Томский политехнический университет
Опубликован: 01.08.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 20654 / 2315 | Оценка: 3.91 / 4.09 | Длительность: 12:36:00
Лекция 2:

Концепция WEB 2.0

< Лекция 1 || Лекция 2 || Лекция 3 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы: основы концепции Web 2.0: что такое web 2.0; крах доткомов; отличия от web 1.0; концепция web 2.0. Особенности проектирование современных веб-решений.

Часто, когда говорят о новом Интернет-проекте, продвигают сетевые услуги и сервисы, либо выпускают инструментальное средство для создания Интернет-решений, говорят о том, что объект обсуждения придерживается (использует, развивает, действует в соответствии и т.п.) концепции web 2.0. Более того, иногда доводится слышать и о Web 3.0! Прежде чем в рамках настоящего курса мы перейдем к непосредственному изучению средств создания веб-приложений, автором предлагается внести некоторую ясность.

Что такое web 2.0

Впервые термин "Web 2.0" использовал американский издатель Тим О'Райли. С опубликованной им 18 октября 2005 года статьи и началась самостоятельная жизнь этого понятия.

В настоящее время существует достаточно много версий и определений того, чем является web 2.0. Отметим также, что не все признают существование такого понятия как "Web 2.0" (к примеру, к числу таких людей относится и Тим Бернерс-Ли, с чьим мнением нельзя не считаться).

Согласно определению О'Райли, web 2.0 – это методика проектирования систем с учетом сетевых взаимодействий, т.е. приложение становится лучше с возрастанием числа его пользователей.

Таким образом, можно сказать, что web 2.0 не является каким-либо четким стандартом, технологией, либо концепцией создания сайтов или их дизайна. Автор согласен с точкой зрения, что сейчас web 2.0 – это скорее философия построения веб-приложений.

Чтобы внести ясность, предлагается разобраться с тем, что же было до web 2.0.

Крах доткомов

Примечание. Доткомом называют компанию, полностью специализирующуюся на Интернет-коммерции.

Сегодня обязательное наличие веб-сайтов организаций, предоставление услуг и обеспечение взаимодействий посредством глобальной сети является обыденной вещью. Однако, в свое время, подобный подход казался (да в общем – то и являлся тоже) настоящей революцией с точки зрения правил ведения бизнеса.

Начиная с 1995 года, в результате скачка стоимости акций Интернет-компаний, начал формироваться так называемый экономический пузырь. Все это, в совокупности с воодушевляющими экспертными и аналитическими мнениями, привело к созданию еще большего количества компаний, объявивших основой своей деятельности Интернет-бизнес. Их акции также росли в цене и т.д., мы не будем останавливаться на подробностях механизмов появления экономических пузырей.

Впоследствии, после того как 10 марта 2000 года, пузырь лопнул, помимо очевидных последствий в виде банкротства многих компаний, также сильно упал уровень доверия к "технологическим чудесам", которые предлагал Интернет-бизнес.

В статье Тима О'Райли говорится о том, что именно крах доткомов, а также компании, его пережившие, позволяют говорить о существовании web 2.0. То есть, имеет место мнение, что обанкротились именно компании, придерживающиеся стандартов web 1.0, а именно, подхода, при котором компания-поставщик услуг определяет форму и содержание контента, правила его предоставления (поставки конечному пользователю). Иными словами, web 1.0 предполагал централизацию Интернета, введение жестких, единых правил и ограничений предоставления услуг (занятно, что сейчас на волне борьбы с пиратским контентом предлагается примерно то же самое).

При этом оказалось, что ни один крупный поставщик контента не в состоянии конкурировать с совокупной мощью небольших сайтов, что также называется концепцией "длинного хвоста".

Для наглядной иллюстрации приведем примеры, от которых отталкивался О'Райли:

Таблица 1.1.
Web 1.0 Web 2.0
Doubleclick Google AdSense
Ofoto Flickr
Akamai BitTorrent
mp3.com Napster
Britannica Online Wikipedia
Персональные сайты Блоги
Evite upcoming.org и EVDB
Спекуляция доменными именами Поисковая оптимизация
Оплата рекламы по количеству показов Оплата рекламы по количеству переходов
Извлечение данных из HTML Веб-сервисы
Публикация Соавторство
Системы управления контентом (CMS) Wiki
Каталоги (таксономия) Теги (фолксономия)
Удержание пользователей Синдикация контента

Много ли найдется активных пользователей Интернета, которые помнят компании, указанные в первом столбце таблицы?

Концепция web 2.0

После достаточного количества вступительных слов, попробуем выделить основные моменты концепции web 2.0.

В настоящее время web 2.0 является совокупностью ряда тенденций формирования веб-среды:

  • Веб-платформа. Приложения должны быть доступны для использования непосредственно через браузер. То есть не должно быть никаких избыточных действий со стороны пользователя (подготовка аппаратно-программной части, установка и т.д.), для использования приложения. Все необходимые средства и функциональная часть, со стороны пользователя, не должны "выходить" за пределы браузера.
  • Веб-сервисы. Подход, позволяющий одному веб - приложению использовать возможности другого.
  • Mash-up. Возможность создания веб-сервисов путем интеграции нескольких других сервисов.
  • Социализация (Коллективный интеллект). Одна из ключевых особенностей, отличающих web 2.0 от web 1.0. Последний не предполагал взаимодействия пользователей между собой. Веб-приложения web 2.0 зачастую являются просто посредником для своих пользователей, самостоятельно создающих интересующий их контент.
  • Теги. Использование различных тегов позволяет сортировать контент по его содержанию, что упрощает поиск (переход) смежной либо информации аналогичной направленности.

Это далеко не полный перечень тенденций, а лишь самые заметные из них, с точки зрения автора, также выделяют: ajax, rss, дизайн.

Особенности проектирования современных веб-решений

Исходя из указанных выше тенденций web 2.0 можно сформулировать ряд принципов построения веб-сайтов. Отметим, что речь идет как раз о сайтах "длинного хвоста", в случае если компания предоставляет веб-решение, направленное на определенную узкоспециализированную задачу, критерии его успешности и популярности будут иными.

Вехи проектирования сайта:

  1. Ориентация на веб-серфинг. Пользователь нетерпелив, не мотивирован на чтение больших блоков информации и статей. Как правило, взгляд цепляется за баннер, выделенный текст и т.д. Иными словами, необходимо следование методикам захвата и удержания внимания.
  2. Дружественный интерфейс. Пользователь разборчив, привык к простоте и быстрым действиям. То есть, у пользователя не должно возникать вопросов, как осуществить то, или иное действие (опубликовать пост, ответить на сообщение, оценить товар и т.д.).
  3. Однородность. Большинство решений (социальные сети, форумы, новостные ленты и т.п.) уже имеет устоявшиеся форматы и формы представления. Не стоит пытаться внести что-то оригинальное непосредственно в основной функционал сайта, велик риск того, что пользователь предпочтет знакомое новому.

Кроме того, следует помнить, что:

  • Сайт должен загружаться быстро.
  • Сайт должен быть оптимизирован для выполнения основной своей задачи.
  • Содержание сайта должно соответствовать его оформлению.
  • Информация должна быть легко читаема.
  • Не должно быть элементов, затрудняющих восприятие информации.
  • На сайте не должно быть грамматических ошибок.

Ключевые термины и определения

Дотком – компания, специализирующаяся на Интернет-коммерции.

Краткие итоги

Отметим еще раз, что единого определения, поясняющего термин Web 2.0 не существует. Учитывая особенности "раскрутки" проектов и решений, буквально все веб-решения носят гриф "Web 2.0", который, как правило, сами создатели и навешивают. В этом есть своего рода опасность, хотя, с точки зрения автора, не критичная – как и в случае с доткомами, могут сформироваться завышенные ожидания, которые впоследствии способны "бросить тень" на концепцию в целом.

Если говорить просто и коротко, то любое веб-решение, за создание контента которого (или значительной его части) отвечают сами пользователи, может быть отнесено к web 2.0.

Список материалов для самостоятельного изучения

< Лекция 1 || Лекция 2 || Лекция 3 >
Сергей Крупко
Сергей Крупко

Добрый день.

Я сейчас прохожу курс  повышения квалификации  - "Профессиональное веб-программирование". Мне нужно получить диплом по этому курсу. Я так полагаю нужно его оплатить чтобы получить диплом о повышении квалификации. Как мне оплатить этот курс?

 

Галина Башкирова
Галина Башкирова

Здравствуйте, недавно закончила курс по проф веб программиованию, мне прислали методические указания с примерами тем, однако темы там для специальности 

Системный администратор информационно-коммуникационных» систем.
Мне нужно самой найти тему? или делать по высланным темам