Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 4521 / 591 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:22:00
Специальности: Историк
Лекция 14:

Рационализм в философии Нового времени

< Лекция 13 || Лекция 14: 12 || Лекция 15 >
Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: содержание философии Декарта: принцип "сомнения" и принцип: "я мыслю, следовательно я существую". Метод Декарта и теория "врожденных идей". Физика и метафизика субстанции. Философия рационализма Спинозы и Лейбница.
Ключевые слова: дедукция, умозаключение

Цель лекции: познакомить студента с особенностью рационалистической философии Нового Времени.

Рене Декарт (1596-1650)

Рене Декарт был основателем философии рационализма Нового Времени. Большое влияние на философию Декарта оказало развитие естествознания. Он был не только философ, но прекрасный и талантливый, математик и физик. Декарт направил философию в совершенно новое направление. С философии Декарта открывается Новый период в истории философии.

Основные произведения Рене Декарта: " Правила для руководства ума ", " Рассуждения о методе ", " Метафизические рассуждения ", " Начала философии ".

Онтология. Отправная точка философского мышления Декарта, заключается в том, что мысль должна начинать с самого себя. Так как мысль исходит из самой себя, то из этого следует критика определений. Во всем следует сомневаться - это основной методологический принцип Декарта. Однако, такой методологический скепсис Декарта не является целью, как в античной философии, но скорее средством познания окружающего мира. Декарт считал, что научная мысль не должна строиться на авторитетном знании, или на чувственном опыте. Мысль должна найти первичную достоверность. Это первичная достоверность не может быть в чувствах. Первичная достоверность содержится в "мыслящем Я" ( ego cogitas ). Декарт постулирует исходный принцип своей философии, который можно сформулировать так "Я мыслю, значит, Я существую". Если первичная достоверность - это "мыслящее Я", то самая достоверная наука - это математика, поскольку математика не относится к чувственному опыту и исходит исключительно из рефлексии субъекта.

Мыслящее Я автономно в своем существовании для его существования не нужно ничего, кроме самого Я. Мыслящее Я это духовная субстанция. Субстанция, которая воспринимает мыслящее Я и существует в нас как идея - есть тело ( substancia extensa ). Телесная субстанция отличается распространенностью. Телесная субстанция не зависима в своем существовании от духовной субстанции, и является автономной. Декарт признавал и материю как основу всякого бытия и познания. Материя, по мнению, Декарта абсолютна неделима. Декарт отрицает атомистическую концепцию. Главный атрибут, которым обладает материя, - это распространенность и протяженность в пространстве. Другие чувственно воспринимаемые свойства тел являются производными от протяженности материи. Распространенность тела связана с движением. Источник движения у Декарта внешний, а не внутренний. В этом проявляется механистичность его учения.

Однако ни духовная, ни телесная субстанция не являются совершенными. Самой совершенной субстанцией является Бог. Декарт постулирует Бога как высшую совершенную автономную субстанцию, которая в своем существовании является причиной себя самой. Все остальные субстанции нуждаются в существовании Бога как внешней причине. В этом проявляется дуалистическая позиция Декарта. Декарт признавал наличие духовной и материальной субстанции независимо существующих друг от друга. Признание Бога как высшей совершенной духовной субстанции делает его теорию идеалистической. Главными атрибутами духовной субстанции является -мышление и, прежде всего, логическое мышление, модусами (изменчивыми проявлениями атрибутов, видоизменениями) которого являются воображение и чувства. Главный атрибут материальной субстанции - это протяженность (протяжение), модусом которого является, например, движение.

Декарт вводит понятие Бога в философию, чтобы обосновать существование окружающего мира. Бог является причиной других телесных и духовных субстанций. Бог является гарантом всякого существования. Декарт выводит следующие тезисы существования Бога

  • Ничто не является совершенным. Все возможно подвергнуть сомнению. Понятие несовершенства окружающего мира должно сопоставлять с понятием совершенства. Бог является совершенным бесконечным актуальным абсолютом. Такое определение Бога, по мнению Декарта, предельно отчетливое и понятное. В нем нельзя сомневаться.
  • Сама идея абсолютного совершенного актуального бесконечного Бога стала мыслима в мышлении человека, потому что такое абсолютное начало существует. Его существование привело к формированию этой идеи
  • Несовершенство окружающего мира и мышления человека приводит к необходимости признания абсолютно совершенной субстанции

Такие аргументы Декарта называют в истории философии онтологическим доказательством бытия Бога. Наличием Бога Декарт хотел обосновать весь окружающий материальный мир.

Метафизика. Основное понятие в метафизике Декарта - это понятие субстанции. Субстанция - это вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя. Под такое определение в философской системе Декарта подходит только бог, который ни в чем другом, кроме самого себя, в своём существовании не нуждается.

Физика Декарта носит механистический характер. Это связано с тем, что Декарт обосновывал все изменения, которые происходят в окружающем нас мире с движением, протяженностью и геометрической формой тел. Декарт считает, что главный атрибут материи это распространенность, следовательно, Декарт практически приравнял понятие материи и понятие протяженности.

Декарт выделял первичные и вторичные качества материальных вещей. Первичные качества, которые неотделимы от самих тел. Протяженность и геометрическая форма - это первичные качества. Вторичные качества зависят от индивидуального восприятия., например цвет или запах.

Одной из заслуг Декарта является формирование трех законов механики:

  • Тело пребывает в том состоянии, в котором оно пребывает,
  • Тело движется равномерно и прямолинейно, если на него не действует сила из вне
  • При столкновении двух тел сила действия равна силе противодействия.

Также Декарт постулирует принцип детерминизма, в соответствии с которым все явления в природе причинно обусловлены.

Космогония.Как уже отмечалось выше, несмотря на дуалистический характер, философия Декарта ближе к идеализму, так как исходит из божественного принципа как первоосновы бытия. Понятие Бога присутствует не только в онтологии, но и космогонии Декарта. Декарт признавал материю пассивным началом бытия. Следовательно, для того, чтобы объяснить движение материи Декарт обращается к понятию Бога. Декарт считал, что божественная сущность придала импульс материи. Бог сообщил материи движение, которое стало неотъемлемым качеством материи. Движение материи в космосе в итоге привело к созданию солнечной системы.

Учение о живых организмах.Декарт соотносил живые организмы с определенными механизмами. Законы механики и физики он целиком и полностью переносил на живые организмы. Такие основные физиологические характеристики живого организма, как системы дыхания, кровообращения, пищеварения, Декарт сравнивал с процессами, которые происходят в механических устройствах. Декарт также открыл механизм ответных реакций организма на воздействие внешней среды, и русский ученый-физиолог Павлов считал его главным своим предшественником. Декарт связывал ответные импульсы с движением крови, а не с движением нервных импульсов, которые были на тот момент еще не известны науке. Декарт делал различие между животным и человеком, он не считал человека простым животным организмом. Это он связывал с тем, что человек может действовать целесообразно и обладает речевым аппаратом. Эти способности (говорить и действовать рационально) Декарт считал, что присуще только человеку. Наличие этих качеств Декарт связывал с наличием разумной души у человека.

Гносеология.В теории познания Декарт последовательный рационалист. Исходной достоверностью всякого познания Декарт считает "мыслящее Я". Декарт не отрицает чувственное познание, так как материя в учении Декарта обладает чувственно материальными свойствами. Но эти чувственно воспринимаемые свойства нужно подвергать сомнениям. Отсюда и вытекает методологический скепсис Декарта. Главный принцип, который постулирует Декарт - это во всем сомневаться. Можно выделить следующие основные черты метода Декарта:

  • Методологический скепсис исходит из принципа во всем сомневаться.
  • Инструментом познания служит разум
  • Основным методом познания является дедукция
  • Разумная интуиция, которая предполагала воспринимать на веру все то, что человек воспринимает в чистом четком виде. Метод познания Декарта - интуитивно-дедуктивный. Основные принципы, основные аксиомы в науке выводятся с помощью интуиции и носят исключительно интуитивный характер, по мнению философа.

Декарт выделял следующие правила для достижения достоверного знания

  • Во-первых, не принимать никакую вещь за истину
  • Во-вторых, разделить каждый вопрос, который следует изучить методом дедукции
  • В-третьих, располагать идеи в надежной последовательности от простого к сложному
  • Наконец, совершать полные расчеты, чтобы ничего не упустить из внимания

Учение об идеях.Декарт выделял следующие виды идей:

  1. идеи связанные с воздействием материальных вещей на наши органы чувств
  2. идеи, которые возникают в процессе рефлексии и связаны с деятельностью разума
  3. врожденные идеи Декарт считал такие идеи основными в процессе познания. Такие идеи не зависят от опыта человека и являются четкими, отчетливыми и очевидными. В качестве примера такой идеи Декарт приводил идею Бога . Понятия, протяжения, форма, движение, существование также являются врожденными идеями. К врожденным идеям Декарт также относил принципы формальной логики Аристотеля, аксиомы геометрии Евклида, принцип транзитивности в математике. Врожденные идеи являются потенцией, а не непреложным принципом. Они реализуются только при наличии определенных обстоятельств.

Таким образом, философия Декарта носит дуалистический характер. С одной стороны Декарт признает Бога как совершенную автономную субстанцию. Здесь он выступает как идеалист. С другой стороны Декарт признает материю как основу бытия и познания, в этом проявляется его материалистическая позиция. При этом материя Декарта не атомистична. Декарт исходит из принципа неделимости и протяженности материи. В гносеологии Декарт является последовательным рационалистом. Мыслящее сомневающееся Я - это источник достоверного знания. Основные принципы метода Декарта заключаются в дедукции и методологическом скепсисе. В теории познания Декарт выступает как типичный идеалист чувственный опыт не имеет для него большого значения, он считает мышление независимым от материи. Теория познания Декарта и анти-диалектична. Высшим видом интеллектуального познания является разумная интуиция. Эта интуиция совершенно безошибочна. Интуиция представляет собой осознание истин, выплывающих в разуме. Однако, интуиция не рассматривается в развитие значит гносеология Декарта антидиалектична. Декарт создал дуалистическую концепцию, в которой признавал одновременно существование сознания, материи, души и тела. Атрибутом материальной субстанции являлась протяженность. Атрибутом духовной субстанции является мышление.

Барух Спиноза (1632-1677).

Другим представителем рационализма Нового Времени был Барух Спиноза. Основные труды Спинозы - богословско-политический трактат " Этика ".

Метафизика Спинозы исходит из принципа пантеизма.

Метафизика. В метафизике Декарта Спиноза рассмотрел небольшое противоречие. У Декарта материальная и духовная субстанция находятся в зависимости от совершенной и абсолютной субстанции - Бога. Для преодоления этой зависимости Спиноза вводит принципы пантеизма и монизма в свое учение. Спиноза отрицает наличие двух независимых субстанций, и считает, что в основе бытия лежит только одна субстанция (онтологический монизм). Эта субстанция есть Бог, которого Спиноза отождествляет с природой, таким образом лишив его всех качеств творца. Отсюда приходим к известному тезису Спинозы: в природе нет творения, а есть только порождение. Природа была неоднородна в учении Спинозы. Он выделял два вида природы: порожденную природу (это сама природа) и порождающая природа (это Бог)

Основные атрибуты и модусы субстанции. Бог - это порождающая природа, которая является абсолютной бесконечной субстанцией. Основные свойства этой субстанции есть мышление и протяженность. Любые вещи это есть модификации абсолютной субстанции, которой является Бог. Эти модификации единой субстанции Спиноза назвал модусами. Движение, к примеру, это модус протяженности, а идея это модус мышления.

Спиноза, так же как и Декарт, считал, что движение является модусом протяженности, при этом, по мнению Спинозы, движение - это бесконечный модус протяженности.

Гносеология. Спиноза, как и его предшественники, выделял несколько видов знания. На первой ступени находится опытное познание, Спиноза разделяет эмпирическое познание и рациональное познание. Эмпирическое (опытное) познание он делит на две категории - это

  • Чувственное познание непосредственно. Знание, которое получают в результате такого познания, носит несистематический случайный характер. Такое знание применимо к практической деятельности человека, но достоверных истинных знаний не дает.
  • Абстрактное знание. Это знание, полученное от других субъектов. Такой вид познания подвергается критике Спинозой. Особенно сильно Спиноза критикует средневековую схоластику, которые в процессе познания опирались на религиозные догматы

Спиноза выделяет три ступени познания.

  • Истина, которая достигается только разумом и не зависит от внешнего опыта. Связана с интуицией.
  • Рассуждения разума. Истина, которая требует доказательств. Опосредованные истины, которые вытекают из рассуждения.
  • Чувственное познание на основе опыта. Это самая низкая ступень познания.

Человеческая способность рассудка к познанию связана со способностью мыслить абстрактно, оперировать понятиями и вырабатывать суждения.

Высшей ступенью познания Спиноза считал интуицию - э то способность сразу узреть суть вещей или явлений. Интуиция не связана с чувственным опытом.

Этика. В центре внимания в этической проблематике Спинозы вопрос свободы. Бог как абсолютная субстанция сливает в себе понятия необходимости и свободы. Свобода человека ограничена и заключается в единстве разума и воли. По мнению Спинозы, воли как особой способности человеческой души не существует, воля и разум - это одно и то же.

Свобода - это познанная необходимость в соответствии с учением Спинозы. Познание заключается с одной стороны в познании аффектов, которым подвержен человек и познании первопричин субстанции. Аффекты - это состояния тела и души. Спиноза выделяет следующие 4 основных аффекта: 1)влечение 2)желание 3)печаль 4)радость. Остальные аффекты выводятся из этих 4х основных. Если человек полностью подчинил свое существование аффектам, то он является рабом.

В этическом учении Спиноза обращается к принципу детерминизма. Спиноза как рационалист считает, что все явления и события причинно обусловлены. Спиноза отрицал свободу воли у человека в глобальном плане. Свобода есть сознанная необходимость. Спиноза не считал, что эти понятия взаимоисключающие.

Спиноза, однако, не отнимал свободу у человека полностью. Он считал, что свобода человека должна воплощаться в познании природы. Однако Спиноза отрицал возможность того, что человек сможет силой познания одолеть природу.

< Лекция 13 || Лекция 14: 12 || Лекция 15 >