Форма обучения:
дистанционная
Стоимость самостоятельного обучения:
бесплатно
Доступ:
свободный
Документ об окончании:
 
Уровень:
Для всех
Длительность:
20:52:00
Студентов:
903
Выпускников:
7
Экономика – область знаний, в которой затруднены, а часто и невозможны, эксперименты.
Все объекты исследования по-своему уникальны, трудно сопоставлять результаты в контрольной и экспериментальной группах. В этом случае обращение к истории экономической мысли является возможностью проверить не только предсказательную силу современных экономических теорий апостериори, но и понять - в чем ошибались экономисты прошлого. Понимание их ошибок позволяет современному исследователю экономических процессов не наступать повторно на интеллектуальные «грабли» и избегать простых, популистских рецептов достижения богатства и счастья. Понимание ошибок прошлого снижает вероятность совершения ошибок в будущем. История экономических учений, как учебная дисциплина, представляет собой кладезь идей, зачастую неверных, но иногда и несправедливо отброшенных. Изучение этих идей, их анализ и критика позволяют совершенствовать экономический анализ и делать его более эффективным.
Специальности: Историк, Экономист
 

План занятий

Занятие
Заголовок <<
Дата изучения
Лекция 1
57 минут
Введение в экономическую методологию
Индукция и дедукция. Принцип аддукции: озарение, статистическая проверка, построение модели, прогноз, подтверждение/опровержение прогноза. Верификация. Принцип фальсификации Карла Поппера. Абсолютизм vs релятивизм. Ядро Лакатоша vs концепции научных революций Куна. Что я знаю? И откуда я знаю, что я это знаю?
-
Тест 1
24 минуты
-
Лекция 2
48 минут
Меркантилизм и проблемы геополитики
Принципы меркантилизма. Страсть к накоплению. Механизм золотоденежных потоков Юма. Колонии и метрополии. Должники vs. кредиторы. Дилемма узника. Неэластичность спроса на экспорт и спроса на импорт. Условия, при которых меркантилизм становится верной концепцией. Почему в России почти всегда популярен меркантилизм?
-
Тест 2
24 минуты
-
Лекция 3
1 час 4 минуты
Физиократия и концепция ключевого ресурса
Земля дешеветь не может. Эластичность предложения факторов производства. Концепция ключевого ресурса. Идея единого налога Генри Джорджа. Условия, при которых физиократы будут правы. Экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель кругооборота доходов. Был ли В.И. Ленин физиократом?
-
Лекция 4
51 минута
Адам Смит и основы менеджмента
Идея разделения труда и специализации. Принцип абсолютных преимуществ. Специализация vs. диверсификация. Человеческий капитал и концепция чистого листа. Теорема Рыбчинского и кривая производственных возможностей. Производительный и непроизводительный труд. "Невидимая рука" рынка. Почему концепция выгод от специализации может оказаться неверной?
-
Тест 4
24 минуты
-
Лекция 5
1 час 39 минут
Давид Рикардо и введение в теорию международной торговли
Закон железной заработной платы. Трудовая теория ценности. Дифференциальная земельная рента. Технический прогресс в системе Давида Рикардо. Закон сравнительных преимуществ. Модель сравнительных преимуществ в условиях фиксированных мировых цен. Как должны и как распределяются выгоды от научно технического прогресса?
-
Лекция 6
43 минуты
Томас Мальтус и начала демографии
Аналитическая схема Мальтуса. Превентивные и естественные ограничители роста населения. Эмпирическое содержание теории Мальтуса. Рост производительности труда в сельском хозяйстве в арифметической прогрессии. Рост населения в геометрической прогрессии. Теория оптимальной численности населения и ее критика. Нужно ли помогать бедным с точки зрения Мальтуса?
-
Тест 6
24 минуты
-
Лекция 7
49 минут
Иоганн фон Тюнен и принципы экономической географии
Насколько изолировано государство? Немецкая экономическая школа. Изолированное государство Иоганна фон Тюнена. Изменение ренты в зависимости от удаленности от центра. Теория размещения промышленных предприятий Альфреда Вебера. Проблема двух точек. Проблема трех точек. Теория центрального места Вальтера Кристаллера и правило ранг-размер. Приведет ли развитие коммуникаций к исчезновению городов?
-
Тест 7
24 минуты
-
Лекция 8
49 минут
Карл Маркс и теория эксплуатации
От простого труда к сложному. Нормативный марксизм. Норма прибыли vs. прибавочная стоимость. Проблема ценности. Меновая и потребительная стоимости. Эксплуатация и прибавочная стоимость: c+v+m. Органическое строение капитала. Тенденция нормы прибыли к понижению. Относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Марксистская безработица как создание индустриальной резервной армии пролетариата. Что будет после капитализма?
-
Лекция 9
1 час 6 минут
Маржинализм. Богатство = экономика+математика
Различия между маржинальным и классическим подходами к предмету изучения экономистов. Карл Менгер, Уильям Джевонс, Леон Вальрас. Предельный подход как отправная точка развития микроэкономики. Понятие предельного подхода. Принципы оптимизации и максимизации в маржинализме. Аналитическая схема Вальраса. Эндаумент. Остаточный спрос. Определение уровня цен в экономической системе
-
Тест 9
24 минуты
-
Лекция 10
1 час 19 минут
Альфред Маршалл и принципы экономикс
Полезность в понимании Альфреда Маршалла. Азартные игры и страхование: гипотеза Фридмена-Севеджа. Доводы за прогрессивное налогообложение. Маршалианский крест. Как формируется кривая рыночного предложения. Равновесие. Предельное число фирм в отрасли в условиях совершенной конкуренции. Понятие компенсирующей кривой спроса. Излишек потребителя. Издержки и кривая предложения. Функция средних издержек в долгосрочном и краткосрочном периоде. Спрос равен предложению? Как измерить счастье?
-
Тест 10
24 минуты
-
Лекция 11
1 час 12 минут
Институционалисты и основы экономической антропологии
Торнстейн Веблен и его "Теория праздного класса". Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена. Вебленовские эффекты и кривые спроса. Принцип горизонтального суммирования. Монопольное ценообразование. Сетевые эффекты. Развитие идей Веблена Джоном Гэлбрейтом. Какие категории населения нужно относить к "праздному классу", а какие к "технократам"? Где искать праздный класс? Насколько значимо окружение в принятии решений?
-
Лекция 12
1 час 5 минут
Джон Мейнард Кейнс и возникновение макроэкономики
Проблема ограничений по спросу и предложению Вернер Зомбарт и потребление роскоши. Смысл кейнсианского подхода. Кейнсианская функция потребления. Кейнсианский крест Джона Хикса. Мультипликационные эффекты. Существование QWERTY-эффектов и их значимость. Эффект храповика. Философия кейнсианства. Допинг. Это хорошо или плохо?
-
Лекция 13
57 минут
Неоклассическая макроэкономика. Теория реальных производственных циклов
Аксиоматика неоклассического подхода. Концепция реального производственного цикла Роберто Барро. Кривая совокупного спроса и совокупного предложения в трактовке Роберто Барро. Роль налогов, государственных закупок, цен и процентных ставок в эффективном функционировании экономической системы. Почему банки не предлагают вкладчикам и заемщикам опцию "фиксированный реальный процент плюс поправка на инфляцию"?
-
Лекция 14
54 минуты
Экономический империализм и проблема стимулов к инновациям
Перспективные развития экономической мысли: душа vs. организационные структуры. Труд и ожидания как первичные факторы производства. Понятие окольности. Человеческий, социальный и другие виды капитала. Майкл Спенс. Образование: инвестиция или сигнал? Фрэнк Найт. Как долго рациональный индивид должен принимать рациональное решение? Рональд Коуз. Монополия и ее конкуренция самой с собой Йозеф Шумпетер. Динамическая эффективность и оправдание монополии. Радикальные и нерадикальные инновации. Модель выгод от вложения в нерадикальные инновации для ситуации монополии и олигополии
-
Лекция 15
6 минут
Российские экономические слоны
Евгений Слуцкий, Евсей Либерман, Василий Леонтьев, Леонид Канторович, Револд Энтов, Виктор Полтерович
-
Тест 15
24 минуты
-
1 час 40 минут
-
Нушервон Раджабов
Нушервон Раджабов

Не работает плеер, вообще не грузится. Исправьте пожалуйста ошибку с проигрывателем)

Анна Винограденко
Анна Винограденко

перестали открываться видео лекции, на их месте просто белый экран, флеш плеер на остальных сайтах работает нормально.

Елена Игнатко
Елена Игнатко
Россия, Москва
Олег Науменко
Олег Науменко
Узбекистан, Ташкент, Национальный университет Узбекистана