Уральский государственный технический университет
Опубликован: 14.10.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 3968 / 1276 | Оценка: 4.39 / 4.29 | Длительность: 10:28:00
ISBN: 978-5-9963-0237-6
Специальности: Менеджер
Лекция 11:

Аудит состояния информационной безопасности на предприятии

< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >
Аннотация: В лекции описываются цели аудитов информационной безопасности, их классификации по типам, предполагаемые результаты работы, а также детально раскрывается процесс проведения аудита по всем основным этапам.

Аудит состояния информационной безопасности на предприятии представляет собой экспертное обследование основных аспектов информационной безопасности, их проверку на соответствие определенным требованиям. В некоторых случаях под аудитом информационной безопасности подразумевается проверка защищенности отдельных элементов информационной инфраструктуры предприятия (сегментов его сети, отдельных серверов, баз данных, Интернет-сайтов и т.п.) и надежности средств защиты информации (межсетевых экранов, систем обнаружения вторжений и т.п.). Однако мы в дальнейшем исходим из того, что аудит информационной безопасности является комплексным (по возможности, исчерпывающим) исследованием всех аспектов информационной безопасности (как технических, так и организационных) в контексте всей хозяйственной деятельности предприятия с учетом действующей политики информационной безопасности, объективных потребностей предприятия и требований, предъявляемых третьими лицами (государством, контрагентами и т.п.).

Различают два основных вида аудита: внутренний (проводимый исключительно силами сотрудников предприятия) и внешний (осуществляемый сторонними организациями).

Целями аудита могут быть:

  • установление степени защищенности информационных ресурсов предприятия, выявление недостатков и определение направлений дальнейшего развития системы защиты информации;
  • проверка руководством предприятия и другими заинтересованными лицами достижения поставленных целей в сфере информационной безопасности, выполнения требований политики безопасности;
  • контроль эффективности вложений в приобретение средств защиты информации и реализацию мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
  • сертификация на соответствие общепризнанным нормам и требованиям в сфере информационной безопасности (в частности, на соответствие национальным и международным стандартам).

Одной из стратегических задач, решаемых при проведении аудита информационной безопасности и получении соответствующего сертификата, является демонстрация надежности предприятия, его способности выступать в качестве устойчивого партнера, способного обеспечить комплексную защиту информационных ресурсов, что может быть особенно важно при осуществлении сделок, предполагающих обмен конфиденциальной информацией, имеющей большую стоимость (финансовыми сведениями, конструкторско-технологической документацией, результатами НИОКР и т.п.).

В том случае, если аудит является внутренним, группу аудиторов необходимо сформировать из числа таких специалистов, которые сами не являются разработчиками и администраторами используемых информационных систем и средств защиты информации и не имели отношения к их внедрению на данном предприятии.

Как правило, предприятие может прибегать к помощи внешних аудиторов с целью:

  • повышения объективности, независимости и профессионального уровня проверки;
  • получения заключений о состоянии информационной безопасности и соответствии международным стандартам от независимых аудиторов.

Компании, специализирующиеся на проведении аудитов, могут осуществлять проверки состояния информационной безопасности на соответствие таким общепризнанным стандартам и требованиям, как:

  • ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (Общие критерии оценки безопасности информационных технологий);
  • ISO 17799 (BS 7799): Code of Practice for Information Security Management (Практические правила управления информационной безопасностью);
  • BSI\IT: Baseline Protection Manual (Руководство базового уровня по защите информационных технологий Агентства информационной безопасности Германии);
  • COBIT: Control Objectives for Information and related Technology (Основные цели для информационных и связанных с ними технологий);
  • Требованиям Руководящих документов ФСТЭК РФ, ФСБ или других государственных органов
  • и других документов (таких как SAC, COSO, SAS 55/78).

При этом организация, осуществляющая внешний аудит, должна отвечать определенным требованиям:

  • иметь право (лицензию) на выдачу заключений о соответствии определенным требованиям (например, аккредитацию UKAS – United Kingdom Accreditation Service);
  • сотрудники должны иметь право доступа к информации, составляющей государственную и военную тайну (если такая информация имеется на проверяемом предприятии);
  • обладать необходимыми программными и аппаратными средствами для исчерпывающей проверки имеющегося у предприятия программного и аппаратного обеспечения.

Основными этапами проведения аудита являются:

  • инициирование проведения аудита;
  • непосредственно осуществление сбора информации и проведение обследования аудиторами;
  • анализ собранных данных и выработка рекомендаций;
  • подготовка аудиторского отчета и аттестационного заключения.

Аудит должен быть инициирован руководством предприятия с достаточно четко сформулированной целью на определенном этапе развития информационной системы или системы обеспечения информационной безопасности предприятия (например, после завершения одного из этапов внедрения). В случае если аудит не является комплексным, на начальном этапе необходимо определить его непосредственные границы:

  • перечень обследуемых информационных ресурсов и информационных систем (подсистем);
  • перечень зданий, помещений и территорий, в пределах которых будет проводиться аудит;
  • основные угрозы, средства защиты от которых необходимо подвергнуть аудиту;
  • элементы системы обеспечения информационной безопасности, которые необходимо включить в процесс проверки (организационное, правовое, программно-техническое, аппаратное обеспечение);

Основная стадия – проведение аудиторского обследования и сбор информации – как правило, должно включать в себя:

  • анализ имеющейся политики информационной безопасности и другой организационной документации;
  • проведение совещаний, опросов, доверительных бесед и интервью с сотрудниками предприятия;
  • проверку состояния физической безопасности информационной инфраструктуры предприятия;
  • техническое обследование информационных систем – программных и аппаратных средств (инструментальная проверка защищенности).

Прежде чем приступить собственно к аудиту информационной безопасности, аудиторам (в частности, если проводится внешний аудит) необходимо ознакомиться со структурой предприятия, его функциями, задачами и основными бизнес-процессами, а также с имеющимися информационными системами (их составом, функциональностью, процедурами использования и ролью на предприятии). На начальном этапе аудиторы принимают решения о том, насколько глубоко и детально будут исследованы отдельные элементы информационной системы и системы защиты информации. Также необходимо заранее скоординировать с пользователями информационных систем процедуры проверки и тестирования, требующие ограничения доступа пользователей (такие процедуры по возможности должны проводиться в нерабочее время или в периоды наименьшей загрузки информационной системы).

Качественный анализ действующей на предприятии политики безопасности является отправной точкой для проведения аудита. Одна из первых задач комплексного аудита — установление того, в какой степени действующая политика соответствует объективным потребностям данного предприятия в безопасности, могут ли действия в рамках данной политики обеспечить необходимый уровень защищенности информации и средств ее обработки, хранения и передачи. Это, в свою очередь, может потребовать проведения дополнительной оценки значимости основных информационных активов предприятия, их уязвимости, а также существующих рисков и угроз. Анализ политики также может включать оценку таких ее характеристик, как:

  • полнота и глубина охвата всех вопросов, а также соответствие содержания политик нижнего уровня целям и задачам, установленным в политиках верхнего уровня;
  • понятность текста политики для людей, не являющихся техническими специалистами, а также четкость формулировок и невозможность их двойного толкования;
  • актуальность всех положений и требований политики, своевременность учета всех изменений, происходящих в информационных системах и бизнес-процессах.

После проверки основных положений политики безопасности в процессе аудита могут быть изучены (проверены) действующие классификации информационных ресурсов по степени критичности и конфиденциальности, а также другие документы, имеющие отношение к обеспечению информационной безопасности:

  • организационные документы подразделений предприятия (положения об отделах, должностные инструкции);
  • инструкции (положения, методики), касающиеся отдельных бизнес-процессов предприятии;
  • кадровая документация, обязательства о неразглашении сведений, данные сотрудниками, свидетельства о прохождении обучения, профессиональной сертификации, аттестации и ознакомлении с действующими правилами;
  • техническая документация и пользовательские инструкции для различных используемых программных и аппаратных средств (как разработанных самим предприятием, так и приобретенных у сторонних поставщиков): межсетевых экранов, маршрутизаторов, операционных систем, антивирусных средств, систем управления предприятием и т.п.

Основная работа аудиторов в процессе сбора информации заключается в изучении фактически предпринимаемых мер по обеспечению защиты информационных активов предприятия, таких как:

  • организация процесса обучения пользователей приемам и правилам безопасного использования информационных систем;
  • организация работы администраторов информационных и телекоммуникационных систем и систем защиты информации (правильность использования программных и аппаратных средств администрирования, своевременность создания и удаления учетных записей пользователей, а также настройки их прав в информационных системах, своевременность замены паролей и обеспечение их соответствия требованиям безопасности, осуществление резервного копирования данных, ведение протоколов всех производимых в процессе администрирования операций, принятие мер при выявлении неисправностей и т.п.);
  • организация процессов повышения квалификации администраторов информационных систем и систем защиты информации;
  • обеспечение соответствия необходимых (в соответствии с политикой безопасности и должностными обязанностями) прав пользователей информационных систем и фактически имеющихся;
  • организация назначения и использования специальных ("суперпользовательских") прав в информационных системах предприятия;
  • организация работ и координации действий при выявлении нарушений информационной безопасности и восстановлении работы информационных систем после сбоев и нападений (практическое выполнение "аварийного плана");
  • предпринимаемые меры антивирусной защиты (надлежащее использование антивирусных программ, учет всех случаев заражения, организация работы по устранению последствий заражений и т.п.);
  • обеспечение безопасности приобретаемых программных и аппаратных средств (наличие сертификатов и гарантийных обязательств, поддержка со стороны поставщика при устранении выявленных недостатков и т.п.);
  • обеспечение безопасности самостоятельно разрабатываемого программного обеспечения (наличие необходимых требований в проектной документации информационных систем, качество программной реализации механизмов защиты и т.п.);
  • организация работ по установке и обновлению программного обеспечения, а также контроля за целостностью установленного ПО;
  • предпринимаемые меры по обеспечению учета и сохранности носителей информации (дисков, дискет, магнитных лент и т.п.), а также по их безопасному уничтожению после окончания использования;
  • эффективность организации взаимодействия сотрудников предприятия – пользователей информационных систем – со службой информационной безопасности (в частности, по вопросам реагирования на инциденты и устранения их последствий).

Одним из важных направлений аудиторской проверки является контроль того, насколько своевременно и полно положения и требования политики безопасности и других организационных документов доводятся до персонала предприятия. В том числе, необходимо оценить, насколько систематически и целенаправленно осуществляется обучение персонала (как при занятии должностей, так и в процессе работы), и, соответственно, дать оценку тому, в какой мере персонал понимает все предъявляемые к нему требования, осознает свои обязанности, связанные с обеспечением безопасности, а также возможную ответственность, которая может наступить при нарушении установленных требований.

В процесс проведения интервью, совещаний и бесед с персоналом необходимо включить как можно больше сотрудников предприятия, имеющих хотя бы какое-то отношение к информационным системам и процедурам обработки информации: администраторов и разработчиков информационных систем, операторов и других пользователей, вспомогательный персонал и т.п. При непосредственной работе с персоналом аудиторам необходимо выяснить особенности протекания отдельных бизнес-процессов, роли отдельных сотрудников в этих процессах и их потенциальные возможности влиять на информационную безопасность. Также необходимо оценить, в какой мере сотрудники фактически выполняют свои обязанности в отношении обеспечения информационной безопасности.

Одной из важных задач аудита может быть установление того, насколько предприятие способно противодействовать внутренним угрозам в лице сотрудников, целенаправленно действующих, чтобы нанести тот или иной ущерб предприятию и имеющих для этого различные возможности. В частности, для этого могут быть исследованы:

  • процедуры отбора и принятия новых сотрудников на работу, а также их предварительной проверки;
  • процедуры контроля за деятельностью сотрудников (отслеживания их действий);
  • процедуры регистрации пользователей и назначения им прав в информационных системах;
  • распределение функций между различными сотрудниками и минимизация их привилегий, а также возможное наличие избыточных прав у некоторых пользователей и администраторов.
< Лекция 10 || Лекция 11: 12 || Лекция 12 >
Роман Попов
Роман Попов

После прохождения курса Стандарты инфрмационной безопасности мне предложено получение Удостоверения о повышении квалификации от НИУ ВШЭ по программе Менеджмент информационной безопасности. Программа включает в себя ряд курсов которые я уже ранее проходил. Какой порядок действий в данном случае? Как прозводится перезачет результатов? И какие экщамены мне надо еще доздать чтобы получить удостоверение?

Виталий Елин
Виталий Елин

Здравствуйте!
Объясните, пожалуйста, выдается ли диплом о профессиональной переподготовке?
Если - нет, то почему?

Здесь вначале говориться что выдается диплом, а внизу страницы сказано что нет
Цитата: "
диплом о профессиональной переподготовке MBA- больше не выдается
диплом о профессиональной переподготовке- больше не выдается
"

Артур Гибадуллин
Артур Гибадуллин
Россия, г. Нижневартовск