Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4398 / 520 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:22:00
Специальности: Историк
Лекция 15:

Западноевропейская философия XVIII в. Эмпиризм Нового Времени

< Лекция 14 || Лекция 15: 12 || Лекция 16 >
Аннотация: В данной лекции будут рассматриваться следующие вопросы: завершение английского эмпиризма в 18 в. Джорж Беркли: "быть - значить быть воспринимаемым". Субъективный идеализм Беркли и критика английского материализма. Давид Юм и дальнейшее развитие идеализма. Учение Юма о познании. Французский материализм и деизм 18 в.
Ключевые слова: IPS

Цель лекции: познакомить студента с особенностями английского эмпиризма Нового времени и спецификой философии Просвещения.

Джордж Беркли (1685-1753).

Джордж Беркли - один из представителей английского эмпиризма. Английский философ Дж. Беркли стал главным критиком рационализма и атеизма Нового Времени. Дж. Беркли, используя сенсуализм Локка, разработал концепцию объективно-идеалистической философии1В учебной литературе концепцию Беркли часто связывают с субъективном идеализмом. Однако это не совсем верно, так как для придания целостности своей философской системе Беркли вводит понятие Бога как объективно существующей категории. (прим. автора) .

Его основные произведения: " Трактат о принципах человеческого знания " (или " Трактат о началах человеческого знания "), " Опыт новой теории зрения ", " Трактат о движении ", " Диалог между Гиласом и Филонусом ", " Аналитик ", " Сейрис ".

Беркли был священнослужителем, поэтому критику материализма он считал своим долгом. Беркли был воинствующим религиозным идеалистом. Теологические воззрения Беркли находились в гармонии с его идеалистической философией. Философия Беркли исходит из критики материализма.

Онтология. Философия Беркли опирается на сенсуализм Локка. Но Беркли, взяв за основу идею о том, что ощущения являются единственным источником познания, развивает этот принцип и приходит к субъективному идеализму.

Исходным пунктом философии Беркли является концепция первичных и вторичных качеств Дж.Локка. Дж. Локк признает объективные первичные качества (вес, тяжесть, распространенность), а вторичные качества считает субъективными, т.е. зависящими от сознания человека.

Беркли развивает эту идею и признает, что все качества вторичны. Для аргументации он использует принцип имманентного сознания. Так идея величины предмета исходит из нашего индуктивного заключения. Беркли считает, что знать качество - значит его ощущать. И первичные и вторичные качества мы ощущаем, а ощущение по определению субъективно, следовательно, любое качество вторично.

Из гносеологических предпосылок Беркли делает онтологический вывод. Любая субстанция - это ощущения наших органов чувств. Беркли отрицает объективное существование идей вне наших ощущений. Другими словами Беркли отрицает реальность предметов вне их восприятия человеческими органами чувств.

Беркли отрицает существование материи вне комплекса человеческого восприятия. При этом Беркли не просто отвергает объективное существование материи, но и возможность создания суждений о материи. Из этого Беркли приходит к выводу, что любое качество зависит от субъекта. Следовательно, отрицая материю, Беркли идеалистически решает основной вопрос философии, а признавая, что любое качество материи зависит от субъекта философии, Беркли приближается к субъективному идеализму.

Беркли придерживается номинализма средневековой схоластики. По мнению Беркли, в чувственном познании человек имеет дело с единичными предметами, а общие понятия - это имена вещей, которых бы не было, если бы не было самих вещей. Беркли считал, что общее есть обобщенные наглядные образы. Допустим, человек хочет доказывать теорему в геометрии о треугольнике, тогда тот треугольник, который чертит человек (на доске, бумаге) и представляет обобщенный образ всех треугольников данного типа. В философии это называется репрезентативная теория абстракции, которая гласит, что в качестве общего предстают обобщенные наглядные образы предметов, которые заменяют собой весь класс определенных предметов.

Таким образом, Беркли отрицает всякую возможность существования абстрактного общего понятия.

В отрицании материи Беркли приходит к выводу, что вещи окружающего мира - это есть модификации наших ощущений. Беркли считает, что никакая идея не может содержаться вне вещи, а любой материальный предмет не может находиться вне нашего восприятия.

Из этого вытекают основные принципы его философии:

  • "Без субъекта - нет объекта"
  • "Существовать -значит быть воспринимаемым"
  • Мир есть комплекс наших ощущений

Однако, такая концепция склоняется к солипсизму2Солипсизм (от лат.solus - один, единственный и ipse - сам) - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. (Большая советская энциклопедия, т.24 стр.412).. Весь мир превращается в миф, иллюзию субъекта. Это является основной слабой чертой его философии. Однако Беркли пытался преодолеть позицию солипсизма и для этого признает объективное существование мыслящих вещей или духов. Беркли так писал, относительно этого вопроса: " Я не отрицаю существование предметов, которые я ощущаю, я только отрицаю материю или телесную субстанцию...Разумеется, атеистам будет недоставать этого пустого красивого слова ".

Чтобы обосновать возможность непрерывного существования вещей Беркли вводит понятие " мыслящих вещей ", которые обуславливают непрерывное существование " вещей не мыслящих ". Источником мыслящих вещей является Бог.

Вещи, которые существуют в нашем сознании через чувственно воспринимаемый опыт, Беркли называет идеями. Таким образом, слово "вещь" он заменяет понятием идея. Идея - это чувственно воспринимаемые субъекты. Идеи не существуют в объективной реальности, источником этих идей является Бог. А поскольку одни и те же идеи могут существовать у разных субъектов, то это еще раз подчеркивает объективное существование этих идей и значит существования Бога. Таким образом, признав объективное существование Бога, как гаранта существования идей, Беркли переходит с позиций субъективного идеализма на позицию объективного идеализма.

Мир оказывается результатом божественного существования и духовной причины. Беркли, таким образом, признает идеальное божественное начало, объективно существующее вне нашего восприятия.

Бог является духовной причиной существования идей. Исходя из концепции духовной причинности, Беркли отрицает классическую теорию причинности Аристотеля. Он считает главной причиной мысль или духовную субстанцию. Из этого вытекают представления Беркли о пространстве и времени. Беркли считает, что пространство и время не являются абсолютом, т.е. объективно существующими категориями вне человеческого мышления.

Пространство он рассматривает как упорядочивание ощущений, время - выражение последовательности восприятий.

Все происходящее в природе Беркли рассматривает как совокупность знаков, при помощи которых человек узнает о воли Бога. Это идея социальной герменевтики будет потом активно использоваться в философии жизни и экзистенциализме 20 в.

Философские идеи Беркли встретили резкую оппозицию как со стороны материалистов, так и со стороны идеалистов.

Философия Беркли делала проблематичным существование вещей. Поэтому каждому человеку приходилось принять себя за единственно существующее существо, которое определяет реальность посредством своего восприятия. Такая позиция в дальнейшем стала основой махизма, который мы рассмотрим в следующих лекциях.

Из других идей Беркли, которые связаны с оценкой знания других наук, отметим следующие. Беркли критиковал такое понятие как как бесконечно малые величины,используемое в математике. Это связано с основной его онтологической позицией, в соответствии с которой: " Существовать - значит быть воспринимаемым ". Но бесконечно малую величину ощутить нельзя. Следовательно, сама идея малых величин - это абстрактное пустое понятие, которое не имеет содержания.

Позиция Беркли в отношении естествознания проявляется в произведении " Сейрис ". В этом произведении Беркли указал на противоречия и ошибки физиков и представителей других естественных наук 18в.

  1. Беркли за 150 лет до создания теории относительности и квантовой механики указал на заблуждение физиков, которые пытались с помощью Ньютоновской механики объяснить законы микромира.
  2. Беркли полагал, что положения механики Ньютона - это не больше чем физические гипотезы, опирающиеся на математический аппарат. Все научные теории - это не больше, чем инструмент для выводов и вычислений. Такая позиция называется инструменталистская точка зрения на процесс человеческого познания и научные теории. Эту идею затем возьмут на вооружение позитивисты и неопозитивисты Эрнст Мах, Пуанкаре, и Гейзенберг в определенное время своей творческой деятельности.

Гносеология. Из объективного идеализма Беркли очевидно вытекает сенсуализм в теории познания. Чувственно воспринимаемые предметы - основа познания. Нет предметов или материи вне наших ощущений Чувства есть источник познания. Но все предметы существуют только в ощущениях субъекта.

Субъективный идеализм Беркли был последовательно преодолен философией диалектического материализма.

"Не принятие практики как критерия познания раскрывает всю абсурдность философии субъективного идеализма"3В.И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм, в кН.: Полное Собрание соч., 5 изд., т18., с. 92-96. - писал Ленин.

Давид Юм (1711-1776)

Давид Юм-представитель шотландского эмпиризма. Последователь Беркли Дэвид Юм довел философскую концепцию Беркли до полной логической завершенности.

Его основные произведения: " Трактат о человеческой природе" и "Исследование о человеческом познании ". Ему принадлежит также " История Англии " в 8 томах.

Философия Д.Юма опирается на сенсуализм Локка, также как и учение Беркли. Однако, Юм пошел дальше по пути критики человеческих способностей в области познания. Основная проблематика его философии таким образом - вопросы гносеологии.

В теории познания Юм придерживался позиции агностицизма. Он отрицает и идею Локка об объективном существовании материи, и о материальном источнике наших ощущений. Он также отрицает и идею Беркли о том, что все существует только в нашем восприятии. Юм ставит вопрос в гносеологии совсем по-другому. Юм признает чувственный опыт в качестве источника нашего познания. Однако этот чувственный опыт Юм считает субъективным, и, следовательно, из него невозможно создать суждения об окружающем мире, которые были бы объективны.

Чувственный опыт ведет к двум видам душевных восприятий

  1. Первые более сильные - это впечатления, когда мы непосредственно воспринимаем предмет.
  2. Идеи - это не такие сильные восприятия

Впечатления Юм подразделяет на

  • Чувственное восприятие
  • Самовосприятие (удовольствие или любовь и пр.)
  • Простые впечатления (цвет, запах)

Юм считает, что человеческое сознание и знание складывается из этих идей и впечатлений. Рациональное познание занимается тем, что перемещает, структурирует, систематизирует, развивает эти впечатления.

Однако, любые идеи и впечатления оторваны от внешнего мира. Нет взаимосвязи между этими впечатлениями и внешним миром. И встает вопрос о связи между идеями и впечатлениями. Здесь Юм выделяет три вида связи между идеями: сходство, смежность, причинность. При этом Юм считал, что научное знание направлено именно на постижение причинности, т.е. установление связей между идеями и реальными вещами. Однако Юм утверждает, что при помощи мышления невозможно установить отношения и закономерности между вещами. В этом заключается скептическая позиция Юма, который считал, что нельзя достоверно установить истину.

Однако Юм отрицает существование реальных вещей вне нашего опыта. Реальный мир - это поток сознания от наших ощущений. В этом заключается позиция Юма как субъективного идеалиста. Юм, однако, не отрицает того, что вне нашего восприятия может существовать реальный материальный мир, но мы не имеем возможности судить об этом объективно. Такая позиция приводит гносеологию Юма к агностицизму.

Единственными достоверными знаниями Юм считал математические истины и доказательства, так как математика оперирует абстрактными количественными категориями, которые не относятся к эмпирическому и чувственному опыту.

Таким образом, если Беркли решает проблему причинности теологическим методом, то Юм решает проблему причинности в духе агностицизма. В этом заключается основная слабость философии Юма. Юм не только приходит к солипсизму, но и не может объяснить ни причин взаимоотношения между различными вещами, между идеями и предметами. Он решает вопрос о существовании объективной реальности в духе скептицизма и агностицизма. Он отвергает понятие объективного субъекта (духа или Бога, как было в философии Беркли), и считает, что в сознании существуют только идеи, которые мы приобретаем на основании внутреннего опыта и которые не имеют ни объективного носителя (материи), ни духовного носителя (Бога). Таким образом, Юм не смог решить ни проблему субъекта, ни проблему объекта.

Теософия. Отрицание духовной идеи ведет к скептическому отношению к религии и атеизму. Юм считает, что религия - это фантазия людей, он критикует все существовавшие на тот момент доказательства существования Бога.

Социальная философия.Социальная философия Юма была связана с его экономическими воззрениями. Юм был ярый сторонник развивающего капитализма и был сторонник социально-политического строя Англии.

Он критикует теорию общественного договора и считает, что общество возникло из семейно-родовых отношений на основе осознания определенных общих интересов. Движущей силой развития общества Юм считал удовлетворение потребностей.

Возникновение государства Юм связывал с согласием людей, основанным на общих интересах.

Идеал общественного устройства для Юма - это конституционная монархия.

Этическая концепция Юма исходила из принципа волюнтаризма. Свободу Юм рассматривал как возможность действовать или не действовать.

< Лекция 14 || Лекция 15: 12 || Лекция 16 >
Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Александр Качанов
Александр Качанов
Япония, Токио