Уральский государственный экономический универсистет
Опубликован: 19.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 950 / 221 | Длительность: 05:02:00
Лекция 2:

Анализ рынка сервисов управления малым бизнесом

< Лекция 1 || Лекция 2 || Лекция 3 >

Бизнес - это занятие высоко рискованное, связанное, как правило, с немалыми инвестициями на начальном этапе. Чтобы уменьшить риски, возникающие в процессе становления бизнеса, предприниматели начинают его в одиночку или с командой - очень небольшим кругом доверенных лиц. Практически в любом успешном бизнесе наступает момент, когда требуется увеличение штата фирмы или компании, и тогда основатель бизнеса начинает искать сотрудников на рынке труда. Процесс этот очень важный и многоаспектный: необходимо не только найти нужных специалистов, но и правильно с экономико-правовой точки зрения оформить людей на работу, поскольку в этом случае возникают не только дополнительные затраты, которые необходимо оптимизировать, но и новые обязанности перед государством, с которым как известно "шутки плохи". В итоге предприниматель начинает понимать, что предприятию необходимы юрист и бухгалтер-экономист, а это дополнительные годовые расходы приблизительно в 500 000 рублей. Развивающийся бизнес может не выдержать подобных издержек и "схлопнуться". Как же минимизировать издержки и одновременно развивать бизнес? На сегодняшний день ответ на этот вопрос можно дать практически однозначный. Решением проблемы может стать электронный сервис, строго алгоритмизирующий все шаги, связанные с приемом на работу, с начислениями заработной платы и удержаниями взносов в различные фонды, с формированием отчетности и ее сдачи в контролирующие органы.

Катализатором разработки подобных информационных систем стали соответствующие государственные инициативы, которые были закреплены законодательно с 2002 года в Федеральном законе "Об электронной цифровой подписи" (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ). Это позволило активизировать процессы на рынке программного обеспечения, связанные с возможностью сдачи отчетности в государственные органы по телекоммуникационным каналам связи.

С 2014 года Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ за бизнесом закреплена обязанность сдавать отчеты в электронном виде всем плательщикам НДС, а с 2015 года сдача отчетов в электронном виде в ПФР (Пенсионный Фонд РФ) и ФСС (Федеральную систему социального страхования) является обязательной для всех организаций, в которых работает свыше 25 человек.

Рынок программного обеспечения для бизнеса можно условно поделить на три категории (см. рис. 2.1):

  • "программы для установки";
  • "сервисы по аренде 1С";
  • "самостоятельные сервисы".
Категории сервисов для управления бизнесом

увеличить изображение
Рис. 2.1. Категории сервисов для управления бизнесом

Рассмотрим первую категорию - программы для установки. Целевой аудиторией данного типа программ являются профессиональные бухгалтера организаций на любой системе налогообложения.

Преимущества программ установки:

  • подходят всем;
  • с некоторыми продуктами можно работать онлайн (1С (через 1С Линк), Бухсофт, Инфо-предприятие, ВС Бухгалтерия);
  • осуществляется импорт из 1С;
  • существуют специальные отраслевые решения (бюджет, торговля, ЖКХ, автомойка и т.д.);
  • позволяют полностью автоматизировать учет на предприятии (есть складской учет, управленческая отчетность и т.д.);
  • возможна доработка под потребности конкретного пользователя.

Недостатки программ установки:

  • стоимость зависит от количества пользователей, как правило, поэтому многопользовательский режим будет стоить дорого. При этом отправка отчетности всегда зависит от количества организаций;
  • необходимо настраивать и обновлять (для этого может понадобиться программист);
  • сложные, непонятные и некрасивые интерфейсы;
  • предназначены для профессионала в бухгалтерском учете.

Рассмотрим вторую категорию - сервисы аренды 1С. Целевой аудиторией данного типа программ являются профессиональные бухгалтера организаций на любой системе налогообложения.

Преимущества сервисов аренды 1С:

  • подходят всем;
  • быстрый доступ к 1С (+есть возможность бесплатного доступа на определенный период);
  • импорт из 1С;
  • существуют специальные отраслевые решения (бюджет, торговля, ЖКХ, автомойка и т.д.);
  • позволяют полностью автоматизировать учет на предприятии (есть складской учет, управленческая отчетность и т.д.);
  • привычный для бывалого бухгалтера интерфейс;
  • иногда в стоимость входит настройка программы.

Недостатки сервисов аренды 1С:

  • дорого, в сравнении с 1С;
  • все недостатки интерфейса 1С;
  • у некоторых сервисов нет подключения к 1С Отчетность;
  • предназначены для профессионала в бухгалтерском учете.

Рассмотрим последнюю категорию - облачные веб-сервисы. Целевой аудиторией данного типа программ являются профессиональные бухгалтера организаций, а также руководители малого бизнеса, либо ООО, либо ИП на УСН или ЕНВД.

Преимущества облачных веб-сервисов:

  • есть очень выгодные предложения (стоимость зависит от числа организаций либо от количества пользователей/проводок/времени, проведенного в системе);
  • простой интерфейс;
  • подсказки, справочные и тех поддержка;
  • импорт из 1С;
  • специальный функционал для руководителя (мобильные приложения, складской учет, CRM, фин. анализ, управленческий учет, соц. сеть и т.д.);
  • возможность воспользоваться бухгалтерским аутсорсингом/помощью бухгалтера.

Недостатки облачных веб-сервисов:

  • ограничения по аудитории, которой подходит та или иная программа;
  • недостаточность функционала (может не быть бухгалтерского учета, отправки отчетности);
  • сервис может быть рассчитан на руководителя, а не бухгалтера.

Анализ тарифных планов компаний, работающих на этом сегменте рынка показывает, что облачные сервисы, программы для установки и сервисы по аренде 1С находятся примерно в одном ценовом диапазоне (до 25 000 руб. в год), но с учетом разницы предоставляемых услуг в пределах одной категории сильно колеблются (см. рис. 2.2).

Тарифные планы компаний из всех категорий сервисов управления бизнесом

увеличить изображение
Рис. 2.2. Тарифные планы компаний из всех категорий сервисов управления бизнесом

Систематизация рынка такого рода услуг показывает, что явным лидером является компания 1С, все остальные компании по параметру "доля рынка" находятся примерно в одинаковом положении (см. рис. 2.3).

Доля рынка по всем категориям электронных сервисов управления бизнесом

увеличить изображение
Рис. 2.3. Доля рынка по всем категориям электронных сервисов управления бизнесом

Отдельно рассмотрим рынок облачных сервисов по предоставлению услуг компаниям малого бизнеса. Анализ рынка показал конкурентные позиции компаний из этого сегмента.

Рынок облачных сервисов

увеличить изображение
Рис. 2.4. Рынок облачных сервисов

Согласно диаграмме, лидерами рынка являются три онлайн-сервиса: Контур.Эльба, Мое дело и АУБИ, при этом позиции остальных сервисов в разрезе развития этого сегмента рынка нельзя назвать аутсайдерскими.

Приведем более подробные характеристики указанных облачных сервисов.

  1. Моё дело - первый в России сервис, который объединяет всё необходимое для ведения бухгалтерии через интернет в режиме "одного окна" и предоставляет пользователям актуальный экспертный контент. Всем клиентам бесплатно доступны персональные консультации экспертов, индивидуальное обучение, интеграция с банками.
  2. Контур.Эльба - электронный бухгалтер, в функции которого входит сдача отчетности через интернет для ИП и ООО, электронная отчетность на УСН и ЕНВД.
  3. Сделки 24 - сервис для малого и среднего бизнеса, помогающий готовить первичные документы: договоры, счета на оплату, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры и акты сверки.
  4. БухСофт - готовое решение, которое либо уже удовлетворяет Вашим требованиям, либо требует незначительных усилий, чтобы особенности Ваших требований были бы учтены в программе в кратчайшие сроки. Подходит для всех видов организаций (торговля, услуги, производство, ТСЖ, НКО и т.д.). Автоматизированы все участки учета и отчетности. Включает полный блок Зарплата и Кадры.
  5. Небо - онлайн сервис для ведения бухгалтерского учета. Позволяет вести приход и расход денег, вводить документы учета запасов, рассчитывать зарплату, формировать отчеты. Формы отчетности регулярно и своевременно обновляются. Существует мобильное приложение.
  6. Мой Склад - первый в России интернет-сервис управления торговлей и складом. Его официальный запуск состоялся в феврале 2008 года. В 2011 году инвестором и совладельцем сервиса стала фирма 1С. На сегодняшний день Мой Склад входит в число лидеров российского рынка SaaS-приложений, сервисом уже воспользовались 300 000 компаний.
  7. АУБИ - веб-сервис для ведения бухгалтерского учета. Подходит для любой системы налогообложения. Включает в себя модули: бухгалтерия, налоги, склад, торговля, производство, зарплата, кадры. Поддерживает электронный документооборот с контрагентами, банками и внутри предприятия, а также сдачу электронной отчетности онлайн в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР и др.

Сравним описанные выше сервисы с помощью экспертного метода - метода анализа иерархии. Метод анализа иерархии - это наиболее современный метод экспертной оценки, предназначенный для выбора альтернатив по определенным критериям. Его основное преимущество заключается в попарном сравнении альтернатив отдельно по каждому критерию.

Цель анализа - выявить среди веб-сервисов, занимающих менее 5% рынка, самый удобный, понятный и оптимальный по тарифу для начинающего индивидуального предпринимателя.

В качестве альтернатив выберем следующие сервисы:

  • Контур.Эльба;
  • Мое Дело;
  • Небо;
  • Ауби;
  • Бухсофт Онлайн;
  • Главбух;
  • Imboss;
  • Мои финансы;
  • Большая Птица.

По опросам большинства предпринимателей, экспертов компаний, занимающихся реализацией услуг облачных сервисов, были выделены следующие критерии отбора альтернатив:

  • наличие круглосуточной технической поддержки;
  • наличие подсказок в сервисе;
  • наличие автоматического обновления веб-сервиса;
  • дружественный интерфейс;
  • стоимость использования за год.

Для реализации метода анализа иерархий был использован специализированный сервис поддержки принятия решений MakeItRational (). После проведения оценки степени важности каждого критерия было установлено, что наиболее значимыми критериями отбора являются стоимость использования за год и наличие круглосуточной технической поддержки.

Приведем окончательные результаты отбора, полученные при помощи сервиса MakeItRational (см. рис. 2.5):

Рейтинговые оценки облачных сервисов по управлению малым и средним бизнесом, полученные при помощи сервиса MakeItRational

Рис. 2.5. Рейтинговые оценки облачных сервисов по управлению малым и средним бизнесом, полученные при помощи сервиса MakeItRational

Исходя из диаграммы, можно отметить, что на сегодняшний день на рынке присутствует два явных лидера по оказанию онлайн-услуг управления малым бизнесом в формате облачных сервисов: Контур.Эльба и Небо.

При достаточно высоких оценках по большинству ключевых критериев сервис Мое Дело имеет высокую стоимость услуг за базовый пакет и поэтому занимает только третью позицию в рейтинге описываемого программного обеспечения.

Следующий сегмент включает в себя сервисы, имеющие примерно равные рейтинги - это Большая птица, Imboss, Бухсофт. Преимуществами этих сервисов является невысокая стоимость использования в силу того, что их функционал не осложнен и в первую очередь рассчитан на директора небольшой компании, а не на бухгалтера.

К "аутсайдерам" в рамках выбранной критериальной базы можно отнести онлайн-сервисы Главбух, Мои финансы, АУБИ. Особенностью данных сервисов является то, что они готовы дорабатывать функциональность "под ключ", то есть разрабатывать персональные функции для той или иной компании.

В качестве ознакомления с облачными сервисами мы предложим сервис Контур.Эльба и покажем реализацию в нем ряда наиболее часто встречающихся формализмов в управлении компанией малого или среднего бизнеса.

< Лекция 1 || Лекция 2 || Лекция 3 >
Дмитрий Куренышев
Дмитрий Куренышев

Курс Облачные технологии управления малыми и средним бизнесом, Лабараторная работа №1, для 30 дневного проба продукта, требуется ввести свои данные организации или ИП, поскольку я не предприниматель, но мне требуется изучить этот продукт, я не знаю как поступить в этой ситуации

Дмитрий Карачун
Дмитрий Карачун
Беларусь, Минск