Форма обучения:
дистанционная
Стоимость самостоятельного обучения:
бесплатно
Стоимость обучения с персональным тьютором:
500 руб. [?]
Доступ:
свободный
Документ об окончании:
 
Уровень:
Для всех
Длительность:
4:45:00
Студентов:
907
Выпускников:
207
Курс направлен на популяризацию нравственных ценностей и принципов, касающихся отношения человека к окружающей среде.
В курсе рассматриваются создание предпосылок для их внедрения в общественное сознание и социально-политическую практику и повышения чувствительности средств массовой информации и центров принятия решений к экологическим последствиям деятельности человека. Освоение программы позволит читателям более четко и корректно сформулировать свою позицию по проблемам экологичного образа жизни и экологической политики. Специальная этико-теоретическая или экологическая подготовка для прохождения курса не требуется. В результате усвоения проблематики экологической этики участники курса получают представление о различных подходах к этической оценке существующих и возможных способов отношения к природы и опыт практического соотнесения собственных убеждений с аналитически проясненными нормативно-экологическими теориями. Благодаря обсуждению актуальных экологических проблем, их этических аспектов, мировоззренческих и социально-политических условий и возможностей их решения участники тренинга получают первичные навыки практического использования принципов экологической этики.

Дополнительные курсы

 

План занятий

Занятие
Заголовок <<
Дата изучения
Лекция 1
18 минут
Предмет этики
Понятия "этика" и "мораль" ("нравственность") в их широких и узких значениях. Разные формы обнаружения морали: а) принципы (ценности и нормы, правила), б) поступки и отношения. Качество морали проявляется в отношении человека к себе, к другим и к высшему началу. Императивный и ценностный аспекты морали. Культурно-исторические изменения области других как предмета морального отношения: включение животных и природы в сферу моральной ответственности человека.Структура этики: теоретико-философская, нормативная, прикладная составляющие. Задачи и предмет различных областей (направлений) этических исследований. Профессиональная и корпоративная деятельность как предмет прикладной этики. Внутренняя связь между теоретической, нормативной и прикладной составляющими этики.
-
Лекция 2
23 минуты
Предмет и проблематика экологической этики
Предмет экологической этики и междисциплинарный характер этико-экологического знания. Предмет экологии, ее структура и проблематика. Проблематика экологической этики. Методы экологической этики. Ценностно-нормативная специфика этико-экологических проблем. Несводимость экологической этики к профессиональным кодексам морали. Этико-экологические проблемы в международных документах. Официальные и неофициальные международные документы. Их значение в формировании и развитии экологической ответственности.
-
Лекция 3
24 минуты
Природа как ценность. Дилемма антропоцентризма и нон-антропоцентризма
Антропоцентризм, патоцентризм, биоцентризм, экоцентризм в отношении к природе и живым существам. Изменение предмета моральной ответственности в нон-антропоцентристском этическом мышлении. Ценность природы; природа как "внутренняя ценность"; основные трактовки "внутренней ценности" и ее основные характеристики: неинструментаность, безотносительность, объективность. Смысл перехода от антропоцентризма к нон-антропоцентризму в отношении к объектам природы.
-
Лекция 4
20 минут
Биологическое разнообразие
Масштабы антропогенного исчезновения видов и разрушения экосистем. Основные показатели обеднения биосферы: Индекс живой природы, Индекс Красной книги. Проблема определения биологического разнообразия (биоразнообразия). Конвенция о биологическом разнообразии. Основные причины утраты биологического разнообразия: 1) изменение местообитаний посредством хозяйственной деятельности; 2) чрезмерная эксплуатация диких видов; 3) загрязнение местообитаний, 4) изменение местообитаний вследствие изменения климата 5) внедрение в экосистемы чужеродных видов. Направления деятельности по сохранению биоразнообразия: in situ (создание охраняемых зон, рациональное природопользование, уничтожение чужеродных видов, восстановление экосистем) и extu (искусственное разведение животных и растений и создание генетических банков). Оценка успешности исполнения Конвенции к 2010. Концепция внутренней ценности всех компонентов биоразнообразия. Снижение биоразнообразия как "сверх-убийство". Сохранение биоразнообразия и эволюционная динамика. "Цитадельная" охрана дикой природы. Антропоцентристское (ресурсное) обоснование ценности биоразнообразия. Понятие экосистемных услуг. Типы экосистемных услуг: обеспечивающие, культурные, регулирующие, вспомогательные. Проблема "ненужных" и "избыточных" видов. Споры о приоритетных уровнях и объектах биоразнообразия. "Горячие точки" планетарного биоразнообразия.
-
Тест 2
21 минута
-
Лекция 5
23 минуты
Совместная и коллективная ответственность
Понятие моральной ответственности. Проспективное и ретроспективное измерения ответственности. Ответственность за состояние природы. Традиционное индивидуалистическое представление об ответственности. Надындивидуальная моральная ответственность в сфере массовых взаимодействий и специализированных практик. Ответственность организованных коллективных субъектов. Социальная ответственность бизнеса в экологической сфере. Моральная и правовая ответственность компаний (корпораций) за причиненный экологический ущерб. Способы уклонения коллективных организованных субъектов от ответственности за экологический ущерб. Обоснование нравственной вменяемости организованных коллективов (корпорация как морально ответственная личность). Ответственность членов группы за деятельность коллективного целого: совместная, общая, всеобщая ответственность. Обязанность индивидов участвовать в создании институтов, эффективно предотвращающих экологический ущерб. Совместная (общая, всеобщая) ответственность в международных декларативных документах. Дифференцированный характер совместной (общей, всеобщей) ответственности: вопрос об оптимальном распределении обязанностей и санкций в рамках возникающих на основе совместной (общей, всеобщей) ответственности институтов. Распределение обязанностей между участниками производственно-коммерческих цепочек, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Распределение обязательств, стран-участников борьбы с последствиями глобального изменения климата.
-
Лекция 6
21 минута
Предосторожность
Смысл и общие характеристики принципа предосторожности. Формирование принципа предосторожности, его осмысление в контексте природоохранной деятельности. Принцип предосторожности в международных нормативных документах. Сильная и слабая версии принципа предосторожности. Этическое содержание принципа предосторожности, его отличие от принципов компенсации и превентивности. Практические ограничения принципа предосторожности. Условия применения принципа предосторожности. Нормативные условия принципа предосторожности.
-
Тест 3
24 минуты
-
Лекция 7
25 минут
Обязанности перед будущими поколениями
Обязанности перед будущими поколениями в истории морального сознания и этической мысли. Угрозы интересам и потребностям будущих поколений, созданные сегодняшним поколением. Учет интересов и потребностей будущих поколений в рамках расчета выгод и затрат. Проблема справедливых сбережений. Внутренняя противоречивость сбережений ради будущих поколений. Социальное дисконтирование будущего как способ избежать "диктатуры будущего". Аргументы в пользу социального дисконтирования будущего: психологическая укорененность временных предпочтений, неуверенность в существовании получателей сбережений, неуверенность в характере их потребностей, эффективность альтернативного использования ресурсов. Аргументы против дисконтирования. Проблемы невосполнимости потерь и дисконтирования ценности человеческой жизни. Права будущих поколений как ответ на недостатки социального дисконтирования будущего. Права будущих поколений в договорной теории справедливости. Права будущих поколений в перспективе фундаментального этического равенства. Пользователи и хранители общего достояния (наследия). Обязанности перед будущими поколениями в международных аналитических, декларативных и регулятивных документах. Трудности с юридическим закреплением прав будущих поколений. Способы институционализации прав будущих поколений в общественно-политической практике современных государств.
-
Лекция 8
21 минута
Устойчивое развитие
Новая ситуация человечества в мире: предпосылки появления концепции устойчивого развития. Интеллектуальные истоки концепции: теория экономического развития, теория пределов роста, теория рационального использования природных ресурсов. Устойчивое развитие в международных правовых документах (от доклада Брундтланд до Йоханессбургской декларации). Нормативная основа концепции устойчивого развития: право на удовлетворение основных потребностей. Приоритет потребностей беднейших слоев населения в развивающихся странах. Забота об интересах будущих поколений. Соблюдение ограничений, связанных с возможностями окружающей среды. Понятие несущей емкости (способности) экосистем. Понятие экологического следа. Три основы устойчивого развития: экономическая, социальная, экологическая. Слабая концепция устойчивого развития и ее недостатки. Сильная концепция устойчивого развития и ее недостатки. Отождествление устойчивого развития с особыми формами экономического роста: за и против. Устойчивое развитие, устойчивое состояние, устойчивое использование Земли. Ноосферное понимание устойчивого развития и его недостатки. Устойчивое развитие и глобализация. Проблема индикаторов устойчивого развития. Идея устойчивого развития на глобальном и локальном уровнях деятельности. Зеленое потребление как способ изменения общественного сознания.
-
Лекция 9
23 минуты
Справедливость
Специфика моральной категории "справедливость": нацеленность на предотвращение нечестных преимуществ, безусловно обязательный характер требований, взаимное соответствие обязанности одного лица и права другого. Справедливость как основа легитимизации и делегитимизации общественных институтов и традиционных практик. Справедливое отношение к природе. Затруднения договорных теорий справедливости в вопросах распространения справедливого отношения на животных, популяции, виды, экосистемы. Недоговорная экологическая справедливость. Принципы справедливого отношения к природе. Права природы в законодательной практике. Справедливое распределение экологических благ, экологических рисков и неизбежного экологического ущерба между людьми. Состояние окружающей среды как общественное благо. Субъективная оценка: измерение готовности платить за сохранение благоприятной окружающей среды и получать компенсации за ее ухудшение. Недостатки субъективной оценки с точки зрения справедливости. Диспропорции в потреблении экологических благ между социальными слоями и территориальными сообществами. Движение против экологического неравенства (экологического расизма) в США и других странах мира. Институциональные формы преодоления экологического неравенства. Экстернализация экологических издержек как одна из проблем в отношениях развитых и развивающихся стран. Базельская конвенция и Базельский запрет. Принципы справедливого распределения обязательств между участниками преодоления планетарного климатического кризиса. Рамочная конвенция по изменению климата и Киотский протокол. Модели обеспечения климатической справедливости в посткиотский период.
-
Тест 4
24 минуты
-
1 час 40 минут
-
Лариса Варченко
Лариса Варченко
Россия, г. Кемерово
Жулдыз Мукашева
Жулдыз Мукашева
Казахстан, Алматы, Ратушного 100, кв 16