Опубликован: 17.04.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 989 / 203 | Длительность: 21:30:00
Специальности: Историк
Лекция 20:

Тропическая и Южная Африка: общие закономерности развития в первой половине XX в.

< Лекция 19 || Лекция 20: 1234 || Лекция 21 >

7.1.1. Особенности колониализма в Черной Африке. Колониальный раздел к периоду Первой мировой войны

Тропическая и Южная Африка, ставшая объектом жестокой конкуренции между капиталистическими державами, была разделена на несколько десятков колоний. К концу Первой мировой войны 90,4% площади Черной Африки отошли Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Португалии, Испании. Наибольшее число территорий и населяющие их народы были захвачены Великобританией и Францией. Первой стало принадлежать 38% земель с населением 77 млн человек, другой - 43% и 51 млн населения.

Только три государства Африки южнее Сахары формально остались независимыми; это Эфиопия, Либерия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Истории образования и развития этих трех государств кардинально различались. Эфиопское государство, существовавшее со времен Древнего мира, создавалось усилиями коренного населения, отстоявшего свою независимость в борьбе против европейских колонизаторов. Республика Либерия (1847) была создана бывшими американскими рабами, получившими свободу и вернувшимися в Африку на родину своих предков. ЮАР возникла как объединение государств, основанных европейцами, голландцами и англичанами, ставшими со временем белыми африканцами.

Стремление к аннексии африканских стран определялось как экономическими (поиски рынков сбыта и источников сырья), так и политическими (военно-стратегическими, престижными и др.) причинами. Экономическая и политическая амбициозность планов колонизаторов отразилась в их стремлении создать обширные колониальные владения в зоне Тропической и Южной Африки. Великобритания, например, вынашивала проект образования непрерывной цепи владений от Южной до Северной Африки по линии Кейптаун - Каир. Франция в свою очередь стремилась к созданию сплошного массива своих владений от Сенегала до Сомали.

Уже незадолго до Первой мировой войны начался процесс объединения отдельных колоний в региональные колониальные владения со своим законодательством и административным центром. Так, на карте Африки в 1904 г. появилась Французская Западная Африка (ФЗА). ФЗА включала 8 колоний: Французскую Гвинею (ныне Гвинейская Республика), Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар), Верхнюю Вольту (Буркина-Фасо), Дагомею (Бенин), Мавританию, Нигер, Сенегал и Французский Судан (Мали). Административным центром ФЗА стал г. Дакар (Сенегал). В 1910 г. создается Французская Экваториальная Африка (ФЭА). В состав ФЭА вошли четыре колонии: Габон, Чад, Французское Конго (Конго) и Убанги-Шари (Центрально-Африканская Республика). Административным центром ФЭА стал г. Браззавиль (Конго). Франция владела и колониями в Восточной Африке -Французским Берегом Сомали (Джибути), Коморскими островами (Федеральная Исламская Республика Коморские Острова) и Мадагаскаром.

Вся Африка южнее реки Замбези стала сплошной территорией английских владений. В состав Британской Южной Африки вошли Южно-Африканский Союз (ЮАС), Басутоленд (Лесото), Бечуаналенд (Ботсвана), Свазиленд, Южная и Северная Родезия (Зимбабве и Замбия). Юридическое положение южноафриканских владений Англии не было одинаковым: Басутоленд, Бечуаналенд, Свазиленд и Северная Родезия считались протекторатами. Южная Родезия имела статус английской самоуправляющейся белой колонии, а ЮАС вошел в состав Британской империи на правах доминиона.

В Восточной Африке владениями Великобритании были протекторат Ньясаленд (Малави), протекторат Британское Сомали (Сомалиленд) и Британская Восточная Африка, включавшая территории современной Кении и Уганды.

Владениями Великобритании в Западной Африке являлись колония и протекторат Нигерия, колония Золотой Берег (Гана), колония и протекторат Сьерра-Леоне, колония и протекторат Гамбия.

Бельгия владела одной, но по территории самой большой из всех колоний Африки - Бельгийским Конго (Конго), Португалия - Анголой, Мозамбиком и Португальской Гвинеей (Гвинея-Бисау). У Италии были две колонии - Эритрея и Сомалийя (Итальянское Сомали). Все испанские колонии были очень невелики и располагались в Западной Африке; это Рио-Муни, острова Фернандо-По, а также малонаселенная и пустынная Испанская Сахара.

Владениями Германии в Африке являлись Того и Камерун, Германская Юго-Западная Африка (Намибия), а также Руанда-Урунди (Бурунди).

7.1.2. Особенности систем колониального управления

После раздела Черной Африки стали формироваться колониальные органы управления, состоящие из администрации метрополий. Прежний метод постоянного военного управления был дорогостоящ и малоэффективен. В колониях началась передача власти из рук военных-европейцев в руки чиновникам-европейцам, с привлечением к управлению и некоторых представителей местного населения, что сначала носило лишь показной характер. Но со временем становилось очевидным, что без хотя бы минимальной социальной опоры в среде африканского населения нельзя было обеспечить его эффективную колониальную эксплуатацию. В помощь европейской администрации привлекались племенные вожди, другие местные правители, готовились и кадры чиновников из числа местных жителей. Этим занимались главным образом миссионерские школы.

Характер складывавшейся системы колониального управления обусловливался конкретными условиями: с одной стороны, уровнем развития завоеванной страны, силой сопротивления местного населения колониальным порядкам, с другой - наличием и масштабностью европейских поселенческих общин в колониях. Разнообразные способы привлечения африканцев к управлению в основном сводились к двум формам: прямому и так называемому косвенному (дословно: непрямому) управлению. Система прямого управления чаще использовалась во французских колониях, косвенного - в английских протекторатах. Предпочтение прямому управлению в своих колониях отдавали также Португалия, Бельгия, Германия. Однако в так называемых поселенческих колониях (Кения, Южная Родезия и др.) и англичане использовали вариант прямого управления. Несмотря на их внешние различия, обе системы сохраняли внутреннее единство, представляя собою формы политического порабощения колониальных народов, направленные на укрепление господства европейцев.

При прямой системе управления, как правило, местные традиционные институты власти подвергались переформированию, становясь низовыми звеньями колониальной административной системы. Во всех звеньях этой системы насаждалось европейское делопроизводство и юриспруденция. Вожди африканских племен и другие местные правители фактически становились чиновниками колониального аппарата со своими денежными окладами и выделенным для них числом подданных. Частыми были случаи их смещения и перевода из одного административного района в другой. Такие туземные чиновники делились по категориям, в зависимости от уровня образования и заслуг перед колонизаторами.

Другой характерной чертой прямой формы колониального управления являлась проводимая европейской администрацией политика так называемой ассимиляции или натурализации. Она осуществлялась главным образом Францией и Португалией. Первая исходила из принципов Великой французской революции, провозгласившей равенство рас, вторая - из идеи образования португальской великой многорасовой общины. Некоторым африканцам предоставлялась возможность стать полноправными гражданами метрополий. Однако получить такое гражданство мог не каждый. Так, например, закон "О натурализации" (1912 г.) предусматривал, что французское гражданство может приобрести всякий родившийся во Французской Западной Африке, если он доказывал свою преданность французским интересам, прослужил не менее 10 лет на государственной или частной французской службе, умеет читать и писать по-французски, имеет средства к существованию и обладает хорошим характером. Все, кто не соответствовал этим требованиям, рассматривались как подданные Французской империи. Аналогичные требования предъявляла и португальская колониальная администрация для желающих перейти из категории нецивилизованных народов в цивилизованные. К концу 1930-х гг. "черных европейцев" во французских колониях насчитывалось до 80 тыс. человек, а в португальских - около 26 тыс.

Сущность косвенной системы, в отличие от прямой, заключалась в том, что при ней, как правило, в рамках созданных колоний сохранялись доколониальные традиционные государственные и племенные объединения с их институтами власти. Однако само содержание деятельности местной власти полностью менялось. Она была переориентирована на обслуживание верховной колониальной администрации и выполнение поступающих с ее стороны указаний. Руководители местной власти, традиционной знати сохраняли все внешние атрибуты их должности. Такой правитель мог оставаться на своем посту всю жизнь, если не скомпрометировал себя перед колониальной администрацией. Деятельность африканских правителей регламентировалась изданными от имени английской короны тремя основными законами - о туземных властях, туземных судах и туземных доходах.

Закон о туземных властях, впервые принятый еще в 1907 г. для Северной Нигерии и распространенный затем на все другие английские колонии в Тропической Африке, официально закреплял контроль африканских властей над местным населением. Вождям гарантировалась поддержка всей системы английской колониальной администрации. Право утверждать того или иного туземного правителя было закреплено за губернатором, который один мог изменить, приостановить или отменить это утверждение. Власть признанных англичанами правителей зиждилась на закреплении за ними исполнительных функций. Туземная администрация была обязана обеспечивать безопасность и общественный порядок на территориях, вверенных ее контролю. На нее возлагали также контроль за состоянием дорог, рынков, общественных зданий, в том числе гостиниц и жилых помещений европейских чиновников.

В соответствии с законом о судах деятельность африканских судебных инстанций строго контролировалась английскими чиновниками. Суды имели ограниченную компетенцию. Английские резиденты обладали правом назначать председателя туземного суда, его заместителя, любого члена суда, а также смещать их.

Особую заинтересованность английская колониальная администрация проявляла в неукоснительном сборе прямых налогов с африканского населения. Сбор налогов тоже был возложен на туземные власти. В соответствии с законом о туземных доходах в английских колониях создавались так называемые туземные казначейства, в которых оставалась определенная часть собранных ими налогов. На средства, поступавшие в туземные казначейства, содержалась африканская администрация.

Верховная власть в британских владениях в Тропической Африке сосредоточивалась в руках губернаторов, представителей английской короны. Основную административную работу осуществляли учрежденные при них центральные секретариаты, за которыми был закреплен контроль над финансами, железнодорожным строительством, телеграфной службой, а также руководство Вооруженными силами и работой по разведке источников минерального сырья.

Использование системы косвенного управления, в целом, и наличие в ней туземной власти, в частности, позволяли теоретикам английской колониальной политики говорить о склонности англичан развивать у отсталых народов формы демократического самоуправления, а также о том, что такая система являлась для этих народов школой государственности. На деле, сохраняя в качестве своей главной социальной опоры феодальную и полуфеодальную верхушку, англичане "консервировали" традиционные порядки в африканских обществах, используя их в корыстных целях. Создавалась лишь видимость допущения местного населения к управлению колониями при сохранении в руках колонизаторов всей полноты реальной политической и административной власти.

Полное разрушение доколониальных политических объединений и традиционных институтов власти было произведено во владениях Бельгии. Бельгийские колонизаторы отказывали конголезцам не только в праве, но и в способности распоряжаться своей судьбой. На этой основе ими была сформулирована концепция так называемого патернализма, установления "отеческой опеки" над африканскими народами.

< Лекция 19 || Лекция 20: 1234 || Лекция 21 >
Елена Максимова
Елена Максимова

Здравствуйте. Я записалась на бесплатный вариант курса "История стран Азии и Африки в новейшее время", но если в процессе изучения я пойму, что мне бы хотелось получить удостоверение о повышении квалификации, я смогу перейти на вариант повышения квалификации? 

Марта Цыркунова
Марта Цыркунова

Добрый вечер!

Скажите,пожалуйста,итоговый экзамен по курсу стоит на 16 ноября,то есть по истичении этого срока я не смогу сдать экзамен?

С уважением,Марта

 

Елена Игнатко
Елена Игнатко
Россия, Москва
Юлия Шельдешова
Юлия Шельдешова
Россия, Астрахань, Астраханский государственный университет