Опубликован: 10.02.2018 | Доступ: свободный | Студентов: 1332 / 468 | Длительность: 02:47:00
Лекция 8:

Модель автолизинга

< Лекция 7 || Лекция 8 || Лекция 9 >
Аннотация: Модель автолизинга на основе блокчейн.

В этой лекции будет рассмотрен первый пользовательский сценарий блокчейн – "Модель автолизинга", разработанный IBM. Этот сценарий демонстрирует, что блокчейн может использоваться для разных целей.

Почему же вдруг возникла необходимость применять блокчейн в сфере автолизинга? Чтобы понять это, имеет смысл рассмотреть текущую, то есть старую систему ( рис. 8.1).

Текущая модель автолизинга

Рис. 8.1. Текущая модель автолизинга

Процесс автолизинга начинается с регулирующего органа, который дает разрешение производителю выпускать автомобиль. Производитель подает заявку на такую лицензию или разрешение, после чего получает его. После этого он производит автомобиль и продает его компании-арендодателю. Компания-арендодатель может получать свои автомобили либо напрямую от производителя, либо от фактического владельца автомобиля. Крайняя необходимость гарантий делает этот сценарий очень интересным. Компания-арендодатель может покупать машины и иметь свой парк машин или же брать машины в аренду у владельцев. Затем компания-арендодатель открывает партнерские дилерские агентства по всей стране. Дилер получает автомобили и сдает их арендатору. Наконец, когда автомобиль полностью изнашивается, он попадает к утилизатору.

Весь этот процесс требует большого количества бумажной работы, ведь документооборот чрезвычайно важен для понимания того, откуда появилась машина, застрахована ли она, зарегистрирована ли она в определенной стране. И арендатору, и дилеру необходимо знать, что автомобиль, который они собираются использовать или получают для коммерческих целей, зарегистрирован, не находится вне закона, застрахован, а также убедиться, что ранее он не имел повреждений. Однако текущий документооборот очень сложен, документов создается много и к тому же их довольно легко подделать. В результате люди, берущие машину в аренду и не изучающие тщательно документы, подвергают себя всевозможным рискам, что приводит к выводу, что бумажная система документооборота неэффективна. Выйти из этого затруднения и помогает блокчейн.

Как уже говорилось в предыдущих лекциях, система блокчейн – это регистр, в котором можно делать различные виды записей и транзакций и который можно эффективно использовать в сфере автолизинга.

Представьте теперь всю эту последовательность действий с использованием блокчейн. Каждая транзакция, каждая отдельная запись будет храниться в общей базе данных, и у каждого участника, начиная от регулирующих органов и заканчивая утилизатором, будет своя локальная копия этой базы. Таким образом, любая запись будет проверяться всеми участниками. Совершить мошенничество, взломать эту сеть и изменить существующую информацию будет крайне проблематично.

Последовательность действий в сфере автолизинга с использованием системы блокчейн выглядит следующим образом. Регулирующий орган дает разрешение производителю, но теперь оно хранится в общей базе данных. Эта база данных доступна для всех участников: для регулирующего органа, для компании-арендодателя, для дилеров, арендаторов и т. д. Как только новая запись появляется в базе, например, "разрешение выдано", "автомобиль произведен", все необходимые юридические документы будут размещены в базе данных и доступны для всех участников, как и информация о том, когда автомобиль поступил в компанию-арендодатель, кем и когда было произведено последнее ТО и т.д. Например, для тех, кто берет машину в аренду, важна информация об уже существующих на автомобиле царапинах. Информация о том, какие были предыдущие царапины, кто их оставил, когда машина была застрахована и т.д., хранится в общей базе и подтверждается каждым участником этой сети. Утилизатор, дилер, компания-арендодатель – все они могут быть спокойны, так как знают, что систему сложно взломать, и это оптимизирует существующий рабочий процесс.

Какие же ценные дополнения внесли IBM в старую систему посредством использования системы блокчейн?

  1. Улучшили эффективность. Вместо обширного бумажного документооборота с разными типами и форматами документов для разных целей существует один-единственный источник данных, который копируется для всех участников, и любая новая транзакция автоматически обновляется в базе каждого. Это гарантирует отсутствие дублирования документов и мошенничества.
  2. Благодаря повышению эффективности временной интервал передачи автомобиля от производителя конечному пользователю существенно сократился. С использованием системы блокчейн процессы, сопровождающие аренду или покупку автомобиля, стали мгновенными.
  3. Увеличили прозрачность системы, тем самым повысив доверие к ней. Люди с большей вероятностью будут брать машину напрокат у компании, которая использует блокчейн, чем у той, которая не использует эту систему.
  4. Сокращение времени обработки каждой транзакции – от получения разрешения до записей о техническом осмотре. Все эти документы обновляются практически мгновенно, что позволяет быстро передать автомобиль от производителя к арендодателю или покупателю.
  5. Снижены риски со стороны информационной безопасности и риски мошенничества. Шансы мошенничества очень низкие, так как это не выгодно экономически.
  6. Убраны посредники всех видов, которые могут быть вовлечены в этот документооборот и процессы подтверждения, в результате чего снизились расходы.

Таким образом, IBM хочет доказать, что автолизинг, основанный на системе блокчейн, более безопасен, надежен и позволяет пользователю больше доверять компании-арендодателю.

Автолизинг на основе блокчейн

Рис. 8.2. Автолизинг на основе блокчейн

В следующей лекции будет рассказано о значимых персонах системы блокчейн и компаниях, использующих эту систему.

< Лекция 7 || Лекция 8 || Лекция 9 >
Евгений Завиленчик
Евгений Завиленчик
Россия
Александр Детенков
Александр Детенков
Россия, Московский Государственный открытый университет, 2007