Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4392 / 517 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:22:00
Специальности: Историк
Лекция 17:

Развитие немецкой классической философии

< Лекция 16 || Лекция 17 || Лекция 18 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Идеализм Фихте, Шеллинга - вершина философского развития Европы. Субъективный идеализм Фихте: "Я" как начало всего сущего. Три принципа философии и диалектики Фихте. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг и дальнейшее развитие немецкого идеализма. Система объективного идеализма Й. Шеллинга и ее составные части.

Цель лекции: познакомить студента с основными идеями философии Фихте и Шеллинга.

Развитие и критика философии И.Канта представлена в философских системах немецких философов Г.Фихте и Й. Шеллинга.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762, умер в 1814 году. Основные его произведения следующие: " Основа общего наукоучения", "Первое введение в наукоучения", "Второе введение в наукоучения", "О назначении ученого", "Основы естественного права", "Замкнутое торговое государство", "Основные черты современной эпохи ".

В философии Фихте выделяют практическую и теоретическую часть. Главной задачей философии Фихте считал обоснование принципов науки. Фихте был последователем идей И.Канта. Как было описано ранее, И.Кант определил априорные формы знания, которые выводятся из чистого Я трансцендентальной апперцепции. Этими априорными формами знания являются априорные формы чувственности пространства и времени и априорные формы рассудка в виде понятий и основоположений. Фихте развил идею И.Канта и считал, что из чистого трансцендентального Я выводятся не только форма знания, но и само содержание знания. Следовательно, Фихте доводит идеалистическую философию И.Канта до предела. Трансцендентальный субъект становится в философии Фихте не только основой мышления, но и основой бытия. Такая позиция, уже встречалась нам в субъективном идеализме Юма. Однако философия Фихте преодолела солипсизм, характерный для учения Юма, и отличается своей стройностью и логичностью. Фихте противопоставляет трансцендентальному субъекту (абсолютному Я) окружающий мир "Не-Я".

Основные принципы философии Фихте. " Действовать, действовать, действовать "- так можно сформулировать основной принцип практической философии И.Фихте. Фихте считал, что чем больше он действует, тем счастливее становится, он не хотел только мыслить и абстрактно философствовать. Действие - это основной этический принцип Фихте. Действие, по мнению Фихте - это цель и смысл человеческой жизни. Однако Фихте жил в достаточно спокойной социально-политической обстановке в Пруссии и, стоит заметить, что его философский принцип едва ли отразился на его социально-политической активности.

Связующим звеном между практической и теоретической частью философии Фихте есть принцип свободы. Фихте считал, что его философская система - это в первую очередь система свободы. Основной проблематикой философии Фихте остается вопрос как возможно научное знание? Отсюда вытекает и название теоретической философии Фихте "наукоучение", которое ей присвоил сам мыслитель. Задачей наукоучения, как ее видел Фихте, было обоснование основополагающих принципов, на которые опирается научное знание. Фихте, однако, в отдельных аспектах отступил от ряда принципов, которые постулировал И.Кант. В частности, Фихте вновь обращается к интеллектуальной интуиции как средству философского познания, которое раскритиковал Кант.

Теоретическая философия.Главные теоретические идеи сформулированы в произведении "Основы общего наукоучения". Наукоучения Фихте исходит из трех основоположений:

  1. Самодостаточность и самополагание мыслящего Я. Это происходит благодаря тому что мыслящее Я имеет способность формулировать тождественные высказывания, такие как "с=с". Такие высказывания мыслящее Я может вырабатывать за счет способности самотоотождествленности, которая формулируется так "Я равно Я" или "Я есть Я". Отсюда и вытекает первое основоположение: мыслящее Я полагает Я.
  2. Мыслящее Я полагает "Не-Я". Эта способность полагать "Не-Я" Фихте связана со способностью мыслящего субъекта формулировать противополагающие высказывания, такие как "не-С не равно С". В способности Я к противопологанию Фихте видел основу системы представлений, соответствующих чувству необходимости. Такую систему представлений Фихте называл опытом. Не-я является пассивным началом, поскольку его полагает Я. Но с другой стороны Не-я может оказывать воздействие на полагающее Я, подталкивать его к действию. В этом проявляется его активность. Следовательно, Я и не-Я сочетают черты активности и пассивности. Для того, чтоб преодолеть это противоречие Фихте выводит третье основоположение.
  3. Я полагает Я и не-Я. Что вкладывал Фихте в понятие Я? Я - это центральная идеальная категория его философии. Я это духовная субстанция, которая сама себя полагает и сама себя созидает, т.е. обладает свойствами трансцендентальности. С другой стороны Я в философии Фихте выступает как над-человеческий мировой дух.

Фихте вводит такое понятие, как антитетика - способ созидания и познавания. Этот процесс имеет черты триодичности - полагания, противополагания или отрицания, синтезирования. На последней стадии синтез превращается в полагание, которое затем отрицается, т.е. становится антитезисом, а затем вновь происходит синтез и т.д. Такая гносеологическая концепция называется триалектикой.

Фихте сделал попытку дедукции логических законов. Он провел сопоставления формальных законов логики и своих основоположений, которые можно выразить следующим образом

  • Первому основоположению (Я полагает Я) соответствует закон тождества
  • Второму основоположению (Я полагает не-Я) соответствует закон запрещающий противоречия и закон исключенного третьего
  • Третьему основоположению (Я полагает Я и не-Я) соответствует закон достаточного основания

Философия Фихте представляет собой систему субъективного идеализма. Фихте был ярым критиком материализма, слабость которого, по мнению философа, заключалась в том, что материализм был не способен обосновать, как из материи возникает мышление. Философия Фихте же напротив показывала, как может возникнуть бытие из мышления. Для того чтобы это показать, необходимо ориентировать мыслительную деятельность субъекта на рефлексию о самом себе и своих актов мышления. В этом случае само-рефлексия становится объектом мышления. Так получается переход от субъекта к объекту, а значит, от мышления к бытию.

Практическая философия Фихте. Практическая философия Фихте включает этическую концепцию и концепцию социальной философии. Основой его этики послужил категорический императив И.Канта. Вершиной нравственного долга человека, по мнению Фихте, является реализация своей свободы, преодолевая все преграды на своем пути. Поэтому И.Фихте переформулировал категорический императив Канта как повеление для людей делать все возможное для преодоления трудностей на пути осуществления своей свободы. Такой подход к определению свободы является динамической трактовкой понятия свободы. Однако человек для сохранения нравственности должен при реализации своей свободы учитывать и не нарушать свободу других - это есть единственный ограничивающий фактор личной свободы человека. При этом Фихте считал, что для того чтобы человек понял, что свобода является высшей ценностью существования, необходимо достижения определенного уровня культуры и развития общества.

Социальная философия. В социальной философии выделяется несколько этапов. В самом начале развития идей социальной философии Фихте придерживался идей Ж.Руссо и поддерживал революционно-демократическую концепцию социального договора. Государство, по мнению Фихте, должно быть основано на общественном договоре, целью которого является обеспечение свободы граждан. Если государство не выполняет эту функцию и воплощает интересы только одного или некоторой группы людей, то такое общественное устройство должно быть свергнуто, пусть даже если революционным путем.

В произведении "О назначении ученого" Фихте утверждал, что отношения рабства, господства, порабощения должны быть ликвидированы. Истинная свобода заключается в свободе всех. Если же человек хочет стать господином для других является рабом себя самого.

В дальнейшем в произведении "основы естественного права" Фихте пересматривает свое отношение к свободе и постулирует социальный императив. Фихте считал, что если бы категорический императив был воплощен в жизнь, то никакое государство не было бы нужно в принципе. Однако, для того, чтобы люди стали думать о свободе и ее реализации, они должны быть материально обеспечены. Для осуществления такого обеспечения необходимо регулирование экономики, которое он обосновывает и в произведении "замкнутое торговое государство". Именно государственное регулирование может привести к социальной стабильности. А вот идею рыночного регулирования экономики Фихте считал в корне неверной, поскольку на практике оно привело к расслоению общества и усугублению социальных проблем. Задачей государства является регулирование как экономических, так и демографических процессов во избежание бесконтрольного роста или депопуляции населения.

Население в "замкнутом торговом государстве" Фихте делит на 3 группы.

  • Производители - это сельскохозяйственные работники и добытчики руды, сырья.
  • Мастеровые - заняты переработкой сырья.
  • Торговцы - занята в распределении с\х и промышленной продукции.

Другие жители государства - это ученые, врачи, военные, чиновники. Но государство должно держать под контролем именно первые три группы населения. Так, если количество производителей недостаточно, то государство должно увеличить численность этой группы, чтобы обеспечить все население необходимой продукцией. Задачей государства является сбалансирование производства и потребления. Это должно привести к тому, что у людей возникает материальное благосостояние, а экономика государства становится самодостаточной (достигает авторкии). Понятие экономической авторкии подводит к идее замкнутого торгового государства, в котором ограничена внешняя торговля. Монополией на внешнюю торговлю обладает государство. Такая монополия, по мнению Фихте, приводит к защите национального производства, поскольку ограничивает импорт.

Социальная философия Фихте носит тоталитарный характер, так как государство осуществляет контроль за экономической и другими сферами человеческой жизни. Таким образом, как мы видим именно в философии Фихте (и только затем в философии марксизма) формулируются те идеи казарменного социализма и тоталитаризма, многие из которых были воплощены в советском государстве.

Фихте разрабатывал идеи философии истории, в которой он выделил 5 этапов:

  1. эпоха невинности человечества (господство разума посредством инстинкта). Этот этап соответствует первобытному строю и господству мифологического мировосприятия.
  2. эпоха начинающейся греховности (превращение разумного инстинкта в принудительный авторитет). Это эпоха связна с формированием института католической церкви. Господства религиозных догматов.
  3. эпоха законченной греховности. Это совпадает с эпохой Просвещения.
  4. эпоха начинающегося оправдания ( эпоха разумной науки ) - это эпоха начинающегося осуществления свободы. Это связано с активным развитием науки Нового Времени.
  5. эпоха разумного искусства ( эпоха завершенного оправдания ). На этой стадии происходит реализация свободы человека.

В.Шеллинг (1775-1854)

Шеллинг ставил основной целью философии познание безусловного и абсолютного первоначала бытия и мышления. Этот поиск занимает практически всю философию Шеллинга, в которой можно выделить 4 этапа:

  1. Постулирование нахождения первоначала бытия и мышления в трансцендентальном мыслящем Я.
  2. Обоснование первоначала в природе, которая первична по отношению к мышлению субъекта
  3. Слияние субъекта и объекта в трансцендентальном абсолюте - высшей духовной субстанции, воплощением которой является бессознательный интеллект
  4. Постулирование существования Бога как первоначала, по отношению к которому все сущее есть лишь его откровением.

Этим этапам соответствуют следующие философские концепции Шеллинга:

  1. наукоучение, подобное наукоучению Фихте
  2. натурфилософия
  3. новый вариант трансцендентального идеализма
  4. философии откровения.

Основные философские труды Шеллинга: " Идеи философии природы", "Система трансцендентального идеализма", "Система моей философии ".

В целом философия Шеллинга в отличие от философии Фихте была системой объективного идеализма. Шеллинг был последователем идеи Фихте и на раннем этапе своего творчества создал систему, схожую с наукоучением Фихте.

Однако основными концепциями Шеллинга являются

  • натурфилософия
  • система трансцендентального идеализма.

Натурофилософия Шеллинга исходила из необходимости обоснования "Не-я" философии Фихте. Фихте лишь указывал на то, что не-Я противополагается Я. Однако, к моменту созданием Шеллинга натурофилософии уже накопилось множества открытий в естествознании, которые необходимо было вписать в философскую систему знании. В частности это были открытия электрических процессов в живых организмах Гальвани (гальванизм), открытие электромагнетизма, складчатости горных пород и др.

Шеллинг постулировал идеальную сущность природы. Он считал, что активность, которая является имманентным признаком природы, имеет духовное происхождение. Такая позиция исходила из уровня развития естествознания во времена Шеллинга, которое еще не открыло, что активность внутренне присуща материи. Шеллинг считал, что у истоков всех сил природы стоит сущностное единство, которое как раз и проявляется в таких явлениях как гальванизм, электромагнетизм и др. Это подводит к принципу единства природы, которое является основой химической, физической, биологической, электрической деятельности. Шеллинг, используя идеи космогонии Канта, а также немецкого биолога Кильмейера, высказал гипотезу, что окружающий мир является единством противоположных сил. Таким образом, Шеллинг первый постулировал диалектический принцип единства противоположностей. Наличие противоположностей является источником активности всего сущего. Противоположные силы пребывают во взаимодействии, постоянной борьбе, и сливаются в единстве. Так возникают природные образования на основании этой борьбы. Если борьба приводит силы в равновесие, то получаются механические образования, если неравновесие - то получаем химически активное образование, если состояние равновесие переходит в неравновесие - то имеем биологическое образование. Жизнь в философии Шеллинга есть особая всеобщая форма сущего. В любой вещи есть существование - а значит, жизнь, в мертвых телах напротив жизнь ушла. Отсюда Шеллинг выводил понятие организма.

Организм есть принцип вещей. Этот всеобщий организм есть некоторая первичная форма, которая, стремясь к материальному воплощению себя, порождает различные природные образования от механических образований до мыслящих сознающих существ. По Шеллингу выходит в рамках его натурфилософии, что человек появляется лишь на высшей стадии развития природы. А природа предшествует индивидуальному человеческому сознанию, в частности человеческому я. Что касается Я, которое вслед за Фихте использует Шеллинг, и которое предшествует природе, то речь идет об объективном духе. Здесь осуществляется переход Шеллинга от философии субъективного идеализма к философии объективного идеализма.

Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Эту систему Шеллинг разделил на следующие разделы:

  1. теоретическая философия
  2. практическая философия
  3. философия природных целей
  4. философия искусства

Теоретическая философия. Шеллинг постулирует основной принцип гносеологии, в соответствии с которым тождественность представляемого и представляющего субъекта существует только в самосознании трансцендентального Я. Я полагает и Я созидает. Шеллинг считает свою теоретическую часть философии историей самосознания Я. Это самосознание прошло 3 стадии:

  1. От первоначального очищения вплоть до творческого созерцания.
  2. От созидающего созерцания до рефлексии.
  3. От рефлексии до абсолютного акта воли

Практическая философия. В практической философии Шеллинг обращается к принципу свободы, как и Фихте. Также как и Фихте, Шеллинг свободу соотносил с социальными, историческими и политическими условиями. Также свобода является результатом практического человеческого опыта, а именно правового строя. Социально-исторический контекст есть воплощение единства свободы и необходимости. Благодаря этому единству возможна история. Необходимость противопоставляется свободе. Но в итоге они должны слиться в единстве. Чтобы необходимость стала свободой, она должна стать осознанной необходимостью. Шеллинг считает, что в истории правят слепая необходимость, а не идеи людей. Процесс истории находится под контролем божественного мироправления, скрытого и явного. Шеллинг, как и Фихте, выделил во всемирной истории три этапа, в основе которых лежит детерминация природы, основывающаяся на природных закономерностях.

  1. Трагический этап. Слепая судьба разрушает государства древности. В этом выражается скрытое божественное мироправление.
  2. Этап начинающегося объединения народов под действием природной закономерности.
  3. Грядущий этап. Силы природы и силы судьбы модифицируются в божественное провидение. В этом проявляется явное божественное мироправление и проявляется божественная истина.

Философия природных целей. Шеллинг постулирует главную а нтиномию, в соответствии с которой природа должна быть целесообразным созданием, а с другой стороны - природа не должна быть целесообразной в отношении способа ее создания. Решение этого противоречия заключается в принятии существования абсолютного равенства субъекта и объекта. Это равенство есть абсолютное начало всякого бытия и мышления. Оно все созидает и творит из себя самого за счет акта творчества. При этом Шеллинг считает, что понять это абсолютное начало бытия, в котором сливается объект и субъект, возможно только с помощью интеллектуальной интуиции, которой обладают только сверх-одаренные люди и гении.

Философия искусства.Отдельное внимание Шеллинг уделял проблематике искусства в своей философии. Искусство, по мнению Шеллинга, это ценность в себе. Оно не должно исходить из принципов морали, этики или практической пользы. Искусство ценно само по себе. Напротив, само искусство должно оказывать влияние на мировоззрение общества, формировать его идеалы, указывать цель. Для доказательства этой позиции Шеллинг приводит следующий аргумент. Шеллинг считает, что искусство - это высшая форма проявления абсолюта, где сходятся воедино противоположные силы бытия. По мнению философа именно из ранних форм искусства возникли и философия и наука. В таком первоначальном искусстве, которое Шеллинг считал поэзией, были заключены высшие истины, в дальнейшем развитые философией и наукой.

***

Таким образом, философия Й.Шелинга и Г.Фихте является не только логическим продолжением философии И.Канта, но и во многом ее дополнением и опровержением. Философия Фихте является субъективным идеализмом, так главной задачей его философии было обоснование первенства мышления над бытием. Фихте доводит идеалистическую философию Канта до предела. Шеллинг же, начиная с позиции идеалистического субъективизма, переходит на позиции объективного идеализма, признавая объективное существование единого сущего, лежащего в основе природы. Большое значение в учении этих философов уделялось не только вопросам онтологии или гносеологии, но также вопросам этики и философии истории.

Глоссарий:

  • Автаркия - независимость существования государства от внешних связей
  • Антитетика - способ философского познания, построения философской системы, опосредованной триодичностью отрицания и синтеза
  • Й.Шеллинг - (1775-1854) немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.
  • Г.Фихте -(1762-1814) немецкий философ. Один из основателей группы направлений в философии известной как субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
  • Трансцендентальный идеализм - онтологическая характеристика, присущая философии И.Канта и Г.Шеллинга, заключающаяся в признании первоосновы бытия идеальной категории, недоступной для человеческого познания
< Лекция 16 || Лекция 17 || Лекция 18 >
Вера Суркова
Вера Суркова
Россия, г. Омск
Юлия Лазаренко
Юлия Лазаренко
Украина, купянск