Опубликован: 19.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1322 / 232 | Длительность: 21:07:00
Лекция 6:

Инновационное проектирование

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Ключевые слова: НИОКР, программа, поиск, координация, выражение, цикла, ПО, представление, алгоритм, анализ, статистика, подразделения, объект, определение, project, определение проекта, работ, распределение ресурсов, функциональная схема, механизмы, технико-экономические показатели, прибыль, значимость, инфраструктура, активность, распределение прав, распределение функций, manager, место, интегратор, жизненный цикл проекта, стоимость, очередь, предметной области, класс, значение, БД, расходы, сочетания, связь, программирование, сеть, конверсия, улучшение, объединение, группа, управление проектом, project management, контроль, MRP, ERP, management, операции, базы данных, BPR, total, quality management, TQM, improvement, cpi, Дополнение, принятия решений, knowledge management, group, затраты, цели проекта, фирма, BODY, knowledge, ISO, ICB, international, baseline, международный стандарт, ISO 9000, деятельность, контекст, information, technology, software life cycle, guide, life cycle, system, информационные технологии, процессы жизненного цикла, жизненный цикл, development, глоссарий, controlled, метод управления, computer, AND, agency, компонент, ANSI, PMP, опыт, сертификация, Интернет, критерий отбора, APM, GPM, конечные, команда, Глобализация, потенциал, Немецкие, доходность, минимум, альтернативные, сегменты, амортизационные отчисления, ресурс, акционеры, франчайзинг, кредит, активы, инновация, capital, отношение, процентная ставка, деловая репутация, поддержка, интеграция, норма, финансовые инструменты, путь, графика

6.1. Сущность и понятие инновационных проектов и программ

В управлении инновационным циклом, включающим стадии НИОКР, производства, реализации и потребления, особо важная роль отводится формированию эффективных инновационных процессов. Их организация и управление связаны прежде всего с выделением, описанием и анализом предметов управления. В соответствии с устоявшейся практикой и теорией, в качестве объектов управления выделяются инновационные цели, идеи, проекты и программы.

Инновационные цели. Организации в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатывают цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ и выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей, т.е. стратегиями, в этом случае служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие.

Первые обеспечивают постепенное нарастание потенциала и его сохранение, вторые дают возможность резко повысить его уровень, преодолеть накапливающийся технологический разрыв, приобрести новое качество потенциала.

Состав стратегий инновационного развития организации определяется видами предполагаемых нововведений: созданием и освоением новых продуктов (услуг), технологий, способов организации производства, рынков, структуры, систем управления. Для организации процесса реализации данных стратегий формулируются инновационные цели, например, разработать и освоить производство нового продукта, перейти на новую технологию и т.п.

Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности организации (конкретных исполнителей и ответственных руководителей) в виде определенного нововведения (инновации), реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленного на качественное (существенное или радикальное) развитие организации.

Организация инновационной деятельности всех субъектов инновационного процесса предполагает структуризацию инновационной цели, т.е. построение дерева целей. Структура "дерева целей" определяется видом нововведения. Если, например, инновационная цель - это создание нового технического комплекса, то формируется научно-техническая программа с перечнем научно-технических проблем, в результате решения которых получаются новые идеи и замыслы их воплощения (стадия НИР); перечнем проектов создания входящих в комплекс изделий, агрегатов и приборов (стадия ОКР), новых специальных технологий, необходимых для производства. В качестве операций технологии формирования нововведения выступают поиск научно-технических идей, разработка проектов, координация хода реализации программы и обеспечение всех намеченных параметров комплекса. Формируемые идеи трансформируются в проекты, а те в программу. Так осуществляется первая стадия инновационного процесса. Соответственно данные идеи, проекты и цели являются инновационными.

Инновационные идеи, проекты, программы рассматриваются как специфические объекты управления со своими признаками: характером процесса формирования; исполнителями; масштабами и сроками; издержками; внешней средой; способами продвижения результатов; организационными формами и методами управления.

В инновационных процессах идеи, проекты и программы могут иметь разное выражение: научные, технические (конструкторские) и технологические; производственные, маркетинговые и коммерческие; организационные и управленческие.

Идеи, замыслы и предложения. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится выработке научно-технических идей. На их основе разрабатываются и принимаются технические решения, показывающие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования, или так называемого "концептуального проектирования". Потребителю - исполнителю следующей стадии инновационного цикла (проектной) идея и замысел поступают в виде отчета по НИР с техническим заданием и предложением по использованию результатов. В рамках единой программы осуществляется передача результатов либо по плану, либо по договору. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений.

Научно-техническая идея - это общее теоретическое представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформулированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания изделия или алгоритм осуществления процесса, базируемые на идее и выраженные инженерными средствами. Одна и та же идея может быть воплощена посредством нескольких разных технических решений с сочетанием различных конструкторских и технологических признаков.

Непрерывное ускорение темпов создания инновационных продуктов и технологий обостряет потребность в новых теоретических решениях, что объективизируется в новых идеях и замыслах, определяет потребность и спрос на них. Управление процессом разработки идей и замыслов, по мнению специалистов в области организации продуктивного творчества, например П. Шеко [Адамов В.Е. Факторный индексный анализ. М.: Статистика, 1971.], требует создания специального механизма развития творчества на базе активизации факторов роста его продуктивности. В числе основных факторов выделяются четыре:

  1. методология творческого процесса генерирования идей, трансформации идей в замыслы;
  2. исследовательско-психологический настрой человека;
  3. организационное обеспечение творческого процесса;
  4. инновационная мотивация на предприятии.

Исполнителями НИР выступают отдельные НИИ, вузовские учреждения, структурные автономные единицы крупных организаций и объединений, финансово-промышленных групп и альянсов (консорциумов, совместных предприятий), их научные подразделения, самостоятельные консалтинговые фирмы.

Инновационные проекты. Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. Проект как объект управления имеет следующие основные отличительные признаки:

  • изменений (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта);
  • ограниченной конечной цели;
  • ограниченной продолжительности;
  • ограниченности бюджета;
  • ограниченности требуемых ресурсов;
  • новизны для предприятия, которое реализует проект, и для рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт (услугу);
  • "комплексности" (большое число факторов, прямо или косвенно влияющих на научно-технический прогресс и результаты проекта);
  • правового и организационного обеспечения (специфическая организационная структура на время реализации проекта);
  • разграничения с другими проектами предприятия.

С учетом приведенных признаков проекта можно сформулировать общее определение этого понятия. Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых означает завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

Однако в экономической литературе термин "проект" трактуется не столь однозначно. Поэтому приведем еще несколько известных формулировок.

Толковый словарь Вебстера: "Проект (от лат. projectus - брошенный вперед; англ. project) - это что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие".

Свод знаний по управлению проектами (Project Management Institute, США): "Проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта".

Английская Ассоциация проект-менеджеров: "Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов".

DIN 69901 (Германия): "Проект - это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления".

Мировой Банк в "Оперативном руководстве" № 2.20: "Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете постановленных задач с четко определенными целями...". Для Банка целями являются: увеличить или реконструировать производительные возможности экономической и социальной инфраструктур, повысить их сохранность и использование; оказать техническую помощь в подготовке, реализации и руководстве проекта, в обучении кадров; представить финансовые средства, услуги и содействие при подготовке и реализации проектов.

В.Д. Шапиро в книге "Управление проектами" (СПб., 1993): "Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, переводящей ее из одного состояния в другое".

Ж.-Ф. Фельдманн (Высшая коммерческая школа, Гренобль, Франция): "Проект - это последовательность взаимозависимых действий, требующая вовлечения нескольких участников; проект должен быть разовым (уникальным во времени); он должен иметь общую цель, которая может быть описана как сознательное изменение сложившейся ситуации".

А. Поулименакоу (Школа экономики и политологии, Лондон, Великобритания): "Проект - единственное в своем роде четко определенное усилие, направленное на получение определенных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и по установленной цене с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, которые работают под специальным руководством".

Брайан Твисс в книге "Управление научно-техническими нововведениями": "Каждый проект должен начинаться с четкой постановки цели, в достижении которой он и заключается и относительно которой оценивается успех проекта. Обычно это и называется "определение проекта". Поскольку окончательный успех определяется на рынке, цели должны быть четко определены рыночной потребностью, хотя возможна модифицированная оценка этой потребности в терминах, вероятнее всего достижимых на практике".

Рассматривая планирование и управление проектами, необходимо помнить, что речь идет об управлении динамическим объектом. Поэтому система управления проектами (УП) должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать частые модификации без всеобщих изменений в рабочей программе. В момент первого определения проекта обычно необходимо специфицировать характеристики проекта в рамках ограничений, предопределенных вероятностным характером разработки. Но в ходе развития проекта эти ограничения могут быть уменьшены и, в конце концов, совпасть с ожидаемыми потребностями избранной группы потребителей. Тем самым определение проекта в еще большей степени фокусируется на конкретных рыночных потребностях.

В системном плане проект может быть представлен "черным ящиком" ( рис. 6.1), входом которого являются технические требования и условия финансирования; итогом работы является достижение требуемого результата.

Формализованное представление проекта

Рис. 6.1. Формализованное представление проекта

Выполнение работ обеспечивается наличием необходимых ресурсов: материалов и финансов (М), оборудования (Е), человеческих ресурсов (Н). Эффективность работ достигается за счет управления (U) процессом реализации проекта, которое обеспечивает распределение ресурсов М, Е, Н, координацию выполняемой последовательности работ и компенсацию возмущающих внутренних (V) и внешних (W) воздействий.

На рисунке 6.2 представлена функциональная схема проекта в терминах замкнутых систем управления. Схема подчеркивает важность обратной связи по текущим параметрам проекта и текущим рыночным потребностям.

Проект как объект управления

Рис. 6.2. Проект как объект управления

С точки зрения теории систем управления проект как объект управления должен быть наблюдаемым и управляемым, т.е. выделяются некоторые характеристики, по которым можно постоянно контролировать ход выполнения проекта (наблюдаемость). Далее имеются механизмы своевременного воздействия на ход реализации проекта (управляемость) в автоматическом режиме (по некоторым параметрам) или в автоматизированном - через руководителя проекта.

Свойство управляемости тесно связано с условиями неопределенности, которые сопутствуют практически любому инновационному проекту. Поэтому для обеспечения управляемости в широком диапазоне изменения характеристик целесообразно использование принципов робастного управления, которые учитывают наличие случайных факторов и рисковых ситуаций. Математические модели описывают ситуации неопределенности методами стохастики и нечеткой логики, а методы их анализа позволяют давать надежные решения в ситуациях неполной информации о характере управляемых процессов.

Характеристики проекта, перечень и требования к которым формулируются в техническом задании, используются для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации и для заключительной оценки степени достижения поставленных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными. К важнейшим из них относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, прибыль, качество, конкурентоспособность, социальная и общественная значимость проекта.

Инновационный проект - более широкое понятие, нежели проект. Но в дальнейшем там, где это не будет специально оговорено, вместо термина "инновационный проект" мы будем для краткости использовать термин "проект".

Инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций. Проектные решения будут использоваться на следующих стадиях инновационного цикла трансформации результатов проектов в продукцию и технологию.

Окружение проекта принято разделять на внешнее и внутреннее.

Внешнее окружение.

Политика, экономика, общество, законы и право, наука и техника, культура, природа, экология, инфраструктура.

Руководство предприятия, сфера финансов, сфера сбыта и производства, материально-техническое обеспечение (сырье, материалы, оборудование), инфраструктура предприятия.

Внутреннее окружение.

Стиль руководства проектом. Он определяет психологическую атмосферу в команде проекта, влияет на ее творческую активность и работоспособность.

Организация работ по проекту, уровень компьютеризации и информатизации, уровень используемых средств управления проектом. Они определяют взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей.

Участники проекта. Они реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования в соответствии с целями и мотивацией и оказывают влияние на проект в соответствии со своими интересами, компетенцией и степенью "вовлеченности" в проект.

Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта. Основными участниками проекта обычно считаются: заказчик, проектировщик, поставщик, подрядчик, консультант.

Помимо них в работе над проектом могут принимать участие также инвесторы (вкладчики капитала, спонсоры проекта), владельцы земельных участков, финансовые организации (банки), различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, местные органы власти и общественные группы, заинтересованные в осуществлении проекта.

Руководитель проекта (project manager). Он занимает особое место в реализации проекта. Выполняя функции управления проектом, такой системный интегратор призван обеспечивать эффективное выполнение работ по проекту. Он делегирует полномочия членам группы, следит за исполнением плана, оценивает состояние работ, координирует и корректирует их выполнение.

Функции, обязанности и качества руководителя проекта:

  • он организует экспертизу бизнес-идеи, руководит разработкой коммерческого предложения и бизнес-плана, готовит к заключению контракты и договоры с заказчиком, контрагентами и поставщиками;
  • обладает необходимыми полномочиями и несет ответственность за всю работу над проектом;
  • подбирает свою рабочую группу (при этом должен уметь хорошо организовать и стимулировать ее работу);
  • руководит этапом структурного проектирования, определяет необходимые ресурсы, обеспечивает их распределение по видам работ и координацию этих работ;
  • использует персонал контроля проекта для планирования объемов и сроков работ, получения оценок и контроля затрат, контроля за движением материально-технических средств;
  • в случае мелких проектов может также выступать в роли координатора работ по проекту либо управлять несколькими проектами одновременно, а в случае более крупных проектов ему оказывает помощь координатор работ по проекту;
  • должен обладать способностью предвидеть проблемы и предотвращать их.

На рисунке 6.3 приведена схема взаимодействия участников проекта.

  • Команда проекта. Она является мотором и исполнительным органом проекта, от команды во многом зависит прогресс и успех проекта.
  • Методы и средства коммуникации. Они определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между заинтересованными участниками проекта.
  • Экономические условия проекта. Они связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами и льготами и другими экономическими факторами, действующими внутри проекта и определяющими его основные стоимостные характеристики.
  • Социальные условия проекта. Они характеризуются обеспечением стандартных условий жизни для участников проекта, уровнем заработной платы, предоставляемыми коммунальными услугами, условиями труда и техники безопасности, страхованием и социальным обеспечением.
Схема взаимодействия участников проекта

Рис. 6.3. Схема взаимодействия участников проекта

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет".

Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта образует жизненный цикл проекта, который принято разделять на фазы (стадии, этапы).

Имеются некоторые отличия в определении количества фаз и их содержания, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими.

Принято делить работы по реализации проекта на следующие фазы ( рис. 6.4):

  1. концептуализация проекта;
  2. разработка коммерческого предложения;
  3. проектирование;
  4. изготовление;
  5. сдача объекта и завершение проекта.
Схема жизненного цикла проекта

Рис. 6.4. Схема жизненного цикла проекта
  1. Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая следующее:
    • формирование бизнес-идеи, постановка целей;
    • назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта;
    • установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников;
    • сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
    • определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
    • сравнительная оценка альтернатив;
    • представление предложений, их экспертиза и утверждение.
  2. Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
    • разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания;
    • планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ;
    • проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана;
    • подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами;
    • ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ;
    • ввод в действие системы стимулирования команды проекта.
  3. Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:
    • организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий;
    • выполнение концептуального, эскизного и детального проектирования;
    • составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций;
    • представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
  4. Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль работ по проекту, изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание:
    • организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование;
    • организация материально-технического обеспечения работ и управление им;
    • подготовка производства, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
    • координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта.
  5. Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производятся комплексные пуско-наладка и испытания, опытная эксплуатация системы, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и возможных новых контрактах. Основные виды работ:
    • комплексные испытания;
    • подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
    • подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;
    • сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
    • оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
    • разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
    • реализация оставшихся ресурсов;
    • накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития;
    • расформирование команды проекта.

Вторую и частично третью фазы принято называть "фазами системного проектирования", а последние две (иногда включают также и фазу проектирования) - "фазами реализации". Последние три фазы могут выполняться в последовательно-параллельной схеме.

Необходимо учитывать, что начальные фазы проекта определяют большую часть его результата, так как в них принимаются основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств УП. При этом 30% вклада в конечный результат проекта вносят фазы концепции и предложения, 20% - фаза проектирования, 20% - фаза изготовления, 30% - фаза сдачи объекта и завершения проекта.

Кроме того, на обнаружение ошибок, допущенных на стадии системного проектирования, расходуется примерно в 2 раза больше времени, чем на последующих фазах, а стоимость исправления обходится в 5 раз дороже.

Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки:

  • неправильное определение интересов заказчика;
  • концентрация на маловажных, сторонних интересах;
  • неправильная интерпретация исходной постановки задачи;
  • неправильное или недостаточное понимание деталей;
  • неполнота функциональных спецификаций (системных требований);
  • чрезмерная загруженность;
  • ошибки в определении рыночной ниши и позиционирования;
  • ошибки в переговорах;
  • ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков;
  • редкая проверка на согласованность этапов и контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика);
  • слабость координации;
  • отсутствие наглядности в представлении результатов для оценки.

На начальных фазах осуществления проекта необходимо применять нетрадиционные методы и средства УП, в первую очередь управление процессом системного проектирования (фазы разработки коммерческого предложения и проектирования). На фазах реализации проекта могут быть использованы традиционные методы управления проектами.

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

  • модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
  • новаторский, когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
  • опережающий, когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
  • пионерный, когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции; биотехнологии).

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Проекты могут значительно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п. Множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям ( рис. 6.5).

Важно указать следующие классификационные признаки.

Классификационные признаки проектов

Рис. 6.5. Классификационные признаки проектов

Класс проекта. С точки зрения масштабности решаемых задач (класса проекта) инновационные проекты подразделяются следующим образом:

  1. монопроекты выполняются, как правило, одной организацией или даже одним подразделением, отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках. Требуется координатор или руководитель проекта;
  2. >мультипроекты представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели, такой как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного предприятия или группы предприятий военно-промышленного комплекса. Требуются координационные подразделения;
  3. мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним "деревом целей", требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Формирование и реализация мегапроектов может потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, ФПГ (крупных корпораций), группы стран.

Тип проекта определяется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: организационный, экономический, социальный, технический, смешанный.

Организационные проекты. Реформирование предприятия, реализация концепции управления, создание новой организации или проведение форума как проекты характеризуются следующим:

  • цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно трудно определить, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
  • срок и продолжительность задаются предварительно;
  • ресурсы предоставляются по мере возможности;
  • расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.

Экономические проекты. Такие проекты (приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов и т.п.) обладают следующими особенностями:

  • целью проектов является улучшение экономических показателей функционирования системы, поэтому их оценить значительно труднее, чем в ранее рассмотренных случаях;
  • главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
  • то же самое относится и к срокам проекта;
  • ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
  • расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.

Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.

Социальные проекты. Этот вид проектов (реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений) обладает наибольшей неопределенностью и имеет свою специфику:

  • цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена;
  • сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
  • расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
  • ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.

В техническом проекте зафиксированы технические решения, технический образ нового продукта, объекта.

Смешанный проект предполагает различные комбинации перечисленных выше проектов.

Вид проекта устанавливается по характеру предметной области проекта: инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, учебно-образовательный, комбинированные.

Инвестиционные проекты. Это проекты, которые характеризуются следующим:

  • определены и фиксированы цель, расходы, срок завершения и продолжительность;
  • требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта зависят в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого проекта;
  • требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта.

Научно-исследовательские и инновационные проекты. Под исследовательским проектом мы понимаем выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народнохозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др.

Проекты по разработке нового продукта или услуг, проведению научных исследований характеризуются следующими особенностями:

  • главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
  • срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
  • планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше - от прогресса проекта;
  • основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

Как правило, в данном случае именно мощности определяют расходы на проект и срок его готовности.

Под учебно-образовательным проектом мы понимаем выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих значение в сфере образования.

Комбинированный проект предполагает различные сочетания перечисленных выше проектов.

Длительность проекта определяется по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью. Стадии и этапы ОКР, например, устанавливаются стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и конструкторской подготовки производства (КПП). Технологические разработки регламентируются едиными системами технологической документации (ЕСТД) и подготовки производства (ЕСТПП).

Соответствующими документами регламентируются строительные проекты. Развитые системы стандартизации проектирования существуют в других странах, например в рамках ИСО.

Из всего сказанного вытекает неразрывная связь таких понятий как "проект" и "программа". Хотя программа - это как бы одна из форм проекта, а программирование (формирование программы) - одна из стадий жизненного цикла проектов, их свойства существенно разнятся, программа приобретает дополнительно ряд новых свойств. Все это говорит о необходимости уделить особое внимание программе как специфическому предмету управления, рассмотреть особо задачи программно-целевого управления как части проектного управления.

Инновационные программы. Инновационная программа, являющаяся сложной комбинацией проектов (мультипроекты и мегапроекты), как объект управления сильно отличается от отдельного проекта или совокупности мало связанных между собой проектов, выполняемых организацией и ее соисполнителями.

Программа представляет собой сложный объект, в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Теперь предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руководство, централизованное по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.

Примерами инновационных программ могут быть создание научно-технического комплекса, технологический прорыв в новом направлении и повышение научно-технического престижа национальной экономики, конверсия военного производства, техническое перевооружение отрасли, улучшение экологической обстановки и другие. Сформировать и реализовать программу в силах только крупное объединение организаций, например финансово-промышленная группа (ФПГ), консорциум крупных корпораций, регион или мегаполис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационных программ требует объединения научно-технических организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений, инфраструктуры, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосударственных соглашений.

Существует много примеров формирования и реализации инновационных программ. В отечественной практике широко известны такие программы, как космические, авиационные, военно-технические, результаты реализации которых стали национальным достоянием.

< Лекция 5 || Лекция 6: 123 || Лекция 7 >
Максим Цапко
Максим Цапко

Я наконец закончил курс "Управление ИТ-проектами". Как получить документ об окончании курса.

Геннадий Андреев
Геннадий Андреев
Россия
Артур Красовский
Артур Красовский
Россия, Владивосток, ВМРК ВПО Дальрыбвтуз-ДГТРУ, 2010