Опубликован: 17.01.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 465 / 72 | Длительность: 22:07:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 5:

Организационное построение центрального банка

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >

Принципы организационного построения центрального банка

В системе организации деятельности центрального банка важную роль играет построение его управленческих структур, их полномочия и взаимодействие. Разумеется, единого эталона, единой организационной системы здесь не существует. Более того, мировая практика допускает управление эмиссионной деятельностью без центрального банка. Исторически, как это было показано в главе 1, так, собственно, и было. Полномочия выпуска наличных средств обращения получали банки денежного обращения, находящиеся близко к власти и получающие привилегии по эмитированию денег. Лишь впоследствии из множества таких банков выделился один - центральный; выпускаемые им платежные средства приобрели особое качество - быть единственным национальным средством платежа.

Подобным образом обстоит дело и в отдельных развивающихся странах, где денежные системы не получили пока законченного выражения. К числу таких стран, например, относятся Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, не имеющие своего национального центрального банка, а образовавшие общий эмиссионный центр - Банк Государств Центральной Африки. В таких странах, как Сингапур, Саудовская Аравия, эмиссионные операции выполняют специально созданные организации, не имеющие статуса центрального банка.

Организационное построение центрального банка как системы

В странах с функционирующими центральными банками структура их звеньев управления образует некую систему. Система организации деятельности центрального банка состоит из определенных блоков: 1) фундаментального; 2) организационного; 3) регулирующего.

I. Фундаментальный блок:

  1. сущность, статус и задачи центрального банка;
  2. принципы организационного построения.

II. Организационный блок:

  1. структура органов управления;
  2. полномочия органов управления;
  3. инфраструктура центрального банка.

III. Регулирующий блок:

  1. законодательство;
  2. ведомственные нормативные акты.

Фундаментальный блок, определяющий последующую структуру органов управления деятельностью центрального банка, содержит исходные представления общества о сущности его экономики, статусе и полномочиях, принципах построения звеньев управления.

Как уже говорилось, центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.

Принципы организационного построения центрального банка

Различают следующие принципы:

  • принцип централизации деятельности;
  • принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;
  • функциональный принцип;
  • принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

Принцип централизации деятельности

Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка. Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности центрального банка, руководит и управляет всей его системой. По банковскому законодательству в Совет директоров входят его председатель и 12 членов Совета директоров, работающих в Банке России на постоянной основе. В составе Совета директоров 4 первых заместителя председателя Совета и другие его заместители, отвечающие за определенные направления деятельности центрального банка. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.

В Федеративной Республике Германия, например, высшим органом центрального банка - Бундесбанка является Совет центральных банков, куда входит президент центрального банка (председатель Совета), вице-президент, члены Совета директоров и президенты центральных банков земель (ландесцентральбанков). В этом случае все указания также исходят от данного центра, осуществляющего в том числе и назначение своих членов Совета директоров, исполняющих принятие решения.

Во Франции верхним звеном управления является Генеральный совет, возглавляемый управляющим Банка Франции. Централизм управления здесь усиливается за счет полномочий управляющего, который руководит Банком Франции, наделен широкими полномочиями и правами, практически определяет общие направления деятельности всех подразделений банка. В его подчинении также два заместителя, которые, так же как и управляющий Банка Франции, назначаются советом министров страны.

Генеральный совет рассматривает общие вопросы управления центральным банком, в том числе кадровые проблемы и штатное расписание, бюджет банка, балансовый отчет, проект использования прибыли, отчисления дивидендов правительству и др. Генеральный совет делегирует своему председателю (управляющему Банка Франции) такие важные полномочия, как определение порядка денежных интервенций, размера процентных ставок, представление отчета о деятельности Банка Франции президенту страны.

В Генеральный совет входит Совет по денежной политике, который состоит из управляющего Банком Франции, его двух заместителей и 6 высококвалифицированных специалистов в области денежно-кредитных отношений, экономики и финансов. Данный Совет собирается по инициативе председателя Генерального совета не реже одного раза в месяц.

Высшим органом Банка Канады является Совет директоров, состоящий из управля­ющего, старшего заместителя управляющего и 12 директоров. Совет собирается в среднем около восьми раз в год. При нем на постоянной основе функционирует исполнительный комитет, который включает в себя управляющего Банком Канады, его старшего заместителя и двух-четырех директоров, которые избираются Советом.

В США руководящим органом Федеральной резервной системы является Совет управляющих, состоящий из семи членов. Главным в деятельности Совета управляющих является разработка денежно-кредитной политики. В его компетенцию входит определение резервных требований, утверждение процентной ставки, контроль за деятельностью федеральных резервных банков, разработка положений, защищающих потребителей банковских услуг. Совет управляющих ФРС осуществляет общее руководство федеральными резервными банками, в том числе утверждает их бюджеты, пересматривает процентные ставки, а также определяет политику в операциях с ценными бумагами на открытом рынке.

Считается, что при общем принципе централизации управления такая модель построения центрального банка дает больше прав для последующих звеньев управления - федеральным резервным банкам, которые образуют свой Совет директоров, состоящий из 9 членов, 6 из которых банки избирают сами, 3 - назначаются верховной властью - Советом управляющих ФРС. При этом примечательно и то, что директора Совета подразделяются на три группы (классы). Первые две группы директоров (А и Б) избираются банками - по одному члену соответственно от мелких, средних и крупных банков, а по группе В - по одному от представителей небанковского сектора. Директора класса С назначаются от общества Советом управляющих.

Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления центрального банка как системы.

Принцип разделения властных полномочий

Наряду с принципом централизованного построения довольно отчетливо просматривается и другой принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т.п.), как первого уровня органов управления, выделяются и другие уровни (звенья), в том числе территориальные банки (управления) и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.), образующие четвертое звено в иерархии власти и полномочий.

В Российской Федерации вертикальная структура управления представлена 59 территориальными банками, 19 национальными банками, 5 отделениями ГТУ, 1165 РКЦ (второй уровень), полевыми учреждениями банка (третий уровень) и предприятиями инфраструктуры (четвертый уровень), в форме центрального и межрегиональных хранилищ, учебных центров и др.

В ФРГ помимо Бундесбанка как высшего звена управления выделяются 9 центральных банков земель и 190 их филиалов (второй уровень).

Во Франции помимо центрального аппарата Банка Франции функционируют центральное подразделение в Париже и 212 филиалов, работающих в различных регионах страны (второй уровень).

Федеральная резервная система США по своей организационной структуре также разделена на несколько звеньев. Кроме Совета управляющих ФРС она охватывает, как отмечалось, 12 федеральных резервных банков и 25 их отделений, расположенных в наиболее крупных городах страны. Эти банки и их отделения составляют второе звено организационной структуры. Третьим звеном выступает Федеральный комитет по операциям на открытом рынке. Его образует Совет управляющих ФРС и федеральные резервные банки.

Внутри каждого звена довольно заметно просматривается принцип регионального размещения. Как уже говорилось, в Российской Федерации функционируют 78 региональных банков (в том числе 19 национальных), обслуживающих территорию соответствующих областей, краев и автономных республик.

Важную роль играют национальные традиции, конституционное устройство государства, ресурсы и потенциал территорий. Понятно поэтому, насколько Россия по своему устройству является федерацией - в составе системы ее центрального банка действуют 19 национальных банков, расположенных на территории соответствующих республик.

Функционирование девяти центральных банков земель в ФРГ обусловлено политическим устройством государства, состоящим из отдельных земель Федеративной Республики Германия. В своем названии федеративные земельные банки сохранили при этом название соответствующих земель.

В Канаде как федеративном государстве, объединяющем 10 провинций, действуют региональные банки, а их директора входят в Совет директоров Банка Канады.

В США территория страны, как известно, разделена на 12 федеральных резервных округов; при этом границы территорий округов не совпадают с границами территорий штатов. Эмиссионные и другие операции данные банки осуществляют в границах всего федерального резервного округа, а не в пределах штата.

Функциональный принцип

Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его деятельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

Проиллюстрируем действие данного принципа на примере Банка России. Как отмечалось, у Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых заместителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:

  • у одного из них - это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;
  • у второго - Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;
  • у третьего - Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;
  • у четвертого - Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.

Представленное распределение обязанностей первых заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации довольно четко отображает его целевую ориентацию, задачи и полномочия. Все они в большей или меньшей степени непосредственно связаны с денежно-кредитным регулированием, каждый решает какую-то одну наиболее важную задачу, будь то организация эмиссионно-кассовых операций или макроэкономические процессы и операции на открытом рынке, расчеты или организация банковского регулирования и надзора.

Подразделения высшего исполнительного органа Бундесбанка - Совета директоров, подчиняющегося в своих действиях Совету центральных банков, определяющему денежно-кредитную и валютную политику, разграничивающему области компетенции других органов банка, отвечают, соответственно, за валютные операции, операции на открытом рынке, операции с государством и его денежными фондами, операции с кредитными учреждениями. В Банке Франции центральные подразделения представлены Главным управлением расчетно-кассовых организаций, Главным управлением по кредитованию, Главным управлением иностранных операций, Главным управлением по производству банкнот.

Функциональный принцип прослеживается и в деятельности ФРС США, где Совет управляющих и его подразделения разрабатывают денежно-кредитную политику, обеспечивают функционирование платежной системы, надзирают и регулируют деятельность различных кредитных учреждений. Для организации операций на открытом рынке в рамках всего функционального комплекса ФРС создан специальный Федеральный комитет.

Функциональный принцип действует и в структуре другого звена системы центральных банков - территориальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в области денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо через свои операционные управления, либо опосредовано в порядке передоверия РКЦ.

Принцип согласования с интересами других субъектов

Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выполнению его главных целей и задач.

Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационного построения центрального банка играет создание Национального банковского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др. В состав НБС численностью 12 человек входят по 3 представителя от палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В сравнении с 1995 г. полномочия НБС несколько изменились. Численность его членов сократилась до 12 человек, в его состав уже не входят представители кредитных организаций (ранее было 3 представителя), а также эксперты (ранее был один представитель). Председателем НБС стал министр финансов Российской Федерации (ранее председателем был Председатель Банка России). Одновременно НБС приобрел некоторые дополнительные полномочия (в том числе рассматривает смету расходов Банка России, назначает его внешнюю аудиторскую организацию и др.).

Традиции согласования действий проведения консультаций с экономическими субъектами характерны и для других стран. В ФРГ, к примеру, при центральных банках земель функционируют совещательные органы в форме советов, куда входят представители не только банковской системы, но и различных отраслей экономики, а также лица, работающие по найму. Членов советов назначает президент Бундесбанка, их кандидатуры представляют соответствующие правительства. На заседаниях каждого Совета вместе с президентом и членами правления банка обсуждаются вопросы денежно-кредитной политики, конкретные меры, которые следует предпринять для ее реализации на региональном уровне. Все это позволяет Бундесбанку поддерживать необходимый контакт с представителями различных сфер экономики, четче представлять их потребности в платежах и кредитах, при необходимости корректировать свою политику.

Довольно отчетливо проявляется рассматриваемый принцип в деятельности и организационной структуре органов ФРС США. Среди ее звеньев видное место занимает Федеральный консультативный совет, состоящий из 12 членов (по одному представителю от каждого из 12 резервных банков). Члены Совета назначаются сроком на один год и регулярно переизбираются на следующий срок. Функционируя как консультативный орган, Совет разрабатывает рекомендации по совершенствованию эмиссионной деятельности, кредитной политике, операций с золотом и взаимоотношений с иностранными банками.

В рамках ФРС созданы также Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Совещательный совет по сберегательным учреждениям. В каждом федеральном резервном банке один из 9 директоров (директор класса В) представляет небанковский сектор соответствующего федерального округа.

Даже во Франции, где, как отмечалось, довольно высок уровень централизации властных полномочий, при каждом из 212 филиалов работает соответствующий консультативный совет, состоящий из 6, а иногда и из 17 человек (в зависимости от размера филиала), в том числе включающих известных предпринимателей. Назначает членов консультативных советов филиалов Генеральный совет по рекомендации управляющего Банка Франции. Срок их полномочий составляет 3 года. Советники представляют директору филиала свои соображения о состоянии и направлениях развития бизнеса в регионе, дают рекомендации по организации денежно-кредитных отношений.

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Татьяна Братченко
Татьяна Братченко

При сдачи теста № 9 по курсу "Организация деятельности Центрального банка" в задании № 5 был вопрос - Что изображено на банкноте достоинством 1000 рублей. И варианты ответов. Вариант 1 и вариант 2 содержали правильные ответы (изображение Ярославля). При ответе я нажала вариант 1. Мне его не защитали. Почему?