Опубликован: 19.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1325 / 232 | Длительность: 21:07:00
Лекция 1:

Место и роль инноваций в процессах развития социально-экономических систем

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >

Введение

Нет ничего более трудного в планировании, более сомнительного в успехе, более опасного в управлении, чем создание нового порядка вещей... Всякий раз, когда враги имеют возможность напасть на инноватора, они делают это с искренней страстью, в то время как сторонники защищают его лениво и осторожно, так что инноватор и его последователи всегда весьма уязвимы...

Никколо Макиавелли, 1513 г.

В современной экономике инновациям уделяется первостепенное внимание, поскольку от инновационной активности предприятия, отрасли, региона или государства напрямую зависит уровень его конкурентоспособности, спектр рыночных возможностей и эффективность текущей деятельности на современном рынке. Общепризнано, что инновации сегодня являются ведущим фактором экономического роста, поступательного движения человеческой цивилизации. Нововведения, базирующиеся на научных достижениях и совершенствовании производственных технологий, обеспечивают более половины прироста валового внутреннего продукта индустриально развитых стран. Постоянно набирающие темпы инновационные процессы радикально изменяют практически все стороны экономической действительности. Инновации существенно модифицируют весь комплекс отношений между хозяйствующими субъектами российской экономики, оказывают все большее влияние на общественную жизнь в целом.

Экономическая наука уделяет большое внимание методам, механизмам и инструментам, используемым в создании национальной системы управления инновационной деятельностью на различных уровнях развития российской экономики, изучает особенности регулирования экономических параметров инновационной активности отечественных предприятий и организаций.

Основы теории инноваций были заложены еще А. Смитом и Д. Рикардо. Огромный вклад в осознание роли инноваций в экономике внес Й. Шумпетер. Н.Д. Кондратьев исследовал взаимосвязь экономических циклов и научно-технического прогресса, его предшественниками были русские экономисты М.И. Туган-Барановский и А.И. Чупров.

Вопросы регулирования инновационной сферы и ее взаимодействия с государством и экономикой исследуются в работах российских ученых А.Г. Аганбегяна, Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Л.Э. Миндели, Ю.В. Яковца и зарубежных Ф. Хайека, Д. Норта, Н. Розенберга, Дж. Доси, М. Кастельса.

При создании курса использовались также концепции инноваций следующих российских ученых: П.Н. Завлина, С.Д. Ильенковой, А.К. Казанцева, Л.В. Канторовича, П.Л. Капицы, Д.И. Кокурина, Г.А. Лахтина, В.В. Новожилова, В.А. Трапезникова, Р.А. Фатхутдинова, Н.П. Федоренко, Н.В. Чайковской, С.С. Шаталина; зарубежных ученых: К. Фридмана и Л. Соэте, Р. Солоу, Р. Боуера, П. Пети, П. Ромера, Т. Агиона, А. Ховита, Р. Нельсона, С. Клайна, В. Кохена и Д. Левинталя.

В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирования портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Изучение теоретических основ и практических методов инновационного менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины, предусмотренной учебными планами большинства экономических специальностей. Место дисциплины "Инновационный менеджмент" в цикле дисциплин по теории и практике управления показано на рис. 1.

Место дисциплины «Инновационный менеджмент» в цикле дисциплин по теории и практике управления

Рис. 1. Место дисциплины «Инновационный менеджмент» в цикле дисциплин по теории и практике управления

Цель курса — обобщить достижения мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам, аспирантам, молодым ученым, руководителям научно-исследовательских организаций и других структур экономики России в освоении инновационного менеджмента.

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с созданием новых потребительских ценностей; освоением их производства; распространением и использованием; введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.

Курс подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507 — "Менеджмент организации" и направлению подготовки 080500 — "Бакалавр менеджмента" и охватывает разделы типового учебного курса "Инновационный менеджмент".

Курс состоит из девяти глав. В первой главе анализируются тенденции и разновидности развития, особенности управления развитием, рассмотрены нововведения как объект инновационного управления, приведены классификационные подходы к группировке и организации инноваций. Во второй главе раскрываются сущность и понятие инновационного процесса, его отличия от стабильного, исследованы стадии (их продолжительность, структура затрат) и этапы инновационного процесса. Третья глава посвящена вопросам возникновения, становления и основным чертам современного инновационного менеджмента. В четвертой главе исследованы место и роль организационных структур управления инновационными процессами, раскрыты особенности программно-целевых и гибких организационных структур инновационного менеджмента, приведены организационные формы инновационного менеджмента. В пятой главе раскрыты взаимосвязь и взаимозависимость инновационного менеджмента и стратегического управления. Шестая глава посвящена инновационному проектированию. В седьмой главе рассмотрены принципы и методы оценки инновационных проектов, а также особенности управления рисками в инновационной деятельности. В восьмой главе раскрыты вопросы оценки и охраны интеллектуальной собственности. Девятая глава посвящена государственному регулированию инновационной деятельности.

Курс ориентирован на широкий круг специалистов, занятых в инновационной сфере, а также на студентов и аспирантов, изучающих экономику и менеджмент.

Логика построения курса и основной его материал апробированы авторами в процессе чтения соответствующей дисциплины студентам Новосибирского государственного технического университета и Сибирской государственной геодезической академии.

Отдельные вопросы управления инновационной деятельностью рассматривались авторами в изданиях:

Щербаков А.И., Ивасенко А.Г., Чугунова О.А. Инновационный бизнес: российские проблемы и международный бизнес. — Новосибирск: МАН, 2000;
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инвестиции: источники и методы финансирования: учеб. пособие. М.: ОМЕГА-Л, 2006;
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. Новосибирск: СГГА, 2007.

Авторы надеются, что курс будет способствовать эффективному изучению дисциплины "Инновационный менеджмент" студентами экономических специальностей.

Авторский коллектив будет благодарен всем, кто сочтет возможным сделать замечания, внести предложения как по тексту, так и по проблеме в целом. E-mail: ya_shka@ngs.ru.

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >
Максим Цапко
Максим Цапко

Я наконец закончил курс "Управление ИТ-проектами". Как получить документ об окончании курса.

Геннадий Андреев
Геннадий Андреев
Россия
Артур Красовский
Артур Красовский
Россия, Владивосток, ВМРК ВПО Дальрыбвтуз-ДГТРУ, 2010