Опубликован: 29.06.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1722 / 672 | Длительность: 21:46:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 28:

Государственные финансы и бюджет

< Лекция 27 || Лекция 28: 12 || Лекция 29 >

28.1. Новое в государственных финансах во второй половине ХХ в. и в XXI в.

Способы регулирования макроэкономики посредством государственных финансов

Мы, как обычно, начнем с определения исходного понятия. Таким понятием являются финансы. Финансы (от лат. financia - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприятия и государство.

Из приведенного определения видно, что финансы общества состоят из разных основных частей, которые объединяются в единое целое. Что же представляют собой эти части? Ответ на этот вопрос был дан в предыдущей главе. Теперь мы подробнее рассмотрим механизм образования государственных финансов.

На предприятиях и в домашних хозяйствах образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения изначальных доходов. Эта финансовая деятельность включает образование денежных средств и их расходование. На уровне низовых звеньев национального хозяйства доходы и расходы уравновешиваются следующим образом. На фирмах состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансовые ресурсы являются исходной основой для образования принадлежащих государству вторичных финансов. Последние формируются в результате распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.

Для понимания роли государственных финансов в регулировании национальной экономики важно обратить внимание на количественные и качественные изменения структуры и назначения финансовых ресурсов общества. Если в начале XX столетия в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 60-70-х гг. - 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику. В связи с этим можно отметить несколько современных направлений государственного финансового регулирования хозяйства (рис. 28.1).

Современные направления государственного финансирования экономики

Рис. 28.1. Современные направления государственного финансирования экономики

Для расширения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на оборонные цели. Расходы государства на оплату оборонных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружения.

Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.

Понятие о механизме финансового регулирования

Механизм финансового государственного регулирования макроэкономики включает два основных рычага:

  1. налогообложение;
  2. государственные расходы.

Первый рычаг включает следующую цепь причинно-следственной связи между налогообложением и экономическим ростом - увеличением НД (национального дохода) (рис. 28.2).

Роль налогообложения в финансовом регулировании

Рис. 28.2. Роль налогообложения в финансовом регулировании

Налогообложение (1) прежде всего воздействует на величину личного располагаемого дохода. Личный располагаемый доход - это валовой (общий, суммарный) доход за вычетом из него налогов.

Такой доход (2) всех занятых лиц образует общую сумму макроэкономического спроса (3), который предъявляется на всех рынках на товары и услуги.

Одновременно предприниматели используют свой личный располагаемый доход и рыночный спрос для развития деловой активности (4).

Эта деловая активность государства и всех предпринимателей способствует экономическому росту - увеличению национального дохода (5). Такой рост НД, в свою очередь, дает возможность повысить объем налогов (1). Второй рычаг финансового регулирования также приводит в действие цепь причинно-следственных связей между государственными финансовыми расходами и экономическим ростом (рис. 28.3).

Роль государственных расходов в финансовом регулировании

Рис. 28.3. Роль государственных расходов в финансовом регулировании

Государственные расходы (1), как правило, прямо влияют на макроэкономический рыночный спрос (2), который распространяется на средства производства и на предметы потребления.

В свою очередь, макроспрос вызывает деловую активность предпринимателей (3).

Такая активность непосредственно сказывается на увеличении национального дохода (4).

Рассмотренные здесь причинно-следственные связи учитываются государством при проведении фискальной политики.

Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение структурной политики; д) содержание оборонно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Эффективность фискальной политики непосредственно сказывается на успешном формировании и использовании государственного бюджета.

< Лекция 27 || Лекция 28: 12 || Лекция 29 >
Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг