Опубликован: 26.10.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 324 / 7 | Длительность: 08:16:00
Специальности: Менеджер, Экономист
Лекция 2:

Определение предложения и спроса

< Лекция 1 || Лекция 2: 1234 || Лекция 3 >

2.1 Определения

В Главе 1 мы определили модель рынка, как систему, на вход которой поступают случайные потоки товаров (в общем случае отличающихся друг от друга). Под товаром понимается, любое изделие или услуга, предлагаемая для продажи. Это может быть молоко и другие предметы питания, автомобили, дома, акции, строительные фирмы, предлагающие услуги по строительству домов и т.д.

Этот входной поток будем называть предложением.

Как мы договорились, будем считать, что поток предложений поступает непосредственно в систему потребления, которая может приобрести этот поток товаров немедленно или с некоторой задержкой.

Для того , чтобы была некоторая аналогия с системой массового обслуживания процесс принятия потока товаров мы будем называть процессом обслуживания потока товаров. Способность принять этот товар мы этой главе мы будем оценивать с помощью величины спроса (прим.: Обращаем внимание, что термин спрос имеет в экономической литературе и другие определения).

Итак, мы определили, что система производства на рынке состоит из групп производителей, которые поставляют поступающие на рынок случайные потоки товаров.

Группы потребления приобретают этот товар, и заняты его потреблением на время равное длительности потребления, после чего освобождаются для дальнейшего приобретения и потребления товаров

Пусть рынок имеет v групп потребления (рис. 2.1). Наблюдаем за этими группами в течение промежутка времени [t_1 ,t_2) .

Обозначим через

\tau _i , i=1,2 ,...,v - сумму отрезков времени, в течение которого iгруппа была занята за промежуток времени [t_1 ,t_2 ). Тогда под обслуженным за промежуток времени [t 1 ,t 2 ) предложением товаров Y_{0бсл.} (t_1 ,t_2 ) понимают сумму времён занятия всех групп потребления.

 Определение обслуженного предложения

Рис. 2.1. Определение обслуженного предложения

Y_{обсл.} (t_1, t_ 2) = \sum_{i=1}^{v}  \tau _i - это определение обслуженного предложения.

Для формального определения спроса и предложения необходимо ввести единицу измерения величин спроса и предложения.

2.2. Единицы измерения предложения и спроса. Удельное относительное потребление

Исследование этого вопроса начнем с цитаты Кейнса [15, Глава 6, 352 с].

"Трудности, которые больше всего мешали мне при написании этой книги, и я не мог четко сформулировать свои мысли; во-первых, выбор единиц измерения, пригодных для исследования экономической системы в целом; ….."

Далее Кейнс пишет;

"Тот факт, что единицы измерения, которыми обычно пользуются экономисты, неудовлетворительны, можно проиллюстрировать на следующем примере:

Концепции национального дохода, запаса реального капитала и общий совокупный объем, производимых обществом товаров и услуг представляет собой разнородный комплекс, который, строго говоря, не может быть измерен, за исключением некоторых специальных случаев, когда, например, все элементы одного набора производимых товаров и услуг содержатся в той же пропорции в другом наборе товаров и услуг этого уровня цен. "

В результате Кейнс выбрал в качестве единицы измерения деньги:

"Поэтому, рассматривая теорию занятости, я буду пользоваться только величиной совокупных объемов: выраженной в деньгах суммой ценностей".

В этой книге для применения методов теории массового обслуживания при расчете величин предложения и спроса в качестве единицы измерения вводится величина - удельное относительное потребление.

Рассмотрим последовательно это понятие.

Под удельным относительным потреблением мы будем понимать отношение реального потребления за заданный период P_{реал} к максимально возможному P_{макс}.

y=P_{реал} /P_{макс}

Реальное и максимальное потребление выражаются в единицах данного товара (штуках, пакетах, денежных единицах).

Относительное потребление является числовым индикатором таких важных экономических понятий как склонность к потреблению, бедности и богатства общества [15].

Относительное потребление показывает возможности участия данного объекта в потреблении (аналог удельной нагрузки в теории массового обслуживания). Оно указывает насколько потребитель готов к покупке товара. Если y=1, то потребитель в данный период не будет покупать товар, другие значения говорят, насколько удовлетворены запросы этого потребителя.

Например, из сайта на Интернете [25] можно узнать, что в России потребляют по 25 литров молока в месяц, а Скандинавы 40 литров в месяц. Максимально рекомендуется потреблять 50 литров в месяц. Не проводя анализ на достоверность, примем эти цифры за истину.

Тогда относительное потребление будет равно для скандинавов 40/50=0,8, а в России 25/50=0.5.

Для продажи молока эти цифры говорят о многом.

  1. Склонность к потреблению молока в Скандинавии больше, хотя близка к насыщению. Продажа товаров на насыщенном рынке приводит к большим потерям, которые тем выше, чем больше удельное относительное потребление приближается к 1. Это означает, что потребности данного рынка почти удовлетворены.

  2. Судя величине удельного относительного потребления перспективы продажи молока в России выше, поскольку рынок не насыщен.

    Однако надо сделать оговорку. Кейнс делил склонность к потреблению на субъективную и объективную. Он писал [15, книга третья. Cклонность к потреблению. глава 8 ] .

    "Для того, чтобы сделать наш анализ более четким, целесообразно расчленить эти мотивы на две большие группы: в первую из них мы будем включать субъективные, а во вторую - объективные факторы. Субъективные факторы, описывают те психологические особенности человеческого характера, а также те общественные привычки и институты, которые, хотя и не являются неизменными, все же едва ли подвержены существенным переменам в течение коротких промежутков времени (за исключением каких-либо выходящих из ряда вон обстоятельств или революционных потрясений). "

    В нашем примере низкий уровень относительного потребления указывает на наличие в среднероссийском поведении субъективного фактора, но в то же время указывает на перспективность его преодоления (реклама, разработка соответствующих российским вкусам молочных продуктов).

  3. Удельное относительное потребление может служить для измерения уровня бедности и богатства.

Насыщенность населения жизненно важными товарами обычно исчисляют количеством потребления на человека за определённый период (месяц, год). Удельное относительное потребление указывает степень насыщенности (отношение максимального потребления к реальному потреблению). Рассматриваемый пример не может служить таким показателем, поскольку в нем большая доля субъективных факторов.

Низкая величина удельного относительного потребления указывает на бедность, если эта величина обусловлена отсутствием материальных средств.

Последнее, что следует указать, это роль удельного относительного потребления продуктов питания. В большинстве случаев это величина может носить медицинскую оценку.

В этом случае относительное потребление указывает, на то, что какими-то продуктами, население не обеспечено для нормальной жизни, а какие-то товары потребляются избыточно для здоровья.

< Лекция 1 || Лекция 2: 1234 || Лекция 3 >
Данибор Микалюкин
Данибор Микалюкин
Россия
Сумеон Верхкивкер
Сумеон Верхкивкер
Россия