулярная теория света. Он считал, что свет - это априорное понятие. Свет он считал первой формой качественной материи. Противопоставляется свету понятие темноты, которая с одной стороны есть твердость, которой обладают планеты, спутники и кометы. Синтез тьмы и света осуществляется в планетах.

В разделе "физика" он определял такие понятия, как трение, вес, сцепление, звук, теплота.

В разделе "тотальная индивидуальность" Гегель определял такие три фундаментальные силы природы, как электричество, магнетизм и химизм. Магнетизмом по Гегелю это стремление к формообразованиям, например кристалл. Электричество философ рассматривал, как форму движения материи. Химизм Гегель определял, как синтез магнетизма и электричества, как их синтез.

Органика состоит из трех частей: "геологический организм", "растительный организм" и "животный организм". Гегель полагал, что живая материя она произошла из неживой материи. А также он высказал гипотезу спонтанного самозарождения простейших живых организмов. Растения и животные отличаются от неживой материи репродуктивной функцией.

Философию духа Гегеля. Здесь абсолютная идея, возвращается к себе самой из инобытия. Эта часть посвящена социально-этической проблематике. Здесь также выделяется три части:

  • Субъективный дух. Предмет исследования психика и сознание человека. Эта часть состоит из трех частей антропология, феноменология, психология. Антропология рассматривает душу. Гегель выделяет три души у человека природную, чувственную и действительную души. Феноменология исследует развитие сознания. Гегель выделяет опять же три ступени сознания - чувственно-созерцательная, рациональная и рассудочную ступень. Психология исследует понятие духа. Гегель выделяет теоретический, практический и свободный дух. Свободный дух - это синтез первого и второго духа.
  • Объективный дух. Предмет исследования моральные и правовые отношения. За счет свершения практической деятельности становится возможен переход от субъективного духа к объективному. Объективный дух - это сфера права, которое проистекает из наличия свободы воли человека. Свободная воля по Гегелю, проходит три ступени развития- абстрактная воля, наличная воля как моральное отношение, субстанциальная воля как нравственность, воплощенная в семье, гражданском обществе и государстве. Абстрактное право связано с наличием свободной воли у субъекта, который воплощаю эту свободу, становится юридическим лицом. Вкладывая свою свободную волю в предметы, субъект делает эти предметы своей собственностью. Гегель положительно относился к частной собственности, считая ее более рациональной формой собственности. Человеческие поступки должны быть ориентированы на добро и благо и соответствовать нашим замыслам. В отношении семьи Гегель имел патриархальные взгляды, так как Гегель считал, что главой семьи должен быть отец, который является активным началом семьи. Однако, несмотря на то, что Гегель считал, что женщины по своей природе пассивны, он признавал право женщин на образование. При этом считал, что женщины мыслят образами, а не рационально, что приводит к ограниченности их познания. И, следовательно, самой плохой ситуацией для государства Гегель считал правление женщиной, поскольку женщина не может мыслить всеобще и рационально. В отношении детей, Гегель писал, что они имеют право на воспитание и питание. По достижению совершеннолетнего возраста человек может иметь собственность и вступать в брак. Семья - основной элемент гражданского общества. Гражданское общество характеризуется
    1. системой потребностей
    2. правосудием, задачей которого является защита свободы и собственности частного лица
    3. полицией и корпорацией.

    Далее Гегель рассматривает понятие государства. Существование государства - это шествие абсолютной идеи в мире земли, или шествие Бога. Идеальной формой государственного устройства Гегель считает конституционную монархию, в которой выражается принцип гражданского общества и патриархальности.

    Гегель полагает, что эволюционирование форм государства должно прийти к образованию идеальной формы государственного устройства -т.е. конституционной монархии, в которой власть делилась триодично на - княжескую власть, правительственную власть и законодательную власть. Гегель полагал, что осуществив все этапы, дух реализуется во всемирной истории человечества. Всемирную историю он интерпретировал как понимание в осознании свободы. Гегель делил всемирную историю на 3 эпохи:

    1. Восточно-деспотическая эпоха, в которой свободным человеком является только один - правитель-деспот.
    2. Античная эпоха (Греко-Римская эпоха), в которой уровень осознания свободы достигает уровня "свободны некоторых".
    3. Германская (христианская) эпоха, в которой свобода осознается насколько, что выражается в тезисе "свободны все". Далее дух всемирной истории возвышается до знания абсолютного духа.
  • Абсолютный дух. Здесь представлен анализ форм мировоззрения. В абсолютном духе у Гегеля также намечена триодичность (три основные мировоззренческие формы): искусство, религия и философия. Гегель понимает искусство как непосредственное знание абсолютной идеи, которое выливается в определенные художественные образы. Гегель отдавал приоритет религиозному теоцентричному искусству, предметом которого является Бог. Предметом религии также является абсолютная идея, однако результатом религиозного освоения действительности является представления. Предметом философии также являются абсолютные идеи, но результатом философского осмысления абсолютной идеи становится систематизированное знание - понятийная схема. Таким образом, философское знание, по мнению Гегеля, - это синтез знаний искусства и теологии об абсолютной идеи, который выражен в системе философских понятий.

Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах. В самом начале его творчества его философия была сходна с философией Гегеля. Однако в более зрелом творчестве Фейербах стал оппонентом Гегеля по многим вопросам.

Основное произведение Фейербаха "Сущность христианства". Здесь Фейербах критикует идеалистическую философию Гегеля и вновь обращается к материалистическому учению. Фейербах считает, что идеалистическая философия исходит из религиозных представлений. А религия представляет собой предрассудки людей, которые свою сущность выражают в персонофицированной сущности Бога. Бог есть модифицированная объективизированная сущность самого человека. Бога наделяют определенными качествами, такими как ум, милосердие, любовь. Эти качества присущие самому человеку отрывают от сущности человека, объективизируют, доводят до превосходной степени и приписывают Богу. Например, Бог является всезнающим, всевидящим, все понимающим и т.д. существом, чему противостоит ограниченные способности и в отношении познать все, или создать все, или любить всех. Человек может лишь создать единичное, любить кого-то за что-то, узнать что-то о чем-то. Фактически Фейербах воссоздал философскую систему французского материализма XVIII в. Соответственно, в основе бытия находится материя, которая составляют природу и все множество вещей. Материя является неуничтожимой и несотворимой субстанцией, которая всегда была и будет в пространстве и времени. Главным атрибутом материи является движение. Человек, считает Фейербах, есть часть природы. Философия Фейербаха является системой антропологического материализма. Этим характеризуется гуманистическая направленность его материализма. Фейербах не признавал абсолютной идеи или духовного начала вне сознания человека. Фейербах считал человека частью природы, а так как в основе природы лежит материя, то и сам человек также является материальным существом. При этом человеческое существование Фейербах считал детерминированными природными законами. Следовательно, в философии Гегеля и Фейербаха была поставлена дилемма о сущности человека. Гегель исходил из духовной сущности человека, Фейербах - из материальной. Этот вопрос был подвержен тщательный анализу в философии марксизма, которая показала, что помимо духовной и материальной субстанции есть особая социальная форма существования, которую не подчиняется природным законам. Человек в современном материализме рассматривается как социальная материя.

Главные недостатки материализма Фейербаха сводятся к следующему:

  • Философия Фейербаха исходит из метафизического принципа. Однако создать такую же целостную и стройную систему метафизики, которая смогла бы противостоять диалектике Гегеля Фейербах не смог.
  • Фейербах хотел объяснить социальные процессы, проецируя на них природные законы
  • Социальная философия остается идеалистической
  • Недостаточность разработки гносеологической проблематики. Гносеология Фейербаха носит созерцательный характер.

Преодоление этих недостатков было осуществлено в философии марксизма, которая является последовательной хорошо структурированной системой материализма. Именно в философии марксизма был осуществлен синтез материализма и диалектики, а также сформирована материалистическая концепция общества, что не смог сделать Фейербах.

***

Философские учения Гегеля и Фейербаха являются завершением классического периода в истории философии. За классическим периодом в истории философии следует постклассический, в котором формируется идеология уже развитого индустриального общества. Основными философскими школами этого периода стали марксизм, позитивизм и неопозитивизм, иррационализм, включающий в себя экзистенциализм, неотомизм, прагматизм, философская герменевтика, философская антропология, фрейдизм и неофрейдизм. Эти философские учения являются сложными структурированными системами философского знания, которые разрабатывают разные направления философского знания. Однако у истоков многих разносторонних и многогранных концепций философии постклассического периода стояли философские идеи, разработанные в классическом периоде.

Глоссарий:

  • Абсолютная идея -главная идеальная онтологическая категория в философии Г.Гегеля
  • Г.Гегель - немецкий философ, основатель диалектического идеализма, сформулировал основные законы диалектики
  • Действительность - единство сущности и существования
  • Диалектика- система универсальных принципов, но предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Идея взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.
  • Панлогизм - философское учение, согласно которому главной онтологической категорией является форма мышления
< Лекция 17 || Лекция 18 || Лекция 19 >
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио